"Для губернаторов придумали пугалки - под Госдуму формируются новые правила"
Избирательную кампанию-2015 уже можно считать стартовавшей. С 4 по 14 июня во всех регионах будет официально объявлено о старте кампаний по выборам глав субъектов, региональных парламентов и органов местного самоуправления. Несмотря на негласный запрет из Кремля на то, чтобы губернаторы возглавляли списки партии власти, они активно участвовали в предварительном голосовании и пошли "паровозами". Кроме того, в последние недели перед стартом кампании появился целый ворох инициатив, направленных на ужесточение рамок, в которых приходится "вести борьбу" губернаторам. Все они сводятся, так или иначе, к ограничению публичной активности региональных лидеров, что перед госдумской кампанией 2016 года выглядит довольно странно. Подробности – в материале Накануне.RU.
4 июня 2015 года начался период принятия решений о назначении выборов губернаторов и депутатов региональных парламентов. "Выборы регионального уровня назначаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Соответственно период назначения выборов в рамках предстоящего единого дня продлится с 4 до 14 июня 2015 года", – говорится в сообщении Центризбиркома.
Таким образом, старт кампаниям фактически дан – в течение десяти дней выборы стартуют. По данным ЦИК, уже объявлено о начале кампании в Костромской области – там пройдут и губернаторские и выборы заксобрания. Всего, по данным ЦИК, 13 сентября этого года состоятся выборы губернаторов в 21 регионе, кроме того, в ЯНАО, ХМАО и Северной Осетии губернаторов будут утверждать региональные парламенты. Областные думы и заксобрания обновят составы в 11 субъектах, еще в 25 регионах будут избраны депутаты городских дум.
Как обычно, накануне старта кампании не обошлось без законопроектного ажиотажа, попыток сменить рамки и правила игры. Наибольшая часть предполагаемых изменений должна была коснуться губернаторского корпуса и его поведения в рамках кампании. Так, в течение последней недели неоднократно публиковалась и обсуждалась информация о том, что Администрация президента "не рекомендовала" возглавлять губернаторам списки "Единой России" на выборах в областные парламенты. Однако, по данным на сегодняшний день, прислушался к этим увещеваниям лишь один из 11 губернаторов, где проходят выборы – глава Новосибирской области Владимир Городецкий.
Формально это можно оправдать, по сути, только в трех регионах – в Калужской и Костромской областях, где одновременно проходят выборы губернатора и представительных органов, а также в ЯНАО, где выбранные депутаты будут "избирать" главу округа. В остальных регионах списки партии возглавляют "паровозы" – не только губернаторы, но и депутаты Госдумы, члены Совета Федерации. Например, в Курганской области "тройка" состоит губернатора Алексея Кокорина, депутата Госдумы Александра Ильтякова и сенатора Сергея Лисовского. В Воронежской области список возглавляют губернатор Алексей Гордеев и сенатор Галина Карелова, в республике Коми в тройку вошли глава республики Вячеслав Гайзер и депутат Госдумы Владимир Поневежский.
В регионах утверждают, что "тройки" согласовывают с Москвой, и было бы довольно странно предположить, что эти списки не утверждены АП.
"Запрет не является строгим, хотя элемент того, чтобы власть постепенно равноудалялась от "Единой России" – он существует. Я думаю, что он делается с прицелом на выборы 2016 года, чтобы там губернаторы уделяли внимание кампаниям кандидатов от одномандатников, которые пойдут при явной или неявной поддержке ОНФ", – прокомментировал Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
В прошлые годы "паровозами" могли быть не только губернаторами и депутатами обеих палат Федерального собрания – практически в любой кампании можно было увидеть лицо Владимира Путина, его цитаты на рекламных буклетах и т.д. В этом году использовать образ президента в региональных выборах запретили, но и участие в них губернаторов может серьезно отразиться на ходе подготовки к выборам.
"Кампания во главе с губернатором всегда лояльна. Губернатор добился определенных результатов, партия поддерживает его в реализации политики. Это простая модель. А без губернатора модель сложнее. Но для жителей региона она нужнее. Нужно развивать политическую систему. Эта рекомендация Кремля призвана сделать политическую систему более гибкой, более устойчивой, отражающей интересы граждан, а не административной вертикали", – считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
С другой стороны, использование административного ресурса, который дает участие губернатора в кампании, необязательно поможет партии – не исключено, что эффект будет прямо противоположным.
"Многие губернаторы, которые просили президента выразить доверие их кандидатуре, теперь пытаются кэшировать данный политический ресурс в электоральные возможности. Логично было бы предположить, что губернаторы, несмотря на достаточно скептическое отношение со стороны АП, будут возглавлять списки в региональные законодательные собрания в качестве так называемых "паровозов". Региональное начальство не хочет терять ни одной возможности, которые предоставлены федеральным центром. Это понятно, но на мой взгляд, это выражение слабости и неуверенности в себе. Эта модель очень сильно повлияет на кампании, потому что данный пункт обязательно будет использован оппонентами "единороссов" на региональном ристалище и будет играть против "Единой России", – отметил в беседе с Накануне.RU гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Камнем в огород губернаторов стал законопроект об уголовной ответственности за пиар из государственного бюджета, который внесли в Госдуму представители всех оппозиционных фракций и который был поддержан ОНФ. Авторы инициативы не поясняют, как можно разделить пиар и собственно информирование населения посредством СМИ о деятельности правительства, губернатора, органов власти, о реализации майских указов президента, открытии новых предприятий, где бы на торжественной церемонии присутствовал губернатор и т.д. Становится непонятно, как, в таком случае, должны губернаторы вести, в том числе, избирательные кампании, если любое позитивное слово будет расцениваться как нарушение закона. Исключением может стать ситуация, когда губернатор честно оплачивает конкретный материал "на правах рекламы" из собственного кармана, но разве "борцы с коррупцией" поверят, что такое возможно в принципе – если о губернаторе кто-то пишет хорошо, значит, априори – за деньги из регионального бюджета?
