Страны Балтии в ЕС – лидеры по алкоголизму и суицидам
Недавно Литву потрясла жуткая трагедия: отец утопил в колодце двух своих малышей, еще двоим грозила та же участь, но они вовремя убежали. Причина – потеря разума в результате продолжительного пьянства. По этой же причине люди заживо горят, разбиваются в автоавариях, в пьяном угаре грабят и насилуют, криминальная хроника изо дня в день изобилует страшными происшествиями. Случаются и курьезы, Литву и Латвию находчивые предприниматели связали тайным трубопроводом в виде шланга и гнали по нему самогон, а попались потому, что постоянно пребывали в изрядном подпитии. Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
В Эстонии центр по приему беженцев в селении Вао подвергся атаке группы пьяных агрессивных мужчин, они приставали к клиентам, и только появление полиции заставило их убраться. Депутат эстонского парламента и вожак ультранационалистического молодежного союза Яак Мадисон во время морской прогулки на пароме украл мобилку у своего соратника по движению и ломился в каюту к прелестницам, в качестве "уважительного" обстоятельства – пьянка. И что любопытно – партия реформ, центр правящей коалиции, не придала этому проступку должного значения, даже после того, как узнала, что их молодой воспитанник пытался продать добычу. О чем это говорит? О многом, в том числе и о том, что прием горячительного и действия на грани уголовного преступления считаются здесь не более чем шалостью, достойной разве что легкого порицания.
Тем не менее здесь понимают серьезность положения, на днях мэры крупных городов Прибалтики, включая столичные, подписали меморандум о совместных действиях против алкоголизации, однако дальше благих пожеланий градоначальники не пошли. Довольно странно отреагировала на гибель малолеток и президент Литвы Даля Грибаускайте.
На очередной встрече с журналистами она после демагогического спича о ценности человеческой жизни заверила: создадим специальную комиссию по надзору за детьми. Специалисты встретили ее заявление в штыки: примитивный популизм, органов и комиссий по надзору за подрастающим поколением и без того достаточно, надо просто организовать их работу. Но дело, думается, не только и не столько в стремлении лидера попиариться, сколько в системных ошибках властей, о которых они предпочитают умалчивать. Тяга к рюмке, по мнению ученых, это болезнь бедных и нищих, социально неустроенных и незащищенных.
Вот литовская Клайпеда, где более половины из 210-тысячного населения так или иначе были связаны с морем или к смычке берега с морем. После восстановления независимости промысловый флот из трехсот с лишним судов был ликвидирован ("проклятое советское наследие"), тысячи рыбаков и моряков оказались никому не нужными, как и сотни судостроителей, рыбопереработчиков, спецов по орудиям лова, а также ткачих, деревообработчиков... Кто помоложе и предприимчивее, свалил за кордон (теперь в городе – порте едва набирается 150 тыс.), другие пошли торговать на рынки. Однако не все смогли справиться со стрессом, отыскать хоть какой-то источник пропитания для семьи, нашли утешение на дне стакана. И так везде в Прибалтике, в Латвии с подачи "Филлипс" и прочих транснациональных гигантов напрочь уничтожена электротехническая, автомобильная и вагоностроительная отрасли, тысячи рыбаков разделили печальную участь литовских коллег.
Не просто живется во всей прежде процветающей советской Прибалтике, но особенно трудно в Литве, претендующей на лидерство среди прибалтийских сестер. 350 евро – минимальная зарплата, 200 евро – средняя пенсия (к слову, даже в Греции, попавшей в долговой капкан Евросоюза, пенсия еще в минувшем году превышала тысячу евро, сейчас она упала, но все равно почти в три раза больше). Самая массовая профессия – продавец – консультант бесчисленных торговых центров, официант и бармен тысяч питейных заведений, подавляющее большинство из них сидит, как выяснилось после трагедии в рижской Maxima (в числе десятков погибших и пострадавших от рухнувших конструкций оказались и кассиры, начальники обязывали их спасать прежде всего ценные товары, бросив на произвол судьбы многочисленных покупателей), на минималке, переработки и штрафы по любому поводу напоминают узаконенное рабство (женщины вынуждены носить памперсы, так как перерывы строго по графику).
Без работы скверно, но и такое бесправие бьет по психике, для релаксации все чаще используется спиртное, как результат – стремительный рост потребления крепких напитков. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Литва в 2013 году поставила рекорд их потребления – 14,3 л на каждого жителя, включая грудных младенцев, и это без учета "пилстукаса" (местного самогона, его можно на известных точках приобрести круглую ночь). В Швеции, на которую прибалты равняются, 7,4 л, во Франции, где шампанское и коньяк уже столетия являются национальными напитками – 10,9.
Общеизвестно: пьянство – зло, оно разрушает психику, отнимает волю, подтачивает организм не только индивидуума, но и государства. И далеко не каждый человек выдерживает искушение "зеленого змия", это приводит к болезням, которые выбивают человека из рабочего строя, крайние случаи заканчиваются самоубийством. Не удивительно, что литовские рекорды по потреблению спиртного сопровождаются аналогичными результатами и по этому страшному показателю. На два с половиной миллиона литовских граждан без малого тысяча суицидов за 2014 год – по данным влиятельной американской газеты Christian science monitor, это четвертый показатель в мире и абсолютно первый в Европе. По мнению неравнодушной общественницы Вайвы Климайте, "самоубийства стал частью современной литовской истории". Недалеко ушли Латвия и Эстония.
Итак, как же намерены литовские власти бороться с роковым пристрастием? В разработанной правительством программе, которую обнародовал в начале года премьер кабинета Альгирдас Буткявичюс ничего нового: популяризация трезвого образа жизни, увеличение на два года – с 18 до 20 лет – возраста, с которого уже разрешается приобретать в магазинах и, естественно, употреблять градусные напитки, ужесточение наказания за хулиганские выходки, совершаемые чаще всего в нетрезвом состоянии, ограничение рекламы, времени продаж. Это, безусловно, нужно, только удивительно, почему об этих простых мерах вспомнили, когда петух в одно место – читатели его хорошо знают – клюнул? Однако достаточно ли этого? Вопрос риторический прежде всего потому, что рушащееся здание предлагают покрасить снаружи, тогда как капитальному ремонту подлежат несущие конструкции. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы вычислить направление главного удара – нищета. Согласно официальной статистике, четверть граждан Евросоюза пребывают за чертой бедности, в Литве таких обездоленных значительно больше. Аналитики утверждают: повышение зарплат, выход на среднеевропейский уровень - не единственная, но очень важная составляющая, которая поможет решить многие проблемы, в том числе расширит возможности, кругозор граждан, даст понимание той элементарной истины, что в мире есть масса более увлекательного, чем беспробудное застолье.
Для повышения жизненного уровня нужны деньги, которых всегда не хватает, и особенно в последние годы, когда постоянно растет дефицит бюджета. Власти Литвы и Латвии уговаривают педагогов отказаться от намеченных национальных акций протеста против низких зарплат, просят войти в положение – враг на пороге. Этим пытаются оправдать антироссийскую паранойю, закупки вооружений (львиная доля – американские вертолеты и радары, самоходные гаубицы и автоматические винтовки) на сотни миллионов евро, лоббируемые натовским руководством, доходы от которых текут в карман западного ВПК. Есть и другой аспект: когда бытовые проблемы наваливаются лавиной, люди чаще впадают в депрессию, прикладываются к бутылке, а когда видят, что в конце тоннеля - мрак, гибельная война, кончают счеты с жизнью, еще больше укрепляя антирейтинги стран Балтии. По большому счету, эти жизни на совести их руководителей.