"Красная поляна - хоть и не Австрия, но сочинцы - самые ярые сторонники Путина"
Корреспондент Накануне.RU испробовала распиаренное туристическое "импортозамещение""Российские Альпы" или все-таки просто большая горнолыжка? - с такими мыслями я спускалась по трапу самолета в Адлере в предвкушении праздников в "той самой" Красной поляне. Добраться на самый популярный российский горнолыжный курорт достаточно просто: наиболее удобным способом, если вы, конечно, не житель Краснодарского края, является самолет. Сегодня в Сочи летают как регулярные рейсы, так и чартеры. В моем случае это был последний вариант, три часа в небе, и лайнер уже приземлился в аэропорту Адлера, оставив позади Екатеринбург. Большинство прилетевших на "февральские праздники" - лыжники и сноубордисты, хотя попадаются и те, кто просто "наконец вырвался на пару дней".
Первое впечатление
"Так себе катание будет, температура плюсовая, снег наверняка тает", - размышляет мужчина средних лет в очереди на получение негабаритного багажа. С ним соглашается и его спутник, однако развить мысль не успевает, - сотрудник аэропорта выкатывает тележку с кофрами, в которых - лыжи и борды. Забрав багаж, выходим на улицу, где нас встречает наш гид и провожает в автобус. Спустя 15 минут мы уже мчимся по шоссе в отели.
"До Красной поляны нам ехать около часа", - рассказывает гид, молодая девушка по имени Настя: "Мы поедем по Краснополянскому шоссе - это самый дорогой олимпийский объект. Протяженность 50 километров. Связывает Адлер и Красную поляну".
За окном мелькают сочинские пейзажи: преимущественно отели-новостройки. В окнах задернутые шторы и объявления об аренде и продаже. Правда, наш гид уверяет нас, что все отели заполнены практически на 100%, исключение - "те, что закрыты на реконструкцию".
Экскурсовод продолжает рассказывать о том, как важно сейчас развивать внутренний туризм и какая замечательная альтернатива "закрытым" Турции и Египту - наш российский Сочи, тем более, что круглогодичный.
"Круглогодичный?" - переспрашивает мой сосед.
"Да, зимний сезон у нас до конца апреля, а с мая - уже летний", - поясняет она, уточняя, что уже в мае температура моря составляет 18 градусов.
Приезжающим много рассказывают про Олимпиаду-2014 и ее "наследие". "Олимпиада вдохнула в Сочи жизнь. Вот, посмотрите направо, видите, это знаменитый стадион "Фишт". Сегодня его реконструируют к Чемпионату мира по футболу. А здесь, слева, Олимпийский парк, где жили спортсмены, сотрудники, их семьи. Тем, кто здесь раньше жил, очень повезло, здесь стояли натуральные "землянки", а теперь они живут вон там", - рассказывает экскурсовод, показывая в окно на небольшие, но вполне приличные коттеджи.
Мы проезжаем местный парк развлечений. "Теперь и в России, - декламирует Настя: Наш "Диснейленд" - "Сочи парк", и плавно переводит разговор на "Скайпарк", еще один местный парк развлечений, в то время как мимо нашего автобуса мелькают "американские горки" и разные карусели, правда, почему-то пустующие.
"В "Скайпарке" самый длинный подвесной мост в мире - "Скайбридж". Он проходит над Ахштырским ущельем, по дну которого протекает река Мзымта. Его длина 439 м, а высота 207 м. Мы уже подали заявку в Книгу рекордов Гиннеса", - гордо заявляет гид.
"А как добраться с Поляны до Адлера самому?" - спрашивает молодой человек по имени Паша, приехавший покататься на несколько дней на"Розу Хутор".
"Можно на такси, но это дорого. По побережью у нас такси дешевое, а вот по горам - нет", - отвечает Настя и добавляет: "Еще можно на автобусе или на "Ласточке".