"Это пугало для губернаторов, это слишком жесткое наказание. Федеральный центр занят тем, что перекладывает все больше социальных обязанностей с себя на регионы – это вызывает определенное противодействие губернаторов, которые не то, чтобы организовали фронду, но демонстрируют некоторую тягу к самостоятельности, развивают малый бизнес в качестве налогооблагаемой базы и многие другие вещи. В закон эта инициатива вряд ли будет воплощена, но можно считать, что негласный запрет на ограничение пиара уже наложен", – уверен Салин.
Определенный сомнительный оттенок этой инициативе придает другое событие, которое, в принципе, никак не связано, по крайней мере, на первый взгляд, с выборами. Американский холдинг Hearst завершил сделку по приобретению контрольного пакета холдинга Rugion, который владеет 42 городскими порталами по всей России. К слову сказать, ряд порталов находится в тех регионах, где будут проходить выборы. Сам по себе этот факт из жизни бизнеса. Но если губернаторам будет действительно запрещено платить региональным СМИ за освещение деятельности власти, кто поручится, что этим не будет заниматься "аполитичный городской портал" с американскими акционерами, большой аудиторией и возможностью формировать любое общественное мнение – как позитивное, так и негативное? Сценарий, при котором областные бюджеты закроются для "районок", может стать серьезным эпизодом в переделе рынка региональной прессы, а равно и управляемости информационной составляющей на местах.
Впрочем, не все эксперты склонны видеть за подобными инициативами политический умысел или желание как-то ограничить свободу действий региональных лидеров.
"Речь идет о банальной оптимизации бюджетных трат. Губернаторы слишком полагаются на федеральные деньги, в том числе и в сфере самопиара. Это уникальное явление – в других странах его просто нет. Политики не могут позволить себе подобного рода траты, потому что это, как правило, обращается против них на выборах, но наше региональное начальство, видимо, не очень печется о своем реноме и репутации и старается подстраховаться, где только можно – подложить соломку везде, где только можно", – выражает мнение Мухин.
Помимо этого законопроекта, губернаторам в последнее время "досталось" еще несколько раз. Это и законопроект, который ограничивает губернаторские полномочия двумя сроками подряд, начиная с 2012 года. Уже появились поправки в этот законопроект об ограничении в один срок. Вообще, создается впечатление, что губернаторам накануне выборов задают достаточно узкие рамки и выводят из сферы публичной политики.
"Давно есть тренд на удаление губернаторов от публичной политики и сосредоточение их на текущей хозяйственной деятельности. В 90-х, когда в регионах не было денег, губернаторы дистанцировались от этого с помощью популистских заявлений, все перекладывали на федеральный центр. Об этом в Москве помнят и пытаются нейтрализовать угрозу в зародыше. Когда денег на все хватало, губернатор-публичный политик – это был даже плюс в глазах федерального центра. Сейчас это представляет потенциальный риск, потому что губернатор попытается заниматься популизмом и перекладывать все проблемы на федеральный центр. Это совершенно целенаправленная политика", – считает Павел Салин.
С другой стороны, если этот тренд будет развиваться, не исключено, что вытеснение губернаторов из публичного политического поля сыграет на появление новых перспективных лиц – как со стороны провластной ветви, так и со стороны разного рода оппозиции. Довольно понятной и логичной была бы схема участия таких активистов в нынешних выборах, раскрутка их популярности к следующему лету и выдвижение в качестве одномандатников на парламентских выборах "под крылом" ОНФ, тем более, что в рамках фронта легко сосуществуют представители разных политических партий. Несколько месяцев назад была информация о том, что куратор выборов от "Справедливой России" Александр Бурков и ряд его однопартийцев могут войти в руководящие органы ОНФ. Прошло определенное время, "слияния" не произошло, однако Бурков и сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева вместе с представителями КПРФ и ЛДПР вносят совместный законопроект о самопиаре губернаторов, явно демонстрируя способность договариваться.
В предыдущую парламентскую кампанию "Единая Россия" представляла 25%-ную квоту для "фронтовиков". По словам источников Накануне.RU в Госдуме, неофициально в этом году такая квота сохранится.
Еедавно в СМИ обсуждалось, что ОНФ вообще останется без квоты на парламентских выборах, зато будет "брать свое" в одномандатных округах.
"Я так понимаю, что вопрос по квоте ОНФ еще не решен, судя по тому же сливу в СМИ, когда говорилось, что "единороссам" надо входить в ОНФ, чтобы избраться. Борьба эта только начинается, думаю, она весь год до следующих выборов продлится", – предполагает Салин.
Учитывая, что стартовавшая накануне избирательная кампания – крайняя перед парламентскими выборами, не приходится сомневаться, что мы станем свидетелями очень жесткой борьбы за политический олимп, за которой Накануне.RU продолжает внимательно наблюдать.