ЕАЭС - шанс для технологического рывка на советском заделе
Новый Союз может предложить альтернативу в условиях "кризиса капитализма"Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не дает гарантии развития входящих в него стран и нередко сталкивается с серьезными проблемами в отношениях между государствами. Тем не менее, это небесполезная структура, она дает возможность минимизировать урон от кризиса, наметить траектории консолидации развития экономик и создать в условиях "крушения капитализма" новую систему. Об этом говорили эксперты в рамках Школы для евразийских журналистов в Алматы, передает корреспондент Накануне.RU.
Экономический кризис, вошедший в активную фазу в 2008 г., стал во многом кризисом концептуальным, и западные модели исчерпали рецепты для его разрешения. Крупнейшие мировые экономики, включая США, Японию и ЕС, уже не борются за место под солнцем, а просто пытаются заретушировать масштабы той пропасти, в которую всем предстоит упасть. И когда инструменты для решения экономических проблем фактически исчерпаны, западные экономисты предлагают парадоксальные вещи, которые могут привести к полному краху финансовой системы в течение ближайших лет. Среди них - отрицательная ключевая ставка, рассказал участникам школы популярный казахстанский политолог, директор консалтинговой компании "Алмагест" Айдархан Кусаинов.
"В Германии были случаи, когда люди берут кредит, и им банк за это "счастье" еще приплачивает. У кого он берет эти деньги? У тех, кто кладет деньги на депозит. Это просто рвет все шаблоны, ставит все с ног на голову. ЕС ввел отрицательную ставку, Япония тоже этим занимается. Американцы говорят, что в ФРС технически невозможно сделать ставку отрицательной, но они придумали другой выход - у них поддерживается инфляция выше, чем ставка, и получается примерно такой же эффект. Я думаю, это крайняя мера, и ее срок жизни - не более пяти-семи лет. В конце концов, люди просто заберут деньги из банков", - заявляет Айдархан Кусаинов.
В сложившейся ситуации кризис неизбежен для всех стран, и вопрос только в том, кто упадет меньше. И чтобы минимизировать потери, региональные экономики резко активизировали интеграционные процессы во всем мире, и ЕАЭС тут - не исключение. Прямым подтверждением того, что Евразийский экономический союз работает, может являться тот факт, что падение внутреннего оборота в странах, в него входящих, существенно ниже, чем внешнего.
Между тем, этот факт не особенно обсуждается, когда речь идет о ЕАЭС, на виду оказываются "недостатки", которые подвергаются активной критике. Например, в том же Казахстане, по словам эксперта, жива дискуссия о том, стоило ли интегрироваться с Россией и странами ЕАЭС, либо каким-то образом "евроинтегрироваться". И несмотря на кажущийся очевидным ответ о том, что объединяться нужно с "сильными", опыт показывает, что если страна хочет развиваться, она должна делать это с "равными".
"Объединение с сильными партнерами фиксирует ситуацию и не позволяет развиваться. Экономически и технологически развитые страны не делятся технологиями с союзниками. Конечно, называют исключения, например, Японию. Но технологии из США пошли туда, когда Япония отказалась от собственных вооруженных сил и подчинила свою внешнюю политику США. То же самое случилось с послевоенной Европой - там и сейчас стоят американские оккупационные войска. Передача технологий практически всегда связана с утратой суверенитета. Мы "дружим" с Западом 20 лет - у кого-то произошел технологический рывок? Никто никаких технологий нам не передал, так зачем ждать еще 20 лет?" - говорит Кусаинов.
По его оценке, ЕАЭС - фактически единственный вариант для того, чтобы продолжить развитие существующей, созданной в советскую эпоху, технологической базы. Ведь путь и логика технологического развития на постсоветском пространстве приблизительно похожи.
Создавая друг другу определенную конкуренцию и расширяя рынок за счет общего пространства, предприятия получают возможность более эффективной модернизации.
Другой аспект критики ЕАЭС - то, что действия некоторых государств не всегда укладываются в рамки термина "братских" или "партнерских" отношений. И критике тут подвергаются как страны Центральной Азии, так и Белоруссия, которая регулярно "втыкает нож в спину" и "заваливает рынок белорусскими креветками".
"ЕАЭС - это возможности, которые дает общий рынок, но это не гарантия того, что страны не могут защищать свой рынок, поощрять производство, заниматься протекционизмом и т.д. Позиция "Батьки" в этом смысле мне даже нравится - он действует исходя из интересов страны, и если есть возможность заработать на реэкспорте "санкционки" в Россию или газа в Европу, то почему этого не сделать? А казахскую политику зачастую можно охарактеризовать как "упущенные возможности". ЕАЭС - это возможность получения выгоды, но не гарантия ее, это всегда вопрос торга - никто просто так не поделится своими выгодами "по-братски". Интеграция - это не пропуск в рай, это доступ на общий рынок, где присутствует жесткая и конкурентная борьба", - считает политолог.
Возвращаясь к кризису капитализма, Айдархан Кусаинов подчеркивает, что в "цивилизованном мире" начался серьезный раскол и сдвиг, носящий концептуальный характер. С одной стороны, ведущие экономисты-практики, в числе которых и топ-менеджеры ФРС, МВФ, Нобелевские лауреаты, такие как Джозеф Стиглиц, Пол Кругман, Крейг Робертс и другие, вдруг заговорили о том, что главной задачей современной экономики является "борьба с бедностью"(!), для чего нужно вернуться к практикам "социального государства"(!). С другой стороны, политологи и социологи фиксируют, что "социальное государство умерло и его не возродить". Казалось бы, удивительные вещи, с чего бы акулам капитализма вообще вспоминать о бедняках и социальной справедливости?