Российские Альпы
У подножья кавказских гор раскинулся поселок Эсто-садок, здесь и живут любители зимних видов спорта. Жилье можно найти на любой вкус: снять комнату, апартаменты или номер в гостинице. Наш выбор пал на отель "Беларусь" - в самом центре поселка. По слухам, именно здесь недавно останавливался президент Беларуси Александр Лукашенко, однако, насколько это является правдой, история умалчивает.
Весь поселок выполнен в едином "альпийском стиле": невольно думается, что Сочи стал "Куршевелем" для уверенного "среднего класса": да цены, здесь выше, чем на тех же горнолыжках Свердловской и Челябинской областей, однако, ниже, чем в европейской Австрии. Правда, и по качеству сервиса Красная Поляна - не Австрия.
Ужин на одного человека на Поляне обойдется минимум в 500 руб. - как правило, в ресторане при гостинице со шведским столом. В кафе у подножья или на самой горнолыжке эту сумму необходимо умножить на два.
"Пирожок купил - 50 руб.! Пирожок! В Адлере такой за червонец беру, а здесь за 50 руб. Цены конские вообще! Как будто они ту муку, из которой пирожки пекут, на себе в горы тащат", - возмущается таксист, с которым мы отправились на гору.
Добраться непосредственно до горнолыжки из поселка можно несколькими способами: на знаменитой "Ласточке", на общественном автобусе, на такси и на бесплатных шаттлах из гостиниц, однако, как оказалось, не все так просто.
Общественный автобус курсируют достаточно часто. Стоимость проезда в одну сторону составляет 29 руб., но спуститься по горной местности до остановки во всей экипировке, с лыжами или бордом наперевес - полбеды. На обратном пути вас ждет аналогичный путь в гору. Как признался гостиничный гид Александр, который постоянно живет в Сочи, ему это удалось лишь дважды, но "на последнем дыхании".
Для любителей комфортно и с ветерком доехать до горы есть такси. Заказать машину прямо в гостиницу или поймать на дороге не составит проблем, однако тариф начинается от 300 руб. в одну сторону, при условии, что до ближайшей горнолыжки "Горки город" ехать от силы минут шесть.
Как добраться до горнолыжки на "Ласточке", и вовсе осталось загадкой. Единственная станция в поселке с одноименным названием "Эсто-садок" расположена недалеко от большинства гостиниц, правда, отрезана от них рекой, несколькими крупными дорожными развязками и полосой невысоких зарослей.
"Мы специально оставили один день, чтобы съездить в Сочи погулять, - рассказывает один из гостей отеля: "Чтобы сесть на поезд, нам пришлось сначала доехать до "Розы Хутор" на автобусе и уже там сесть на "Ласточку" на местной станции и поехать мимо нашего же поселка в обратную сторону".
Бесплатные шаттлы, как правило, курсируют до горы и обратно несколько раз в день: в 9.00 и 9.30 туда и в 14.00 и 15.30 обратно. Здесь туристам нужно сделать выбор: встать пораньше и "втиснуться" в автобус, успев на гору до очередей на подъемник, или с комфортом доехать в полупустом шаттле и встать в очереди на канатную дорогу.
В первый день мой выбор пал на "Розу Хутор", как самый большой горнолыжный курорт среди трех. Путь из поселка до горнолыжки занимает порядка 12 минут, при отсутствии пробок.
"Владимир Владимирович не предупреждает, когда приезжает, поэтому, вполне может быть, что будут пробки, придется пропускать кортеж", - заранее предупредил нас Александр.
Перед моим отъездом в социальных сетях "гуляла" фотография с "Розы Хутор" с огромной очередью на канатную дорогу, поэтому отправляясь на гору, я уже готовилась к непростому подъему. Как оказалось, не все так плохо. Да, очереди действительно есть, однако, стоять дольше 15 минут не придется, и вот, ты уже в кабинке, и канатная дорога поднимает тебя на склон.
Ски-пасс на два дня на "Розу Хутор" лыжникам и сноубордистам обойдется около 6 тыс. руб., еще 100 руб. придется отдать за пластиковую карту.
