Уж если не в тюрьму, то в могилу: как в Прибалтике борются с неугодными
Грянувшая на минувшей неделе сенсация с задержанием мэра столицы и лидера самой популярной Центристской партии Эдгара Сависаара (на фото) еще более развела и без того разобщенное эстонское общество по разные стороны баррикад. Обвинения стандартные: подозреваемый по четырем эпизодам не только сам имел приличный "навар", но огромный кус перепал и возглавляемой им партии. Националы и националисты, многие из которых с энтузиазмом участвуют в ежегодных маршах легионеров Ваффен СС, злобно требуют от властей Евросоюза еще сильнее затянуть удавку на шее России, и теперь с удовольствием потирают ручки: наконец-то этот "прихвостень Москвы" влип всерьез, его дела и будущее настолько скверны, что Тоомас Ильвес, их лидер и по совместительству президент, уже вынес вердикт: "Эта история говорит о силе нашего государства." А вот большинство русскоязычных эстоноземельцев в целом сочувствуют попавшему под каток власти и считают дело исключительно политическим, фабрикуемым в угоду евроатлантических боссов. Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Чем же объясняется столь решительное расхождение взглядов и предпочтений? 65–летний Эдгар Сависаар, без всякого сомнения, самая яркая фигура на политической сцене последнего десятилетия, более того, рядом с ним некого поставить, в подметки не годится даже нынешний президент, родившийся в США, воспитанник американских университетов и специальных центров, в недавнем прошлом ведущий сотрудник европейского филиала радиостанции "Свобода", командированный на высший пост теми же господами из госдепа и даже государственным языком владеющий так, как уроженец какого-нибудь захолустного штата Айдахо или Айовы.
Тоомас Ильвес
Вся жизнь столичного мэра, напротив, связана с родной землей, его натура настолько широка и многогранна, что он строит в столице православные церкви и открывает русские детсады, выступает против закручивания гаек в отношении нацменьшинств, стал инициатором отмены платы за проезд в городском транспорте и потому большинство русских, белорусов и прочих выходцев из советских республик и их потомки, а также часть коренных граждан считают его своим и отдают на выборах ему свои голоса.
Если бы негражданам (их здесь около 100 тыс.) разрешили участвовать в них, то на последнем парламентском голосовании центристы уверенно оставили бы за бортом коалицию националов. Этого те и боятся, как страшного сна, иначе что они скажут своим режиссерам в Вашингтоне и Брюсселе, которые финансируют подобные одиозные режимы и потому непременно спросят с них за фиаско и профуканные миллионы. Впрочем, центристы и без того получили столько депутатских мандатов, что правящие всполошились: а вдруг социал-демократы, входящие в тройку по рейтингу, пойдут с ними на союз и возьмут власть? Пришлось националам форсировать все резервы, явные и тайные, подключать евроатлантистов, чтобы добиться от председателя соц-демов Евгения Осиновского клятвенного обязательства не "играть" с Сависааром. Однако подозрения живут до сих пор - видать, не уверены в прочности своих позиций, чем и можно объяснить атаку на ветерана.
И она, важно подчеркнуть, далеко не первая и, думается, даже не последняя. Имя Сависаара уже стало привычным в скандальной хронике, только перед последними параламентскими выборами ему пытались "пришить" нечто похожее: использование неучтенных капиталов подозрительных спонсоров и издание мемуаров за чужой счет. Оба дела лопнули как мыльный пузырь и сделали лидера центристов только сильнее (вспоминается житейская мудрость: все, что нас не убивает... ну, дальше вы знаете). Вот и первые данные по новым обвинениям сильно напоминают прежние, например, вице-мэр Калле Кландорф твердо заявил журналистам: "Я ознакомился с документами по всем эпизодам и с уверенностью утверждаю, что все было законно". Кадри Симсон и Энн Ээсмаа, заместители председателя Центристской партии, тоже убеждены, что подозрения основаны на столь зыбкой почве, что непременно развалятся в ходе следствия. Надо сказать, что не чувствуется уверенности и в действиях прокуратуры, там до сих пор решают, арестовать Сависаара или достаточно отстранить с поста градоначальника.
