Самое опасное – это неграмотный врач. Что будет после отмены интернатуры в России?
Пресловутая "болонская система" добралась и до медицинских вузов. Из-за ориентации на "ведущие зарубежные практики" в федеральном законе об образовании исчезли упоминания об интернатуре. Выпускники, оканчивающие обучение в этом году, еще успевают "запрыгнуть в последний вагон": прием педиатров, стоматологов, врачей лечебного дела, гигиенистов, эпидемиологов и фармацевтов на программы интернатуры прекращается 1 сентября, в следующем году такой вид обучения перестанет существовать. Теперь молодым врачам сразу после получения диплома предлагают устраиваться на работу в поликлиники, а уже потом, отработав там три года, продолжить обучение в ординатуре. Чем чреваты такие изменения и готовы ли нынешние выпускники медвузов к работе без практики, в интервью Накануне.RU рассказал член комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов.
Вопрос: Как Вы относитесь к нововведениям? Чем они чреваты?
Олег Куликов: Это чревато ухудшением уровня образования будущих врачей, потому что интернатура, а затем ординатура – это обязательная двухрядная система подготовки. Это система, проверенная временем, она давала хорошие результаты. Считалось, что врач, который не закончил интернатуру – это неполноценный врач. Действительно, его можно послать на прием, но у него еще нет опыта. Количество врачебных ошибок, которые допускают студенты, если их сразу допустить до лечения больных, зашкаливает за 50%. Я думаю, что можно еще побороться за то, чтобы интернатура осталась. Скорее всего, делается это с целью пресловутой экономии бюджетных денег.
Вопрос: Как Вы думаете, могут ли эти изменения быть связаны с нехваткой кадров в поликлиниках и больницах, ведь помимо обучения интернов, врачам нужно заниматься своей работой?
Олег Куликов: Если в поликлинику прислать неграмотного врача, это будет лучше? Это будет хуже. Самое опасное – это неграмотный врач. Потому что он ничего не знает, он учился кое-как, а еще за экзамены взятки платил. Это совсем другой уровень нынешнего обучения врачей, они очень серьезно отстают в подготовке от врачей советского периода.
Вопрос: А что именно изменилось?
Олег Куликов: Изменился сам процесс обучения, если раньше никто даже не смел предложить преподавателю-экзаменатору взятку, потому что это означает моментальное исключение, то теперь это стало нормой, появились расценки на зачеты, экзамены, и никого это уже не удивляет. В советское время были очень строгие экзамены, особенно госэкзамены. Те, кто не сдавал, шли пересдавать на следующий год. Только после того, как они сдадут полный цикл госэкзаменов, их допускали к практической работе.
Вопрос: Выходит, что интернатура компенсирует и пробелы в образовании врачей, которые появились с переходом от советской системы образования к нынешней?
Олег Куликов: Да. Раньше обучение в медицинских вузах было шестилетнее. А сейчас шестой год – это непонятно что, фактически этот год дается на написание дипломной работы.
Вопрос: Сообщается, что с отменой интернатуры ужесточатся условия прохождения практики, она станет не учебной, а производственной. По итогам практики студенты будут сдавать экзамены, за провал которых могут быть отчислены из вуза. Помогут ли такие меры компенсировать отмену интернатуры?
Олег Куликов: Я считаю, что интернатура обязательно должна быть. Это система, когда врач проходит совместно с опытными специалистами кафедры весь объем той деятельности, который ему предстоит выполнять после получения диплома. Это очень ценная практика. Особенно, если врачей курирует преподаватель с большим опытом, который любит работать со студентами. Я думаю, что зря отменяют интернатуру. Скорее всего, это делают люди, которые плохо знают медицинское образование.
Вопрос: И еще не факт, готовы ли поликлиники и больницы принимать на работу таких специалистов…
Олег Куликов: Я думаю, что поликлиники будут принимать этих врачей. Если нет больше никого, то будут принимать и этих, правда, это будет какая-то форма наставничества: кто-то из опытных врачей будет по итогам дня проверять истории болезней, если надо, то сможет проконсультировать больного, которому практикант поставил сомнительный диагноз. Действительно, тут нужен элемент наставничества и врачебного контроля.
Вопрос: Как Вы думаете, связано ли решение по отмене интернатуры с внедрением в России "болонской системы" и разделением на бакалавриат и магистратуру?
Олег Куликов: Мы почему-то обезьянничаем, все время пытаемся повторить "болонскую систему". У нас была своя система, мы были лучшими во многих отраслях образования – математике, физике, химии, естественных науках. И нам "болонская система" была ни к чему. Неплохая система у нас была подготовки медицинских работников. Поэтому я не могу сказать, связана ли отмена интернатуры с "болонской системой". Но если это так, то принятая в основных европейских странах "болонская система" не дает выпускникам наших вузов заниматься лечебной деятельностью.