"Пластиковую карту не выбрасывайте, она действительна три года. В следующий раз приедете, снова "зальете" на нее и будете кататься, - информируют на кассах: Передавать свой ски-пасс другим нельзя. Когда вы поднимаетесь на склон, вас фотографируют и карта становится персональной, могут заблокировать".
Любопытно, что количество ски-пассов на "Газпроме" и "Горках город" ограничено, а вот на "Розе Хутор" - нет. Пока ты не поднимешься наверх, понять всю плачевность этой ситуации нельзя, тем более, что, как оказалось, на кону стоит личная безопасность.
"На градуснике восемь градусов выше ноля, внизу склона кататься будет некомфортно, снег тает, а наверху скорее всего лед", - рассказывает один лыжник другому в очереди на подъемник: "Давай по "зеленой трассе для начала".
Я следую их примеру и так же выбираю "зеленую". "Зеленых" трасс на "Розе Хутор" две, а длинная только одна - туда и отправляюсь. С первых же минут понимаю, что мои соседи по очереди были правы: поскольку трассы начинаются с середины склона, первые минут девять спуска я чувствую себя вполне комфортно, однако после очередного поворота оказываюсь в снежной каше - растаявшем снеге, да еще и с "буграми".
Решив не повторять опыт "зеленой трассы", поднимаюсь на самый верх. "Пусть будет синяя", - думаю я, но и этот путь приводит к разочарованию. Узкие трассы, с одной стороны скала, с другой обрыв, совсем не огороженный, так, что каждый здесь рискует стать фрирайдером. Вместо снега - лед, и если лыжники еще более или менее справляются со скоростью и поворотами, то сноубордисты в буквальном смысле плачут вдоль спуска - доска становится неуправляемой и выбирая между скалой и обрывом, ты плетешься "вдоль стеночки", думая только об одном: "Скоро там конец?".
"За два дня здесь сняли 69 человек с горы, все поломанные", - рассказывает один из сноубордистов в местном кафе: труп пока только один, но, видимо, этого мало, чтобы огородили эти крутые повороты. Они же как говорят: "Вот, какой-то ударенный экстремал-фрирайдер катался по лесу, там, где нельзя, упал, расшибся. А, может, он не по лесу катал, а в поворот не вписался? Никто же не знает".
Повторять судьбу 69 "снятых с горы" мало кому хотелось, поэтому на единственной приемлемой для комфортного катания "зеленке" было не протолкнуться, а меня все не покидала мысль: "Зачем было покупать ски-пасс на два дня?".
"Горки город" и Владимир Владимирович
"Здесь раньше везде такой трешняк был! Да что я рассказываю, вы все равно не поймете. Здесь коровы паслись и кони. А теперь вот - горнолыжные комплексы, туристы едут со всей России. Все это - благодаря Олимпиаде. Если бы не она, то ничего бы не было! Мы знаете как благодарны президенту, это все он", - рассуждает мой новый таксист. Мы едем на другую горнолыжку - "Горки город". Здесь, в Красной поляне, если "Роза Хутор" считается самой большой, то "Горки" - самыми "интересными" для катания.
У таксистов на Поляне свой маленький бизнес, как правило "семейный". У моего нового знакомого своя служба такси: жена диспетчер - принимает заказы, он и два сына - "таксуют".
"Наберите, как накатаетесь, я вас здесь же заберу", - провожает меня напутствием представитель малого бизнеса, по совместительству таксист.
Подхожу к кассам, протягиваю карточку и прошу ски-пасс на весь день. "У нас сегодня только полсклона открыто, остальные трассы не работают", - с явно уставшим от жизни лицом информирует женщина за окном под табличкой "Касса". На вопрос, почему так, закатывает глаза и заявляет: "Ну не нравится, езжайте на другой". Делать нечего, покупаю ски-пасс, но на полдня. Уже знакомый путь наверх по канатке, минуя очередь, я попадаю на новый склон. На этот раз решаю не рисковать и сразу направляюсь на "зеленку". С погодой сегодня опять не повезло - в горах туман, видимость метра три, не больше, но очереди на подъемники от этого не меньше.
