Уже "Оккупированные"
Сериал об оккупированной русскими Норвегии представил новое издание русофобииНакануне в Европе показали очередную серию того самого норвежского сериала, в котором Россия оккупировала Норвегию. "Оккупированные" изрядно нашумели в прессе еще до своего выхода как в России, на Украине, так и в Евросоюзе. В заявленной авторами фабуле у нас усмотрели очередной западный поклеп, бандеровцы - перемогу, а европейцы думали, что грядет актуальная политическая фантастика о том, как выжить и не спиться простому бюргеру под игом деспотичного азиатского Ивана. Корреспондент Накануне.RU ознакомился с неожиданным скандинавским чудом, и считает, что сериал вообще не об этом, и Норвегия там не Крым, и Россия, возможно, вовсе, не Россия, хотя и весьма вежлива и пугающе похожа на настоящую.
Главная проблема "Оккупированных", которая в то же время и стала фактором успеха (фильм уже "продали" в Великобританию, Германию, Францию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию и Бенилюкс, а первую серию посмотрело 13% жителей Норвегии), состояла в том, что все подумали одно, а сериал оказался про другое. Этим, кстати, объясняется и негативная реакция европейской прессы, которую он получил после выхода. От него ждали клюквы и трэша в духе популярных компьютерных игр: бронетранспортеров, выезжающих из океана на брусчатку, матерых солдат-убийц, прыгающих из вертолета в пламя Третьей мировой, крутых виражей МИГов над изящными шпилями игрушечных европейских домиков, ну и, конечно, ковровых бомбардировок представителей различных меньшинств, укрывшихся от исторического ненастья в памятниках архитектуры.
Вместо этого получили конфликт левого до гринписовской "зеленоты" премьера Норвегии... с Евросоюзом. Нельзя, говорят назидательным тоном евробюрократы, прекращать в Норвегии добычу нефти и газа (а он, премьер, прекратил!), не может быть и речи ни о какой нетрадиционной энергетике (а он не только говорил, но и делал), а если вы нас не послушаете, пришлем к вам русских (они их прислали).
Внезапно выясняется, что плохие дяди и тети сидят в Евросоюзе, русские же просто готовы таскать для европейцев каштаны из огня. Они лишь орудие ЕС - эдакая военная корпорация на частно-государственной основе. Причем, судя по бравому виду наших ГРУшников и ФСБшников, таскать готовы профессионально, и с чувством, и с толком, а вот, судя по виду норвежцев, огня нам даже не запалят. Оно и понятно - газа-то боле нема.
Ну, а что Штаты? США отстранились от этой проблемы, отвечают перепуганному премьеру Норвегии его министры.
Итак, перед нами мир, где США вынесены за скобки. Видимо, мир, в котором в Штатах победила политика изоляционизма, чайная партия, и Рон Пол восседает теперь в Белом доме в конфедератке и белом парике. Кругом "сбыча" леволиберальных "мечт", от "зеленого" премьер-министра, торжества "зеленой" энергетики и до исчезновения США с карты угроз. А сам сериал тогда - попытка проверить их живучесть художественными средствами? Но авторы, надо признать, сделали отнюдь не поделку. Драма написана честно без роялей в кустах и "я художник, я так вижу". В конце концов, диагноз точен. Если к власти в европейской стране придет "гринписовец" или еще какой дуралей, задумавший обрушить мировую экономику, на него действительно ополчится весь мир и кто-то должен будет применить силу. Если США не хотят, почему бы России этого не сделать, задают вопрос авторы.
Вопрос логичный для левого европейского студента, а в России заход с таких козырей выглядит попыткой пикейного жилета, диванного аналитика, произвести впечатление силой своей неуемной фантазии. Сериал-то вышел в эфир, когда Россия еще пыталась установить Минские соглашения. Какие тогда совместные действия, кроме обоюдных санкций могли прийти на ум? А тут — нате вам, мы вместе оккупируем Норвегию, и будто так и было. С началом операции в Сирии фабула, конечно, заиграла новыми красками, и теоретически Россию теперь вполне можно представить если уж не мировым шерифом, то хотя бы его помощником. Только вот шляпа шерифа по-прежнему идет России так же, как пробковый шлем красногвардейцу.
А вот если посмотреть на предлагаемые обстоятельства с другой стороны? Вспомнить, скажем, что сериал хоть и выпустили на экраны в 2015-м, но писать его сценарий известный норвежский писатель Нёсбе начал в 2008 году, когда мировой полицейский еще существовал. Так все становится на свои места. "Дурные" страны под мягкий контроль брали Штаты - им бы и шляпу шерифа. Только вот снимать сериал об оккупированной американцами Норвегии для продажи национальным телеканалам не комильфо, максимум как идея комикса для соцсетей.
Авторы еще на стадии запуска сериала, пытаясь угомонить разбушевавшегося фантомаса европейской прессы, говорили: ребята, это фильм не про русских, он о норвежцах, и о том, как будут вести себя норвежцы при оккупации, при любой оккупации. Но кто хотел тогда слушать такое, когда была Россия и Украина, когда был Крым, а тут такая актуальщина.