"Западный тип экономик держался за счет географической экспансии. Сначала это были США и Европа, потом расширение пошло за счет третьих стран, позже добавилась Восточная Европа и постсоветское пространство, а Китай сказал, что "не дождетесь". Физически расширяться больше некуда. Бедняки - последняя возможность расширения капитализма, последняя возможность повысить потребление и продажи - беднякам нужно дать деньги просто для того, чтобы они больше покупали и богатые становились богаче", - уверен эксперт.
И в то время, когда "цивилизованный мир" спорит о том, что такое "социальное государство", ЕАЭС оказывается в уникальном положении, поскольку здесь еще помнят, что это такое. На этом пространстве сохранился менталитет "социального государства", и люди уже успели вкусить в полной мере и "прелести" капитализма.
"Пока в мире идет сдвиг сознания, идут споры о том, что и как надо сделать, у стран ЕАЭС создалось уникальное положение - это "золотая середина". Тут есть готовый фундамент, и пока капиталисты будут 20 лет адаптироваться к новому экономическому укладу, у нас уже в этом плане все готово - есть опыт, менталитет и базис. Здесь уникальное место на Земле, оставшееся в результате советского проекта, готовая экспериментальная площадка", - резюмировал Айдархан Кусаинов.
Эксперт Ассоциации приграничного партнерства Марат Шибутов посвятил выступление особенностям формирования политических систем стран ЕАЭС и тем различиям, которые у них сложились. Он рассказал о базовых предпосылках появления этой интеграционной структуры, начало которой положил СНГ - "система, которая не интегрирует, а разъединяет". "Это организация развода, она не может быть созидательной, скажем честно, ее архитектором был Джордж Буш в 1992 г.", - говорит политолог.
За 20 с лишним лет появилась масса интеграционных структур, однако наиболее пагубной была идея формирования Зоны свободной торговли СНГ, потому что не предполагала ничьей ответственности. Тот факт, что у Украины, например, был выбор, вступить в "безответственную" ЗСТ СНГ или ЗСТ в рамках ЕС, и стал реальной причиной того, почему Украина выбрала ЕС вместо ЕАЭС и оказалась в ситуации майдана. ЕАЭС же стал созидательной структурой и развитием программы середины 90-х "10 шагов навстречу простому человеку".
Тем не менее, у стран, которые вошли в ЕАЭС, оказались не только общие схожие особенности, но и различия, которые успели сформироваться за 20 лет. Марат Шибутов достаточно подробно рассмотрел особенности развития политических систем пяти стран ЕАЭС и дал сравнительный анализ таких факторов, как плотность населения, общая численность населения, уровень ВВП, доля военных расходов, структура парламента, партийное представительство, уровень региональных элит. Эксперт показал, что при относительно общем старте, структура политических элит, политических систем и центров принятия решений весьма отличается в каждой стране. Это крайне важно учитывать, поскольку все решения в ЕАЭС принимаются консенсусом, то есть согласием всех участников, по принципу "Одна страна - один голос", а не простым большинством, как в ЕС. В то же время, Шибутов выразил уверенность, что предпосылок к реальной дезинтеграции на этом пространстве нет.
"Уже сейчас члены Союза подписали более 11 тыс. документов. Это наднациональные документы, для соответствия которым были внесены правки в национальное законодательство. С каждым годом их все больше и, скажем так, цена выхода будет повышаться. Я думаю, что выгоды перевешивают, и в ЕАЭС в этом плане все будет хорошо", - резюмировал Марат Шибутов.
Уральский эксперт, заведующий кафедрой теологии УГГУ Алексей Старостин рассказал об угрозах терроризма, в том числе со стороны ДАИШ (организация запрещена в России).
Серьезная проблема для безопасности (а, значит, и для интеграционных процессов) - расползание ареала ДАИШ по странам региона. В частности, он озвучил информацию о том, что по оценкам спецслужб, на территории Афганистана базируется не менее 10 тыс. боевиков ДАИШ, и само по себе это говорит о нескольких вещах. В частности, даже если ДАИШ будет полностью уничтожен в Ираке и Сирии, организация отнюдь не будет ликвидирована, а лишь сменит дислокацию. Другой вывод: операция российских ВКС серьезно подорвала экономическую базу террористов - был практически уничтожен путь контрабандной нефти и средства доставки, а также крайне сокращена возможность для торговли артефактами древности. Создание столь крупной группировки в Афганистане может означать новый источник финансирования - контроль над афганским наркотрафиком. Кроме того, есть сведения о появлении боевиков в Ливии, где также существуют большие возможности для контрабандной добычи и продажи нефти. Третья угроза - опасность непосредственного прорыва границ и вторжения на территории Центральной Азии, что крайне дестабилизирует регион, в том числе и пространство ЕАЭС.
Это значит, что интеграционные экономические процессы не могут быть не защищены на политическом и военном уровне. Наличие таких угроз должно активизировать, по мнению Старостина, совместную работу на уровне спецслужб для общей комплексной работы по противодействию международному терроризму.
Добавим, что организаторами Весенней школы молодых евразийских журналистов в городе Алматы выступили экспертный клуб "Урал-Евразия", Центрально-азиатский научно-исследовательский центр УрФУ (Екатеринбург), общество "Знание России" (Москва) при поддержке Казахского национального университета им. Аль-Фараби (Алматы).