Россия проявляет первые признаки недовольства затягиванием Минска-2 и усиливает "газовые" позиции
В Новороссии и на Украине ситуация вновь перешла в вялотекущую фазу бесконечных переговоров и террористических обстрелов со стороны войск хунты. Однако в заявлениях российского руководства уже появляются нотки недовольства затягиванием переговоров, которые со стороны Киева не приводят ни к каким конкретным результатам, но полностью игнорируются при одновременном лицемерном согласии их выполнять. Подробности - в материале специального корреспондента Накануне.RU в Донецке.
Так, на встрече с главами иностранных информагентств в Санкт-Петербурге 20 июня президент России Владимир Путин сказал, что "международное сообщество должно оказать давление на правительство президента Петра Порошенко, чтобы оно выполняло обязательства в рамках минских соглашений". А на Петербургском международном экономическом форуме Путин еще раз заявил: "Сегодня, безусловно, надо выполнять договоренности, достигнутые в Минске. Если бы нас что-то не устраивало, мы никогда бы не поставили подпись под этим документом. И если уж он состоялся, мы поставили там свою подпись, - мы будем добиваться его полного исполнения. Вместе с тем мы не можем это сделать в ОДНОСТОРОННЕМ порядке".
Последнее замечание является ключевым в позиции России: никаких односторонних уступок не будет. Утром деньги – вечером стулья. Можно наоборот. Но деньги вперед. Путин подчеркнул на форуме, что последовательность выполнения пунктов в соглашениях нельзя изменить, и они должны реализовываться в том порядке, как это было записано в соглашениях Минск-2. По сути дела, это дипломатическая формулировка того, что изменить твердую позицию России по украинской проблеме не удастся.
Москва по-прежнему настаивает на том, что было зафиксировано в Минске и что США руками хунты все так же не собираются выполнять, - реформирование Украины путем диалога с ДНР и ЛНР. Для США это категорически неприемлемо, поскольку по факту демонтирует унитарную Украину – эту "священную корову", на которой строится весь русофобский режим. Россия же прекрасно понимает это затягивание времени, с которым оно мирится лишь до поры до времени, но бесконечно это продолжаться не будет. Об этом говорят слова президента РФ: "Прошло уже слишком много времени от того, как минские соглашения были подписаны. Сейчас нужно, еще раз повторяю, наладить прямой диалог между Луганском, Донецком и Киевом. Вот чего не хватает". Об этом же еще раз сказал и министр иностранных дел России Сергей Лавров.
"Главная беда, которая тормозит выполнение минских договоренностей, - какой бы пункт бы вы ни взяли, все они предполагают согласование между Киевом, Донецком и Луганском. Этого украинские власти делать не хотят, что является главной, ключевой проблемой для достижения согласия по всем вопросам устройства украинского государства", - отметил Лавров.
Устройство украинского государства – вот что стоит на кону в этом локальном украинском противостоянии. Это тот вопрос, который является камнем преткновения между Россией и США, считающими, что дело в небольших косметических изменениях модели управления.
В этих условиях, когда взаимопонимание невозможно в принципе, продолжается игра мускулами. Так, Путин отметил, что Донбасс силой не задавить, ведь в региональных конфликтах, "где бы они ни происходили, противоборствующие стороны всегда где-то находят оружие. Это также справедливо и для восточных регионов Украины".
Он также многозначительно заявил, что Россия никогда не согласится с тем, что "кто-то где-то будет с кем-то разговаривать с позиции силы сначала с помощью милиции, а потом с помощью спецслужб, а потом с помощью Вооруженных сил", и что в Донбассе не было бы оружия, если бы с самого начала Киев пытался решить все миром. "Оно там появилось только после того, как людей начали убивать с помощью танков, артиллерии, РСЗО, авиации, и там появились те, кто сопротивляется. Как только будет предпринята попытка политическими средствами решать вопрос, там и оружия этого не будет", - намекнул Путин.
