Юрий Крупнов: На Дальнем Востоке нужно давать работу, а не "гектар"
Украинским беженцам хотят предложить переселиться в Сибирь и на Дальний Восток. Такую инициативу группы депутатов Госдумы поддержало Минвостокразвития.
Эта инициатива нисколько не противоречит государственной программе содействия переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Это уже происходит с 2007 г., но без какого-то дополнительного стимулирования вряд ли получится. Основная проблема всех этих решений - даже не первоначальные стимулирующие льготы, а критически низкая занятость населения на Дальнем Востоке. Пугает как раз то, что Минвостокразвития в лице чиновников и Агентство по развитию человеческого капитала делают абсолютно неадекватные заявления про то, что на каждого возможного переселенца приходится по три вакансии в службах занятости.
Все эти вакансии очень недоброкачественные. По стандартам международной организации труда сегодня везде в мире продвигается так называемая достойная занятость. То есть занятость, которая позволяет реализовывать свои профессиональные знания и личные таланты, иметь достойный уровень заработка. Это показывает несерьезность подхода, поскольку каждая такая вакансия, как правило, не представляет какого-либо интереса для молодого здорового работоспособного человека и, безусловно, не может выступать какой-то долгосрочной линией.
Если мы хотим – неважно, украинцев переселить, или гектаром заманить людей с запада Российской Федерации на Дальний Восток, нам все равно придется создавать производительные силы, рабочие места, промышленные предприятия. А этого не делается. Никто не создает достойную занятость на Дальнем Востоке, то есть не реализуют главную функцию и назначение государства. Вот трагедия, которую мы наблюдаем, - трагедия неадекватности управления, трагедия непонимания вообще базовых вопросов жизни человека.
Сначала нужно создать инфраструктуру и занятость, причем достойную занятость. И тогда будет понятно, кого, зачем и куда приглашать. А сейчас предлагают ехать за 9 тыс. км людям, там брать гектар - и что дальше? Если у человека нет жилья, то при любой поддержке и стимулировании он должен заработать на жилье, для этого опять нужна работа.
Население Дальнего Востока, особенно дореволюционные поселенческие волны — это в основном жители территорий современной Украины, жители Малороссии. Люди еще в 1870-80 гг., еще до столыпинского переселения начала 20 века, из-за малоземельности из Малороссии перебирались разными способами. Когда малоземельные крестьяне Малороссии всеми правдами и неправдами перебирались на Дальний Восток - это были люди, которые могут, если у них есть плуг и семена, разворачивать сельско-хозяйственную деятельность на отдельных выбранных участках земли. А земли давали много.
Сегодня же переселенцы с юго-востока Украины - это в основном рабочие, жители многоэтажек и городов, и сегодня не столыпинские времена. Сегодня трактор - это уже затраты на миллионы рублей, семена, сбыт продукции – опять колоссальные затраты. То есть это ненатуральное хозяйство. Это то же самое, что предлагать развитие космической деятельности через разведение лошадей. А тогда людям давали пять рублей, корову, лошадей - давали средства деятельности. Сегодня средства деятельности - это рабочие места, а их не дают.
Правительство вместо того, чтобы строить рабочие места (а их еще надо уметь строить), раздает никому не нужные гектары и пиарится по поводу того, что оно спасет граждан Украины, которые выезжают с мест конфликтов. Никто туда не поедет, никого не останется там через пять лет.
Перспективы у этой инициативы плохие. Человек без рубля в кармане, без позитивных содержательных действий правительства шансов практически никаких не имеет. Это говорит о катастрофе управления. Советский период в этом плане все более разительно отличается. Секретари райкомов отчитывались, что они ввели еще одну школу, еще одну больницу, еще один фельдшерский пункт, еще один завод. А сейчас отчитываются пиаром и тем, что закрыли – "оптимизировали" – еще одну больницу, закрыли еще один фельдшерский пункт. Это управленческий дефолт. В стране ни у кого нет позитивных содержательных целей.
Чем отличаются постановления Совмина СССР и Правительства Российской Федерации? В любом постановлении СССР были контрольные цифры, которые надо было достичь; был период, за который этих цифр надо достичь. Были конкретные цифры, конкретный ответственный с фамилией, именем и отчеством, конкретное ресурсное обеспечение - все понимали, что просто призывами ничего не достичь, нужны деньги, ресурсы, фонды и т.д.
В постановлении Правительства и рассказах про украинских беженцев никто не говорит ни о каких цифрах, потому что это ответственность. Правительство, решая на словах вопросы сложные и требующие ответственности, четкости, просчитанности, ничего не считает и ни за что не отвечает. Первое, что нужно решать в данном случае – нужно создавать рабочие места. Для этого нужна новая индустриализация. Для этого нужно включать туда молодежь, подключать вузы и так далее. Мы должны четко понимать, что страна производит сама, сколько, какого качества и где, а также что покупает.
И вот сейчас 25 лет страна не занимается хозяйством, не занимается никто страной на управленческих должностях. Люди уже отвыкли, что этим надо заниматься. То есть государство перекладывает инициативу развития на обычных граждан - вот как с "гектаром" дальневосточным. Это безнравственно.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, член "Партии дела" Юрий Крупнов специально для Накануне.RU