"Комитет спасения Украины занимается переливанием из пустого в порожнее. Пока больше вопросов, чем ответов"
Сегодня, 3 августа, в Москве прошла пресс-конференция "Комитета спасения Украины" - бывший премьер-министр Украины Николай Азаров рассказал, что есть разработанная программа, которая выведет Украину из кризиса. Какие именно меры будут применены, не уточняется, но заявлено, что это "целый ряд мер". Президент Центра системного анализа и прогнозирования, политолог Ростислав Ищенко считает, что пока эти заявления больше похожи на высказывания по типу "мы за все хорошее, против всего плохого". Ранее в СМИ обсуждались разные аспекты создания этого Комитета - и то, что он согласован с российским руководством, и то, что кандидатом в президенты может стать Владимир Олейник, и то, что Николай Азаров - опытный политик, знает, что делает. Но пока не представлен конкретный план действий, что является наиболее важным для тех же украинских избирателей. Конечно, многие говорили и говорят "Порошенко плохой" и "нужно менять власть", но это не может быть базой для дальнейшего продвижения, уверен эксперт. Ведь тот же Ярош говорит то же самое. Базой может стать только поддержка широких масс, а как Комитет собирается доносить до них свою позицию, и какая вообще позиция - ответа пока нет. Вырастет ли этот проект в нечто большее или будет "заморожен", - в беседе с Накануне.RU своим мнением поделился политолог Ростислав Ищенко.
Вопрос: "Комитет спасения Украины" провел сегодня первую пресс-конференцию. На Ваш взгляд, это реально имеющий силу проект или он носит более пропагандистский характер?
Ростислав Ищенко: Пока из всего сказанного понятно, что они выдвинули кандидата в президенты - господина Олейника. Поскольку никто пока не собирается проводить никаких президентских выборов, то вообще непонятно, куда они его выдвинули. Выборов нет, а кандидат в президенты – есть.
Они призывают к борьбе с киевской хунтой – я знаю сотни людей, которые тоже призывают к борьбе с киевской хунтой. Но мы же никого из них не называем "правительством в изгнании", следовательно, есть просто люди, которые хотят вернуться в украинскую политику после победы над хунтой. Для этого они создали какую-то структуру, чтобы себя каким-то образом позиционировать.
Пока они хотят, чтобы Порошенко и Яценюк мирным путем ушли и передали им власть. Но этого никогда не будет – ни Порошенко с Яценюком мирно не уйдут, ни, тем более, им власть никто не передаст. Поэтому все эти заявления пока имеют мало общего с реальностью – с тем же успехом можно попросить Барака Обаму уйти мирно и передать кому-нибудь власть. Я рассматриваю их как группу политиков, которые два года назад "выпали" из украинской политики и хотят в нее вернуться.
С моей точки зрения, действуют они для этого неудачно, потому что собрать пресс-конференцию, создать "Комитет спасения Украины", представить кандидата в президенты, сказать "мы против Порошенко" – ну, это не значит получить поддержку украинских избирателей. Ведь для людей, которые борются с киевским режимом, важна программа действий. Причем, так как первые лица этого Комитета – и Азаров, и Олейник – входили в правящую верхушку эпохи Януковича, можно сказать, что они тоже несут ответственность вместе с Януковичем за то, что произошло.
Призывы выходить на улицы и поддерживать Олейника – это просто смешно. Потому что когда они были у власти, у них хотя бы была армия, милиция, служба безопасности – и то они не устояли, а сейчас все это работает против них и против тех, кто собирается выйти на улицы. За это время многое изменилось. Допустим, они собираются возродить какое-то украинское государство, в составе этого государства уже нет Крыма – какая их позиция? Какая их позиция по вопросу ЛНР и ДНР? Они будут вести переговоры о возвращении – на каких условиях? Предоставят независимость – каков механизм? В этих вопросах ведь еще и затрагивается конституция Украины – очень много технических вопросов, на которые надо дать ответы сначала, а потом говорить, кто хочет управлять страной. На все эти вопросы ответ они не дали.
Вопрос: Зато они выступают против Порошенко – этого мало для украинских избирателей?
Ростислав Ищенко: Они выступают против Порошенко – но ведь и Ярош выступает против Порошенко. Но у Яроша совсем не та программа, которая будет поддержана Новороссией. Нужна какая-то программа. Понятно, что и Украина сейчас находится совсем не в том состоянии, в каком она находилась даже в момент падения Януковича, хотя даже тогда это было не блестящее положение. Каким образом они собираются воссоздавать почти "с нуля" украинскую экономику? На все эти вопросы нет ответов, есть просто заявления – мы хотим прийти после Порошенко. Ну, прекрасно. Но одним желанием такие проблемы не решаются.
Вопрос: А полтора года – не поздно ли?
Ростислав Ищенко: Безусловно, поздно. Кстати, одним из вопросов может быть – а чем они занимались полтора года? Искали 15 человек, которые создадут Комитет? Или размышляли о своем отношении к Порошенко? В общем-то, только ленивый сейчас не говорит о том, что ожидается падение режима. И, конечно, заявить о себе как о потенциальном преемнике – почему бы и нет? То есть этот Комитет создается при условии, что Порошенко уже уходит, и надо успеть запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Опять же вопрос – почему в августе 2015 г., а не в мае 2014 г.?
Можно найти людей на 10 таких комитетов, которые тоже скажут – мы хотим управлять, мы не любим Порошенко, считаем, что он плохо работает. Но этот Комитет отличается тем, что, безусловно, Азаров как бывший премьер является привлекательным медийным лицом. Пока что. Хотя, наверное, не в такой степени, в какой мог бы быть привлекательным полтора года назад, если бы занял жесткую позицию и выступал против. Да, Азаров, наверное, из всех бывших чиновников имеет, в целом, наивысший рейтинг на Украине среди тех людей, которые противостоят сегодня киевскому режиму. Но если у Азарова рейтинг выше, чем у Януковича – это еще не значит, что он вообще хороший, и его готовы поддержать.
