Литовская элита укрепляется в "наследственной" русофобии
Правнук политика, который в 1941 был членом незаконного правительства Литвы и подписал благодарственное Гитлеру, возглавил республиканских консерваторовНа днях в Литве состоялась сенсация местного масштаба, которая, тем не менее, может самым решительным образом сказаться на судьбе пусть маленькой, пусть пребывающей под внешним управлением, но страны, народ которой, как и все иные в мире, хотел бы мира и благополучия. Так вот, эти константы оказались подвергнуты основательному риску, поскольку лидером партии консерваторов избран Габриэлюс Ландсбергис. Подробности - в материале Накануне.RU.
Тому, кто отслеживает политическую жизнь в странах Балтии, фамилия знакома очень хорошо. Как же, ведь ее носитель по имени Витаутас – личность уже в значительной мере "легендарная". Первый руководитель второй республики, бессменный лидер консерваторов вот уже четверть века является застрельщиком антироссийской политики, последнее время достигшей накала истерии. Ныне он депутат Европарламента, только тем и занимается, что везде ищет злой умысел Москвы и призывает все плотнее перекрывать "сибирскому медведю" кислород. Так вот, Габриэлюс не только работает вместе с дедом в Европарламенте, но и сменил его на посту председателя партии.
Экс-спикер Сейма Ирена Дегутене, также претендовавшая на этот пост, после голосования в сердцах заявила, что этот амбициозный человек "спущен нам на парашюте". Ветеран имела в виду то, что "молодой да ранний" вступил в партию едва ли не накануне съезда и в силу этого не имеет никакого – она подчеркнула это – никакого опыта работы не только в верхних эшелонах, но и в низовых звеньях, без чего руководить политической силой в стране невероятно трудно.
Наследственная же линия в назначении усматривается весьма любопытная. Упомянутый уже Витаутас Ландсбергис – сын Витаутаса Ландсбергиса-Жямкальниса – личности, опять же, довольно известной в республике. В свое время он был главным архитектором Литвы, впрочем, годы Второй мировой и последующий период в его биографии окутаны завесой тайн и загадок. Известно, что он был министром в незаконном правительстве Литвы и даже подписал благодарственное письмо Гитлеру.
В 1939 г. после возвращения Литве Вильнюса (что произошло благодаря СССР, который теперь в Литве – "оккупант") Жямкальнис перебрался в новую столицу и стал работать главным инженером-архитектором города. Вхождение Литвы в СССР не принесло Жямкальнису никаких неприятностей. Наоборот. Председателем Вильнюсского горисполкома стал его давний знакомый Валунас, прибывший в Литву из России. Жямкальнис стал его замом-советником по архитектурным вопросам.
Оккупация Литвы нацистами также не принесла Жямкальнису особых проблем. Ему была предложена должность министра коммунального хозяйства во Временном правительстве Шкирпы-Амбразявичюса. 25 июня 1941 г. старший Ландсбергис-Жямкальнис подписал благодарственное письмо Гитлеру, в котором также содержалось положение о национализации имущества, принадлежавшего "евреям и лицам, активно действовавшим против интересов литовского народа".
В перечень обязанностей Жямкальниса, как министра Временного правительства, помимо коммунальных проблем, входила организация еврейских гетто в городах Литвы. В это же время Жямкальнис сотрудничал с советским подпольем, возглавляемым Валунасом, взявшим себе псевдоним Юозас Витас.
Вскоре Витас был арестован гестапо, а подполье - разгромлено. Однако Жямкальнису странным образом удалось выкрутиться из этой смертельно опасной ситуации. Бывший соратник Витаса по подполью, декан юридического факультета Вильнюсского университета Андрюс Булота сообщил, что все оставшиеся в живых подпольщики обвиняли в "провале" Жямкальниса, но доказательств этому не было.
Жямкальнис тогда отделался увольнением с работы, так как немцы что-то все-таки заподозрили. Или наоборот. Создали для него прикрытие. В аппарате КГБ СССР ходила информация, что Жямкальнис серьезно подозревался в сотрудничестве с гестапо в период войны. По мнению этих сотрудников, факт предательства Жямкальниса подтверждала его боязнь быть уличенным в связях с гестапо, которая заставила его в конце войны сбежать на Запад и вплоть до 1959 г. скрываться.
А теперь о русофобе Витаутасе Ландсбергисе. Заслуженный деятель искусств Литовской ССР, член правления и секретариата Союза композиторов Литвы начал делать политическую карьеру "на переломе" – в конце 80-х. На учредительном съезде Саюдиса 22—23 октября 1988 был избран в Сейм, в марте 1989 г. избран народным депутатом СССР.
Инициировал на съезде народных депутатов СССР депутатский запрос по правовой оценке пакта Молотова-Риббентропа. 11 марта 1990 г. при его активном участии Верховный совет принял декларацию о восстановлении независимости Литвы. В тот же день он был избран председателем Верховного совета Литвы.