Отличительная особенность "Горок" в том, что здесь ты можешь поехать по "красной трассе", которая плавно перетечет в "зеленую", но бывает и наоборот. Через три минуты спуска понимаю, что что-то пошло не так, останавливаюсь, оглядываюсь по сторонам: сразу несколько сноубордистов ползут вверх по склону, некоторые прыгают.
"Ребят, "зеленая" трасса куда?" - спрашиваю коллег по несчастью.
"Наверх", - машет рукой один из них.
"Да, мы не Альпы с их огромной историей, мы существуем всего два года, но мы же работаем над собой", - вспоминаю слова гида Насти и ползу вверх по крутому склону до поворота. "Да, вы не Альпы, вы существуете два года, но указатели поставить и хотя бы разметку сделать и за две недели можно", - приходит в голову мне.
Несмотря на то, что "Горки" чуть-чуть ниже "Розы Хутор", катание здесь комфортнее, снежной каши по минимуму, "бугров" нет, правда, ограждений на крутых поворотах на "синих" и "красных" трассах также не появилось, а народу не убавилось. Время пролетает незаметно, и, отдохнув в местном кафе за кружечкой глинтвейна, звоню таксисту и прошу забрать.
"Вы не торопитесь, кортеж пропускаем, минут через 15 спускайтесь", - сообщает уже знакомый мне таксист.
Спустя полчаса я уже сижу в его автомобиле и мы вновь пропускаем кортеж. Черный тонированный Mercedes, несколько машин сопровождения, полиция и почему-то "Реанимация" проносятся по дороге.
"Кто приезжал? Из-за кортежа половину склона закрыли?" - интересуюсь у водителя.
"Президент, наверное, или премьер", - без особого энтузиазма отвечает таксист.
Дорогу до гостиницы едем молча. "Почему президент? - думается мне. - Почему это не может быть какой-то местный олигарх, да просто региональный чиновник или московский? Обязательно Владимир Владимирович?". Ответ на свой вопрос я нашла только в аэропорту Сочи на обратной дороге домой.
PUTIN 001
"Вам помочь, подсказать, может быть, что-то?" - обращается ко мне девушка в магазине аэропорта.
Я в изумлении стою, открыв рот и мотаю головой из стороны в сторону. В аэропорту Сочи есть целый магазин футболок, где на большей части изображен Владимир Путин: один; на охоте; на рыбалке; с подписями в стиле: "Вежливость города берет"; в стиле Джеймса Бонда в белом костюме; в обнимку с Лавровым. При мне в магазин заходят молодой человек с девушкой и покупают сразу четыре - себе и друзьям.
"Мы очень благодарны президенту. Сочи - курортный город, здесь нет производств, мы живем на туризме. Эта Олимпиада, вы посмотрите вокруг, мы же до сих пор на магнитах "Сочи 2014" живем, - люди покупают. Талисманы эти олимпийские, опять же, шапки, варежки, шарфы, - все "Сочи 2014" с символикой. Если бы не Путин, мы бы тут загнулись, в нас жизнь вдохнули новую. Наша задача сейчас - это все использовать, отладить, чтобы все работало, чтобы люди и дальше ехали, отдыхали у нас, не потерять этот поток туристов, дальше развиваться", - рассказывает один из местных жителей, наблюдавший за моей реакцией.
"Сначала вся страна строила, теперь вся страна кормит? Развиваться - это здорово, конечно, и с Олимпиадой вам повезло, но почему элементарных вещей нет - это же безопасность туристов, это хлеб ваш, да и цены такие?" - интересуюсь у собеседника, стараясь поставить в тупик, хоть и знаю, что вопрос этот, в общем-то, не к нему.
"Ну вы же понимаете, это уже бизнес, но Путин молодец. А приезжайте к нам летом на море?" - хитро улыбается.
"Подумаю", - говорю я и спешу на посадку на свой рейс, кажется, для себя уже зная ответ. По крайней мере, на ближайшее лето. Ну а дальше - посмотрим.