Между тем, имеет место рефлексия по поводу событий последней реальной оккупации - фашисткой. Отчасти этим объясняется и спокойное отношение норвежцев к "оккупации" новой - русской. "Они ведь освободили нас от фашистов!" - говорят журналистам норвежцы. Неудивительно, что европейские СМИ, восхвалявшие гений писателя Нёсбе на этапе производства, после выхода сериала хотели его буквально загрызть зубами. "Оккупированные" - что-то среднее между научной фантастикой и телевидением для детей", - пишет издание Vg.no. Развлекательным сочетанием фильмов о Джеймсе Бонде и деятельности "Гринпис" назвало сериал другое влиятельное норвежское издание.
Впрочем, оккупация - громкое слово. Бесподобная в роли жесткого в своей мягкой силе, технократичного посла РФ, Ингеборга Допкунайте и ее помощник — некий советник-полиглот с неясными, но обширными полномочиями - легко управляются с делами, не выходя из посольства. Вместо вежливых людей по Осло гуляют невеликие числом элегантные русские сотрудники ФСБ с кавказкой щетиной и в хипстерских шарфиках. Они дарят подарки детям и галантно флиртуют в ресторанах с их мамашами, учат их носить каблуки и быть женщинами. А как же оскал кровавого режима? Ну, конечно, не без этого. Нет-нет, да депортируют на родину чеченского террориста, или излишне нервный гражданин попадет в застенки, но только для беседы.
Русские деньги неплохо между тем поддерживают тонущую норвежскую экономику. Главный герой, сотрудник охраны норвежского премьера, с рвением откликается на просьбу посла РФ и помогает русской разведке давить малочисленных резистантов, из числа миллитаристских недобитков, чудом выживших под игом европейской толерастии. Сопротивление есть, но демонстрируется оно как кровавая крайность и представлено спятившими военными. Тем временем над фьордами парят русские беспилотники, спецслужбы роются в норвежском интернете и в данных операторов мобильной связи. Говорят, следят за беглыми чеченскими террористами, а заодно порядок охраняют, мало ли что. Объяснения такие принимаются.
Сама же Норвегия, в лице свободного журналиста, сторонника "зеленого" премьера и начальницы безопасности страны, мечется и не может понять, где перемога, а где зрада. То ли надо смиренно ждать и не брыкаться (Евросоюз, вроде, обещал, что все быстро кончится), то ли начать борьбу, обязательно бескровную. Разумеется, происходящее на экране сильно, до боли просто, напоминает нам современную реальность. Сбивает с фокуса только русский триколор. Правда, если бы вместо него было звездно-полосатое полотно, то, наверное, и сериала бы не было.
Сериал еще не закончен, завершить историю авторы обещали после десятой серии, которая выйдет вот-вот. Однако, вряд ли финал, каким бы он ни был (все же сериал, безусловно, политизирован и затюкан своей прессой), изменит уже устоявшееся его восприятие. Все важные намеки "Оккупированными" уже сделаны, возможно, как это часто бывает с художественными произведениями, и против воли создателя. Вопросы по ходу просмотра поступают в голову сами собой и их не отменить. А что, собственно, поменялось в вашем вымышленном мире? Флаг самого главного посольства? А беспилотники сейчас не летают? Самизнаетекто в соцсетях и не копается, разговоры местных политиков не слушает? Что будет, если к власти в какой-то европейской стране невзначай придет человек, задумавший обнулить всю энергетическую составляющую мировой экономики или еще какую пакость (см. Греция и партия "Сириза")? А будто бы сейчас не оккупированы?
Впрочем, породили этот сериал крымские события, украинские события, родил его скандал со Сноуденом, или фантазия известного писателя, для нас, для российского зрителя, не так важно. О чем этот сериал, о том, что не надо сопротивляться оккупации, о том, что норвежцы, как и 70 лет назад, готовы жить под чужой пятой, или о том, что не надо выбирать прожектеров в нацлидеры - не суть, пусть сами разбираются. Авторы зашили в сериал немало фобий, и среди них есть весьма интересные, в том числе русофобия в ее новом издании, обновленном и дополненном. Ознакомиться с ним действительно полезно.
В прошлое ушла "русская рулетка", скуластый Шварцнегер с красной звездой во лбу, его "какие ваши доказательства" тоже в прошлом, в прошлом космические ремонтники с гаечным ключом, а вместе с ними неубиваемые татуированные психопаты с калашами. Вряд ли после этого сериала у кого-то получится снова успешно продать эти образы в Европе и не выглядеть халтурщиком. Если согласиться с тем, что насколько же приятны русскому взгляду русские из "Оккупированных", настолько же они пугают европейца, то придется согласиться и с тем, что пуще наших ядерных ракет, пуще красной кнопки в чемодане, торса Путина и русской зимы, в Европе боятся педантичного, пунктуального русского технократа в хипстерском шарфике, русского профессионала, который говорит на понятном Европе языке. Понятном настолько, что непонятно, а что вообще с ним не так. А ведь точно должно быть что-то не так, он же русский!
Отсюда и вывод, новая европейская русофобия - страх русского, который понимает, кто он, что он и зачем он. Русского, который не лебезит, придавленный культурным превосходством, а спокойно объясняет, как жить, зачем женщинам носить каблуки и заводить семьи. Такой русский может мягко "оккупировать" Норвегию, в такого русского влюбляется норвежская женщина, но, хоть убей, не понимает, что с ним теперь делать.