А в сентябре 2000 г. по инициативе Ландсбергиса литовский Сейм... чуть было не принял закон о признании того самого Временного правительства Юозаса Амбразявичюса (1941) законным правительством Литвы. Однако из-за широких протестов законопроект был отозван.
Вот уж, действительно, яблочко от яблони... ну, дальше знаете. И деятельность молодого политика Габриэлюса со всей очевидностью это доказывает. Полгода назад за скандалом по тайному и бесплатному распространению в Европарламенте книги на английском "Красная Даля" (в ней открываются те страницы биографии действующего президента Грибаускайте, которые она старательно прячет) бдительный Габриэлюс сразу вычислил и назвал "диверсанта" - "тут видна опытная рука Кремля". Вот уже и он, вслед за "знаменитым" дедом, втерся в доверие и в Брюсселе, именно ему поручили подготовить доклад по отношениям объединенной Европы с Россией. Великая восточная соседка, правда, знакомая с одиозной позицией политика, не предоставила ему визы "по техническим причинам", но находчивому литовскому парню это и не нужно, ведь собственный палец всегда под рукой, в итоге родилось "исследование", главным смыслом которого стал ожидаемый и даже где-то заказанный призыв осудить и наказать агрессора за кровь на Украине, ввести новые санкции – согласитесь, было бы странно, если бы родилось предложение пойти на компромисс, даже постараться вникнуть в аргументы другой стороны.
Семейство Ландсбергисов не кичится, но осторожно проталкивает мысль, что своей немецкой фамилией обязано владетельному средневековому барону, который пришел на восточные берега Балтики вместе с тевтонскими рыцарями. Рассказывают, наверное, именно это никем не доказанное родство имели в виду руководители правительства, созданного сразу после вступления фашистов, приглашая на один из видных постов батюшку Витаутаса. Нынешние носители фамилии по понятным причинам не хотят установления истины, поскольку это могло бы обернуться несмываемым позором и сильно сказаться на политической карьере. Эту поучительную историю вспомнили для того, чтобы еще раз показать, насколько живуча элита, передающая свою встроенность в клан вершителей судеб по наследству.
В Литве таких примеров тьма тьмущая, сыновья министров становятся тоже если не членами кабинета (за 25 лет просто еще не успели), то находятся на видных постах в департаментах и ведомствах, в правлениях госкорпораций, банков...Эугениюс Гентвилас, один из лидеров либералов, постоянно на виду, высоко поднялся по служебной лестнице, одно время даже занимал пост премьер-министра, сейчас служит народу в парламенте. Его сын недавно закончил учебу и успешно начал карьерное продвижение, занимая видную должность в Клайпеде. Наследник упомянутой выше Андрикене, руководя крупной бизнес-структурой, оказался вовлеченным в скандал с прогоревшим банком "Снорас", откуда он пытался вывести свои капиталы, причем, по свидетельству СМИ, не без помощи сиятельной мамы, рулившей в то время Сеймом и потому имевшей доступ к секретной информации. Так же хорошо известны в стране кланы Бразаускасов, Кубилюсов, Мазуронисов...
В элиту попасть даже труднее, чем в закрытый английский клуб, тут недостаточно рекомендаций ее членов, доброго имени, светлых побуждений и благородных порывов. Яркий тому пример - экс-президент Роландас Паксас, прошедший через унизительную процедуру импичмента в том числе и за то, что был человеком со стороны (родом из провинциального жямайтийского городка, летчик по профессии, не привыкший играть по чужим правилам). Еще безжалостнее поступают с выскочками нетитульного происхождения, и способности, как и капиталы, тут не играют решающей роли, деление на чистых и нечистых идет по признаку "свой" - "чужой".
Чужим оказался Виктор Успасских, основатель популярной Партии труда, евродепутат, приговоренный к лишению свободы якобы за черную партийную бухгалтерию и сейчас ожидающий решения аппеляционного суда. Политик от этой представительницы Фемиды никакой милости не ждет, убежден: дело шито белыми политическими нитками и надеется все же найти справедливость в европейских судах, если удастся вернуться живым.
В Литве, как в какой-нибудь Англии, много говорят о социальных лифтах, возносящих вступающих в жизнь к самым небесам. Но на деле это такая же красивая сказка, мираж, как и легенда о простом чистильщике обуви с Бродвея, ставшем миллионером.
Ну, а как же, спросите вы, это, казалось бы, рядовое событие – партийное назначение Габриэлюса – может сказаться на судьбе граждан? А очень просто: у руля восстановившей независимость республики консерваторы постоянно меняются с социал-демократами, и новоиспеченный лидер авторитетно заверил, что на следующих парламентских выборах через два года партия станет первой, а он сможет, таким образом, возглавить правительство. Сейчас консерваторы пребывают в явном кризисе, они не только ушли в оппозицию, но и потеряли тысячи своих сторонников (далеко не всем по душе воинственная русофобия) и сейчас вообще откатилась на третье место, как показал последний опрос общественного мнения.