Тем более, когда люди говорят – мы хотим, чтобы все было так же, как при Януковиче, но без Януковича – тогда вопрос: извините, а воровать тоже так же? И результат будет таким же, как в 2014 г.? Там очень много политических, экономических, идеологических вопросов, на которые нет ответов. А без ответов на эти вопросы – это просто группа лиц, которая хочет чем-то управлять.
Вопрос: Николай Азаров, как Вы упомянули, опытный политик с высоким рейтингом, долгое время занимал высокие посты на Украине. Но ведь это было мирное время? Сейчас, в состоянии обрушения экономики, де-факто военного положения, разбитой инфраструктуры, можно ли говорить, что он - подходящая фигура?
Ростислав Ищенко: Ну, я никогда не испытывал позитивного отношения к опыту Азарова.
Из всех премьер-министров на Украине он является наиболее успешным премьером. Но, понимаете, успешный премьер Украины и успешный премьер вообще – это разные вещи. То есть успешный премьер Украины – это не комплемент. Это как "если закончились лучшие из лучших, то пошлите лучших из худших" – тут примерно то же самое.
Азаров реально работал в режиме устойчивой политической системы, в режиме работающей нормальной экономики, когда все украинские правительства занимались, по большому счету, проеданием средств советского наследия. Ни одно из украинских правительств не смогло вернуть ВВП даже на уровень 1991 г. Следовательно, когда человек, который привык работать в каком-то стабильном режиме, приходит в страну, в которой даже пусть только что закончилась гражданская война, но где десятки тысяч стволов оружия не учтены и находятся на руках у населения, где жесточайшее противостояние в обществе, где практически уничтожена экономика, делить уже нечего, надо уже создавать в условиях отсутствия внутреннего и внешнего ресурса – здесь не последнюю роль играют заранее заявленные решения и план действий.
Где вы будете брать деньги на существование государства, которое вы хотите воссоздать? Нужны иностранные кредиты, внутри страны вы их не найдете, - кто вам их даст?
Вопрос: Есть ведь еще и нынешние долги?
Ростислав Ищенко: Да, и они еще в два раза увеличатся, прежде чем кто-то на самом деле заработает. Одно дело сказать – вот у нас есть союзник в Вашингтоне, он нам поможет, мы будем работать. Можно сказать – у нас есть союзник в Москве, можно даже в Китае что-то поискать. Но объясните, как вы будете работать. Без этого говорить о том, что выдающийся экономист решит вопросы – все в итоге упирается в отсутствие четко обозначенной политической позиции.
Вопрос: Если говорить о союзниках в Москве – в СМИ обсуждается вопрос, что, возможно, это было согласовано с российским руководством, хотя Кремль это и отвергает. Как Вы к этому относитесь?
Ростислав Ищенко: Я думаю, что если бы создание подобного Комитета было бы согласовано с российским руководством, то он выглядел бы и выступал несколько по-другому. Он имел бы выраженную политическую позицию. Пока это та же самая риторика, что была у режима Януковича за все время его существования, которая привела к краху 2014 г. "Мы должны убрать плохих от власти и привести хороших", "мы должны привести все к миру", "мы должны восстановить единство Украины", "мы должны, должны, должны". Хорошо, "мы за все хорошее против всего плохого" – но как? Ответа нет.
Вопрос: Ранее говорилось, что одна из целей проекта - довести до украинского общества другую точку зрения, критику принимаемых решений. Но среди цензуры на Украине это вообще возможно?
Ростислав Ищенко: Насколько я понимаю, иная точка зрения до украинской общественности доносится уже полтора года, несмотря на цензуру СМИ. Более того, есть люди даже внутри Украины, которые доносят эту точку зрения. Это трудно, но для тех, кто хочет слышать иную точку зрения, возможность есть.
Вопрос в другом - какую именно точку зрения, до каких слоев населения хотят ее донести, что хотят получить в результате? Опять же, сейчас в ДНР и ЛНР достаточно сильны левые социалистические настроения, по всей Украине сильны антиолигархические настроения. Но эта-то группа представляет правительство, в общем-то, олигархическое. Значит, они должны отмежеваться как-то от своего прошлого, либо возникнет вопрос: вы работали с такой-то группой олигархов, если вы вернетесь – она с вами вернется?
Вопрос: А играет ли какую-то роль в проекте Олег Царев?
Ростислав Ищенко: Насколько я понимаю, Олег Царев там не фигурирует. По поводу него это, видимо, был фейк, который распространила украинская сторона. Пока его там не видно. У него ведь был так называемый проект Новороссия, который в какой-то степени страдал той же самой проблемой, что и у этого Комитета – не было массовой поддержки. На что опираться? Если у вас нет массовой поддержки, то вы являетесь весьма условной политической фигурой. У Царева, по сравнению с этим Комитетом, было лучше положение – потому что он выступал с первых дней, находясь даже на украинской территории, никто не сомневался, за что и против чего он борется.
Вопрос: Какой можно сделать прогноз – все-таки этот проект выльется во что-то более значимое или так же "заморозится"? И что нужно, чтобы он развивался как реальная политическая сила?
Ростислав Ищенко: Понимаете, если эти люди создадут какую-то идеологическую базу, дадут ответы на вопросы – то этот проект может теоретически во что-то вырасти. Если все будет, как сейчас, - ну проведут одну пресс-конференцию, ну другую, но потом к ним в очередной раз будет утрачен интерес. На этот раз уже навсегда. Люди подождут какого-то результата, потом поймут, что это просто переливание из пустого в порожнее.