В этой связи выделяется новость о том, что Госдеп США поддержал 16 июня предоставление Донбассу особого статуса. США якобы настроены на то, чтобы поддержать особый статус Востока Украины, заявила координатор программ помощи Европе, Евразии и Центральной Азии Госдепа США Алина Романовски. Однако вряд ли это всерьез: по ее же словам, США нацелены на "национальное единство" Украины, в рамках которого "особый статус ее востока" вызывает большие сомнения. А кроме того, "меры нашей поддержки нацелены на сокращение энергетической зависимости Украины от России", как заявила Романовски, что означает продолжение энергетической войны против России руками хунты.
Параллельно с этим США усиливают свое военное присутствие на Украине, не говоря уже об управлении, которое полностью находится в их руках уже полтора года. Американские инструкторы продолжают открыто тренировать украинских боевиков и планируют завершить обучение трех батальонов т.н. "нацгвардии" Украины в октябре, сообщил командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес. По его же словам, у американских военных есть "шанс понять, в каких условиях должна воевать и воюет украинская нацгвардия", из чего ясна цель этих тренировок – подготовка наемников для войны.
18 июня Сенат США одобрил проект военного бюджета на 2016 финансовый год, которым предусмотрена передача Украине вооружения на 300 млн долларов "на подготовку, оборудование, логистическую поддержку" боевиков. Сумма небольшая, но это лишь надводная часть айсберга, вероятно, специально озвученная в СМИ, чтобы отвести внимание от реальных цифр. Например, об этом говорит заявление замглавы администрации Вальцмана-Порошенко Андрея Таранова по итогам визита в США. 19 июня он сказал, что правительство США настроено на предоставление Украине контрбатарейных, противотанковых, средств радиоэлектронной борьбы и других видов вооружения. И все это делается при заверениях в приверженности минским соглашениям, но для противостояния мифической "российской агрессии". Ясно, что ни к какому компромиссу это привести не может.
А 17 июня ВМС Украины начали военные учения с привлечением авиации в Одесской и Николаевской областях. Несмотря на ссылки Минобороны на "антитеррористическую операцию на востоке страны", ясно, что психологическая цель этих учений – Приднестровье, расположенное как раз по соседству.
Поэтому днем ранее, 16 июня, в связи с приднестровским вопросом ДНР сделала важное заявление, что перейдет в наступление, если Украина атакует Приднестровье. И хотя об этом сказал глава МИД ДНР Александр Кофман, совершенно ясно, что Россия послала сигнал США: атака на Приднестровье обернется наступлением армии ДНР. Так что если янки рассчитывают втянуть Россию в войну уже официально, это им все равно не удастся: воевать будет ДНР, а не Россия. "ДНР пойдет в наступление в случае атаки Украины на Приднестровье. Мы полагаем, что в свете последних тенденций такое обострение НЕИЗБЕЖНО, - заявил Кофман. - Блокада Приднестровья, которую с мая устроили Молдова и Украина, закрыв доступ российским грузам и миротворцам через свои территории в ПМР, обернется открытием второго фронта, который ПОГУБИТ Украину".
Обратим внимание: Россия дает знать, что понимает неизбежность атаки на ПМР, но необходимость отстоять эту важнейшую "клетку" глобальной шахматной доски настолько важна, что ради этого "территориальной целостностью" Украины придется пожертвовать. Вместе с тем вступать в войну открыто по-прежнему крайне нежелательно, и вот для этого, еще раз повторим, и нужна была годичная пауза фиктивного "перемирия". Армии народных республик вооружены, подучены, подчинены единому командованию, гражданские институты власти сформированы и – готовы защитить Россию. Действительно защитить – и оружием, и, что не менее важно, дипломатически, став своего рода соломкой, заблаговременно подстеленной Россией. В связи с этим вполне ожидаемым сейчас является дистанцирование России от ДНР и ЛНР, которая не будет упускать случая подчеркнуть свою непричастность к действиям республик.
Первый такой случай уже произошел. 19 июня Лавров заявил, что Москва не имеет стопроцентного влияния на ДНР и ЛНР. "Влияние, конечно, на них у нас есть, безусловно. Они в серьезной степени от нас зависят, взять одну только гуманитарную помощь, которую кроме нас никто в таких объемах туда больше не поставляет. И, конечно же, они зависят от нас в политическом плане, потому что мы выступаем за то, чтобы их законные права как части украинского народа уважались в контексте этого урегулирования. Является ли это влияние стопроцентным? Совсем нет", – подчеркнул Лавров.
