23 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC6Wgr
Цена фасадной штукатурки по ссылке http://remont.youdo.com/stuccoing/facade/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Планшеты и интернет вместо доски и мела: как влияют на школьников современные гаджеты?

Современные школы уже не те, что прежде. Интерактивные доски, высокоскоростной интернет, компьютеры стали чуть ли не обязательными атрибутами технического оснащения школы. Массовая закупка планшетов - теперь обычное дело даже для провинциальных образовательных учреждений. Технический прогресс призван сделать нашу жизнь проще: облегчить портфели школьникам и упростить задачу объяснения материала - учителям. А благодаря развитию системы электронных дневников родители получили возможность оперативно отслеживать данные об успеваемости своего чада. Однако эксперты считают, что всеобщая информатизация имеет множество подводных камней. 

Уже второй год учеников заводоуковской общеобразовательной школы №2 (Тюменская область) будут учить с использованием планшетов от Apple. Как отмечают в образовательном учреждении, школа стремится к системе "1-1", при которой каждый ученик будет снабжен "айпадом". Гаджеты используют на уроках информатики, химии, физики и биологии. Установленные в устройствах образовательные приложения добавляют урокам интерактивности, но не угрожают дисциплине: доступ к играм на таких устройствах закрыт.

"У нас определен перечень программ, благодаря которому дети используют планшеты в творческом плане, не только в рамках урока. У нас был летний лагерь, были организованы кафедры информационных технологий, где дети учились монтировать фильмы, создавать мультимедийные продукты, в том числе и мультики", - пояснил Накануне.RU заместитель директора школы №2 по информатизации Федор Тихонов.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

За дисциплину, которая может пострадать от появления лишних отвлекающих факторов в виде цифровых устройств, руководство школы не переживает.

"Мы организовали всю эту систему, потому что хотим уйти от запрета к разрешению, чтобы у детей не было лишнего соблазна. К играм мы закрываем доступ, дети не могут скачивать игры на школьные планшеты, на них - только образовательный контент. А личные устройства – это уже оплот родителей, если у них есть желание, мы и на личных устройствах блокируем возможности скачивать игры", - пояснил Тихонов.

Некоторые и вовсе считают, что без "айпадов" школа уже не может выполнять своих функций. 

"На мой взгляд, внедрение таких устройств просто необходимо. Важно понимать, что в повседневной жизни наши ученики все чаще сталкиваются с проблемами, решить которые можно только при помощи средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Навыки работы с цифровыми устройствами нужно закладывать уже со школьной скамьи. Более того, мы говорим не об определенных навыках работы с тем или иным приложением, мы говорим об информационной культуре в использовании электронных устройств. Учащийся школы должен знать, как и для чего ему нужно применять цифровое устройство, какие перспективы оно ему открывает и в зависимости от этого решать поставленные задачи", - поделился своим мнением с Накануне.RU учитель информатики средней школы №29 Мытищинского района Московской области, учитель года-2013, вошедший в "топ-10 самых влиятельных педагогов мира" Андрей Сиденко.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU 

Одновременно с этим буквально со всех трибун звучат призывы вернуть советское качество образования. Но образование - одна из самых консервативных сфер, которая с древности не требовала никаких планшетов (высокотехнологичное оборудование нужно для науки, но вот "интерактивные" устройства никогда не были определяющими в школе). Советское образование считалось одним из лучших в мире, оно дало миру множество великих умов, несмотря на то, что "айпады" в то время даже не появились. 

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Нет, нет и нет! Произошла виртуализация сознания детей, молодежи, зрелого работоспособного населения, и даже пенсионеров сейчас обучают компьютерной грамоте. И это факт! Возвращаться к традиционному образованию невозможно, как невозможно вернуться в материнскую утробу. Попробуйте сегодня уговорить экономиста или бухгалтера составить отчет, пользуясь деревянными счетами; убедите руководителей градообразующих предприятий отказаться от компьютеризации, попробуйте пятилетнему ребенку внушить, что лучше играть целый день прадедушкиным деревянным пистолетиком или куколкой из тюречка, чем играть на компьютере", - считает учитель школы дистанционного образования ГБОУ СО ЦМПСС Центр Наталья Урбанская.

Но не все родители и педагоги готовы принять современные веяния. По данным исследования Hi-Tech Mail.Ru, чуть больше трети опрошенных (37%) считают, что гаджеты снижают мотивацию учащихся. При этом 18% респондентов верят в то, что устройства позволяют лучше усвоить материал, а большинство (68%) – в то, что со временем они заменят бумажные учебники.  

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

С тем, что электронные устройства могут пагубно влиять на образовательный процесс, согласен президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО Сергей Комков.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Процесс компьютеризации российских школ имеет как ярко выраженные положительные черты новой образовательной эпохи, так и свои издержки. Работа с интерактивными досками и планшетами, с одной стороны, значительно активизирует деятельность учащихся, но, с другой стороны, значительно снижает уровень использования ими своего собственного интеллектуального потенциала. Заставляет их в большей степени ориентироваться на уже заложенные в компьютер программы, а не развивать свои собственные интеллектуальные способности и возможности. Эта система уже достаточно скомпрометировала себя, например, в школах США. Поэтому представители систем образования ряда европейских стран не спешат внедрять эти "инновационные" методы" , - поделился своим мнением с Накануне.RU Сергей Комков.

Собственный интеллектуальный потенциал вытесняется "шаблонным" мышлением, считает доктор экономических наук, профессор, председатель Приморского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российские ученые социалистической ориентации" Владимир Ембулаев.

"При электронном обучении доминируют "шаблонные" процессы "принятия решений" в условиях неизменной итоговой формулировки, когда исходные данные, вопросы и цели дают студентам уже в готовом виде", - отмечает профессор.