А тем временем главный виновник сенсации попал в больницу в прединфарктном состоянии, в пятницу ему уже сделали операцию на сердце, кризис, похоже, отступает. Следователи обмолвились, что "ведут мэра" уже около пяти лет и якобы только теперь "фрукт созрел". Однако не надо быть ушлым пинкертоном, чтобы не уловить странную, на первый взгляд, связь с важнейшими, в определенной мере трагическими событиями в жизни лидера. Еще три месяца назад он находился в коме на грани жизни и смерти, ему отняли ногу и вообще посоветовали уйти на покой. Но истинный боец ослушался медиков и, освоив инвалидное кресло, вернул бразды правления и в мэрии, и в партии. В то время, когда он лежал без чувств, властная троица - президент, глава правительства и спикер - лила слезы, выражая сочувствие, в том числе и членам семьи. Но, сдается, слезы оказались крокодиловыми, поскольку новый скандал случился, когда ветеран не успел еще как следует восстановиться.
А не усматривается ли тут тайное желание если не добить инвалида, то надолго упрятать за решетку? Ведь Сависаар не собирался никуда бежать, да и в нынешнем положении ему при желании сделать это было бы физически непросто. И если нет никакого экстрима, разве нельзя было не вспомнить о гуманности, хваленой европейской толерантности, о чем местные власти не забывают напоминать на каждом шагу? А жестокие – и никак иначе – действия властей могут погубить политика, только оперативная помощь опытных хирургов остановила летальный процесс, и потому есть все основания подозревать власти в чудовищном умысле.
Будем справедливы: эстонская власть не оригинальна в выборе средств по нейтрализации политических противников, почетное звание первопроходцев тут следует присудить литовцам. В России хорошо знают историю Виктора Успасских, архангельского помора, сумевшего найти свою нишу в местном бизнесе и политике. Его биография вполне достойна пера короля детектива Стивена Кинга.
Виктор Успасских
Он не раз сидел в КПЗ, где ему сломали несколько ребер, его дом взрывали, на него охотились как на дикого зверя, в том числе и в Москве... Основатель "Партии труда" успел побывать в кресле министра и реально претендовал на премьерство, а три года назад в первом туре трудовики получили больше всех голосов на выборах в Сейм. И тогда власти запаниковали - Успасских во главе правительства - это означало бы смену внешнеэкономических векторов, и этого никак нельзя было допустить. И вот президент Литвы Даля Грибаускайте, возглавившая борьбу со ставленником Кремля, придумала гениальный ход конем: под ее давлением прокуратура переквалифицировала нарушения в ведении партийной бухгалтерии (аналитики согласны в том, что подобные проступки можно при желании найти в любом политдвижении) в злостное мошенничество, отягощенное уходом от выплаты налогов.
Весь административный ресурс был брошен на очернение партии и в особенности ее руководства, и это дало желаемый результат: партия после второго тура откатилась на третье место, а сейчас вообще где-то в середине списка. Прогрессивное движение (оно выступало с позиций реал политик, за взаимовыгодные отношения как с Западом, так и Востоком) до сих пор не может оправиться от удара, а признанный виновным лидер партии приговорен к шести годам лишения свободы, сейчас европарламентарий ждет решения апелляционного суда. Здесь же десять лет назад по похожей причине подвергся унизительной процедуре импичмента президент Роландас Паксас, ему к тому же вообще запретили лезть в политику. На всю жизнь. Экс-президент добивается справедливости в европейских судах - и не без успеха, сейчас ему уже открыли дорогу в Европарламент, верится, что скоро он сможет вернуть утраченное, возможно, и пост главы государства.
В третьей из балтийских сестер пока подобные технологии не опробовались, но Нилу Ушакову, председателю ведущей партии "Центр согласия", тоже достается. Бесчисленное множество раз в столичной мэрии ставился вопрос о недоверии, рассматривались "сигналы" доброжелателей о махинациях и нарушениях, и как бы ни хотелось правящим найти компромат на мэра (особую ярость вызывает дружба с московскими коллегами), но все мимо. Может, еще не освоили ценный опыт соседей? Значит, у них все впереди.