В этом заявлении выделяется "украинскость" Донбасса, которая является российским алиби. "Мы добились от них главного: мы добились того, что, несмотря на принятые декларации о независимости, проведенный референдум, они, тем не менее, после достижения минских договоренностей выступили за то, чтобы искать решение всех своих проблем в рамках украинского государства", – сказал Лавров.
Такие странные на первый взгляд заявления, однако, совершенно необходимы для той внешнеполитической линии, которую последовательно проводит Россия, демонстрируя прежде всего свою непричастность к украинской проблеме и войне в Донбассе. Для России наступило историческое время не громких заявлений, а твердой позиции и ее последовательной реализации, но для этого необходимы союзники, которых воинственные реляции только отпугнут. Кому же хочется быть союзником "агрессора"?
Вот почему нужны и ОБСЕ, и прочие дармоеды-наблюдатели. Которым даже приходится выражать благодарность "за рыцарское отношение к дамам", как то сделал глава ДНР Александр Захарченко 15 июня. Жест демонстративной вежливости и уважения к "международному сообществу": Захарченко поблагодарил ОБСЕ, этих американских марионеток, за "объективность". "С моей стороны, большое им спасибо, что они здесь работают, благодаря им мир узнает пускай не всю правду, но часть они доносят до Европы и вообще до мировой общественности. Нареканий на работу наблюдателей масса. Но на 70% они объективно и адекватно оценивают обстановку", - заявил Захарченко. Ничего не поделаешь, пока правила игры устанавливаем не мы, а поэтому должны признавать действующие, попутно заявляя Западу, что его беспокойство совершенно напрасно, ведь Россия "не претендует на какую-то гегемонию", а просто "более настойчиво и последовательно отстаивает свои интересы" (Путин на ПМЭФ).
От России тем более требуется уважение к "нормам международного права", поскольку решаемые нашим руководством задачи подразумевают согласование с другими странами, а их выполнение стратегически важно. Речь идет о расширении "Северного потока", третью и четвертую нитки которого планируется ввести в эксплуатацию до конца 2019 года, а также о прокладке "Турецкого потока". В этой связи представляется особенно важным визит Путина сначала в Италию, а потом в Баку. Связь между ними та, что Путин встретился с президентами Италии, Турции и Азербайджана. Чтобы "Турецкий поток" был построен, нужно убедить Италию принять у себя его продолжение, гарантировав поддержку против неизбежного американского давления, а Турцию – что газ по газопроводу будет кому поставлять.
Причем же здесь Азербайджан? А при том, что именно азербайджанский газ США рассматривают как альтернативу "Турецкому потоку". Значит, и Баку нужно чем-то заинтересовать. Чем именно – станет известно в будущем, но Баку уже сделаны первые заявления о заинтересованности "Турецким потоком". Новость для нас чрезвычайно положительная, переводящая Азербайджан из конкурентов в партнеры.
В этих условиях никакие резкие действия в Донбассе крайне нежелательны. И хотя Россию провоцируют и военным путем, и дипломатическим, та "упрямо" твердит, что альтернативы Минским соглашениям нет. На самом деле им так же нет альтернативы, как и военному освобождению Новороссии и Украины от фашизма. Но все это будет потом и без прямого участия России, которая просто по факту примет военное переформатирование Украины из сочувствия к ополченцам, которых обстреливали так долго, что они не могли не перейти в наступление.
Недаром в СМИ нашими недругами недавно была вброшена очередная "утка" о том, что Донбасс договорились "слить" совместно с Киевом. Цель провокации очевидна – подорвать доверие к России в ДНР и ЛНР. Однако фокус не удался. Россия будет бороться за ВСЮ Украину, ибо "что бы ни происходило, в конечном итоге Россия и Украина так или иначе обречены на совместное будущее" (Путин на ПМЭФ). Каким оно будет – покажет время, но бороться Россия будет до победы. До новой Великой Победы – нового воссоединения.
Борьба за возрождение России продолжается!