Кроме того, при электронном обучении проверка знаний предусматривает введение системы тестирования, то есть получения стандартных ответов на заготовленные вопросы. В то время, как ЕГЭ тестирование уже не раз доказало свою неэффективность.

"Насаждение тестов идет повсеместно, и это мировая тенденция, ибо тестирование является условием компьютеризации и электронизации образования, к которым как раз подошел технический прогресс. А компьютеры, даже самые совершенные, понимают только однозначные решения. И в этом недостаток электронного обучения", - заключил Ембулаев.

Владимир Бурматов депутат Госдумы от Челябинской области|Фото:seminarium.ru

В защиту электронных средств образования высказался первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, депутат от Челябинской области Владимир Бурматов. Парламентарий считает информатизацию обучения закономерным процессом, который, тем не менее, не лишен подводных камней.

"Раньше и без книг обходились, на бересте писали. Это прогресс, который объективен и от которого никуда не уйдешь. Вспомните, раньше ни в одной школе не было интерактивных досок, проекторов, ноутбуков и так далее. В школе я был старшим класса, каждый мой урок начинался с того, что я бежал в соседние классы и искал мел, потому что мела в школе не хватало. Сейчас, слава Богу, школы оборудованы интерактивными досками, и компьютеризированным рабочим местом учителя, и оргтехникой, и так далее. Естественно, это позитивный процесс, и высокоскоростной интернет в школах – тоже большой плюс, это расширяет возможности. Электронные учебники – хорошая штука, потому что, во-первых, можно очень серьезно сэкономить на бумажных книгах, которые становятся все дороже, во-вторых, это вес портфеля. Потому что положить туда электронный учебник или 6 кг книг – это разные вещи", - сообщил Бурматов корреспонденту Накануне.RU.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Но техническое оснащение школ дается не без жертв. Каждый год Министерство образования и науки РФ закрывает сельские школы на ремонт и "модернизацию", обрекая сельских школьников на ежедневные путешествия к ближайшим школам за тридевять земель. В планах ведомства - до 2025 г. создать 6,5 млн учебных мест, направив на эти цели 3 трлн руб. Но это - в планах.

Первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин считает, что информатизация и электронное образование открывают огромные перспективы для развития дистанционного обучения, благодаря которому ученики из самых отдаленных населенных пунктов могут приобщиться к миру знаний, вот только Минобр, в своей излюбленной манере, обратил эти возможности во вред.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Я знаю российские университеты, которые предложили технологии, позволяющие за счет электронного обучения не закрывать сельские школы. В этом случае сельская школа, даже самая небольшая, превращается в пункт электронного доступа, где учитель-методист-оператор помогает детям познакомиться с самими лучшими уроками самых лучших учителей в электронном режиме, и одновременно направляет их развитие по индивидуальному плану. К сожалению, мы идем другим путем – путем закрытия сельских школ. И хотя министр образования и науки три года назад сказал, что с этим пора кончать, процесс не только не остановился, но и продолжает развиваться", - сообщил Олег Смолин корреспонденту Накануне.RU.

Проблемы образования связаны с отсутствием выверенной государственной политики и достаточного финансирования. С одной стороны, в крупных городах отдельные школы оборудуются по последнему слову техники, с другой - образование буквально "вымирает" в глубинке.

"Во всем мире информатизация образования или электронное обучение, есть специальный английский термин "e-learning", "smart-образование", считается ключевым направлением в технологическом плане в развитии образовательной политики. Я не думаю, что мы здесь должны от кого-то отставать, поэтому расходы на информатизацию образования представляются мне правильными. Иное дело, что в России в целом на образование затрачивается менее 4% от валового внутреннего продукта, при том, что минимальные необходимые расходы составляют не менее 7%. Ни одна страна не произвела модернизацию страны при затратах на образование менее 7%. Проблема не в том, что мы тратим деньги на информатизацию школ, а в том, что мы тратим на образование слишком мало денег, в том, что по многим позициям мы искусственно тормозим электронное обучение, и в том, что вместо развития сельских школ благодаря развитию электронного обучения, мы их закрываем. Я думаю, что с такой образовательной политикой модернизация нам не светит. По крайней мере, это еще никому не удавалось", - добавил Смолин.

Помимо прочего, компьютеризация сама по себе является источником угроз. По словам Владимира Бурматова, исследование годичной давности показало, что только 40% школьных запросов в сети интернет посвящено учебной программе, а остальная часть посвящена порнографии, ресурсам с ненормативной лексикой, торрентам или социальным сетям. Эти вопросы опять-таки должно контролировать Министерство образования и науки РФ.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

 Еще один недостаток информатизации - в разрыве между умениями учителя и ученика, причем - в пользу последнего. 

"Давайте признаемся, есть проблема с этими пресловутыми ИТ-компетенциями многих педагогов. Мы опять получим довольно распространенную картину, когда дети лучше ориентируются в технике, чем учитель. Ни положительному имиджу учителя, ни тем более качеству образования это не способствует. Ну и я уже не говорю о материальных затратах. Вместо массовых закупок, более эффективным было бы предоставить максимальную свободу школе, а еще лучше учителю в выборе средств обучения, методик и учебников", - поделилась своим мнением с Накануне.RU кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Пермского университета (ПГНИУ) Динара Гагарина.

 билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Как считают эксперты, пока же выходит, что такой инструмент, как информатизация, попал в не очень умелые руки.

"Я не могу с горечью не заметить, что как раз те, кто добивают остатки советской системы образования, очень часто апеллируют к советскому опыту. Если говорить в позитивном плане, то формула успешной образовательной политики очень простая: это лучшие отечественные традиции плюс новейшие образовательные технологии", - отметил Олег Смолин.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС