Хроники лжи "Ельцин-центра": как в президентском учреждении рассуждают об "эстетике фашизма"
Сразу после празднования 9 мая и шествия "Бессмертного полка"***
"Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу… Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет раздробленной и под опекой". Збигнев Бжезинский.
После общенационального праздника, Дня Победы, после шествия многомиллионного "Бессмертного полка" по всей стране, после слез ветеранов и гордости за нашу историю - построенный за 7 млрд руб. бюджетных денег "Ельцин-центр" опять бьет под дых. Оказывается, у нацистов было больше эстетики, у нас же эстетики не было, но зато тоже было "что-то вроде фашизма - да какая разница".
"Тоталитарное искусство 30-х годов" – так называлась встреча, которая прошла 11 мая в центре имени "человека, променявшего огромную державу на граненый стакан".
"В 20-е годы прошлого века в Германии возникает экспрессионизм – стиль, который поразил весь мир. Однако с приходом к власти в Германии нацистов это течение было объявлено "дегенеративным", и работы экспрессионистов начали уничтожать. Третий рейх создал собственный стиль – наци-арт, самой знаменитой представительницей которого стала Лени Рифеншталь. Одновременно этот стиль развивался в Италии, где к власти тоже пришли фашисты. В СССР в это время нарождается свой стиль – социалистический реализм, который имеет много сходных черт со стилем Третьего рейха", - такое описание дает "Ельцин-центр".
И за 100 руб. можно было прослушать лекцию не только об искусстве 1930-х гг., но и о том, что советский народ-победитель и русский народ – это закомплексованная, неполноценная нация, сравнимая с фашистами в Германии. И самое интересное: что у России есть идеология – имперская идеология завоеваний, а Советский Союз был фашистским (или чем-то вроде этого) государством, даже хуже, чем нацистская Германия. На этой лекции побывал и корреспондент Накануне.RU.
В закутке под лестницей арт-галереи "Ельцин-центра" собралось около 25 человек. В цикле лекций "Полюса авангарда: Россия и Германия" выступала Ольга Сергеева – психолог, искусствовед, кандидат философских наук. Все начиналось довольно безобидно – лектор рассказывала о картинах, искусство называла искусством, фашистов в Германии называла фашистами. Но в один момент начались "лирические отступления".
"Никого из них (художников "дегенеративного искусства", - прим. ред) не убивали [нацисты]. Это не был сталинский режим – никто из них не умер, роясь в отбросах от голода, как Мандельштам в ГУЛАГе. Я даже перечислять не буду эти имена, тысячи, миллионы, которые умерли в сталинских лагерях, как собаки просто сдохли там, их просто не кормили там, они сдохли от истощения. Я не хочу даже касаться этой темы", - вдруг "разоткровенничалась" Ольга Сергеева.
Гитлер в Париже - выглядит романтично?
Искусствоведу и психологу действительно лучше бы не касаться вопросов истории, надо бы напомнить, что мифы о "миллионах загубленных душ в лагерях" уже давно развенчаны. Об этом Накануне.RU рассказал исследователь советской эпохи, автор книг по истории сталинского периода и Великой Отечественной войны Игорь Пыхалов:
"Если брать места заключения, то за все время правления Сталина там суммарная смертность будет около 1,5 млн. Но что важно отметить - максимальная смертность в ГУЛАГе и местах заключения была в первые годы Великой Отечественной войны. Как только у нас ситуация нормализовалась, то также и упала смертность в местах заключения, и в последние годы жизни Сталина там смертность составляла меньше 1%".
А Ольга Сергеева тем временем рассказывает, что нацисты не убивали художников (может, они вообще никого не убивали?), зато в Советском Союзе в лагере от тифа умер Мандельштам, который полез в политику.
"Наши "обличители" любят заявлять, что якобы во время Сталина все сидели невинно, но если мы посмотрим на контингент лагерей, то заметим, что по большей части правления Сталина там уголовный контингент преобладал над политическим. Произошел перекос только во время Великой Отечественной войны, потому что политических преступников оказалась масса – это были власовцы, полицаи, "лесные братья", перебежчики, предатели. Но в любом случае, садили людей не огульно, а проводя следствие", - пояснил исследователь советской эпохи Игорь Пыхалов.
Тут следует сказать про само сравнение Советского Союза с нацистской Германией по принципу тоталитаризма. "Эксперт" "Ельцин-центра" просто "подсунула" СССР под это определение. А его в свое время подверстал Збигнев Бжезинский – идеолог развала не только СССР, но и России. В беседе с Накануне.RU об этом рассказал известный историк и публицист Андрей Фурсов:
"Попытка сравнивать Советский Союз с нацистской Германией в рамках концепции тоталитаризма появилась в середине 50-х гг. благодаря Карлу Фридриху и Збигневу Бжезинскому. Это чисто идеологический ход Холодной войны, который не имеет ничего общего с наукой. Вообще, термин "тоталитаризм", "тоталитарное государство" впервые появился в Италии в 20-е гг., как, в общем, положительный термин. Затем в 1939 г. на конференции в Нью-Йорке прошла лекция, в которой профессор зафиксировал, что появился новый феномен "тоталитаризм", к которому он отнес полностью гитлеровскую Германию и отчасти Италию Муссолини. Некоторые черты тоталитаризма он усмотрел в Советском Союза, но он специально подчеркнул, что это некоторые внешние черты, поскольку тоталитаризм характеризует общества капиталистические с рыночной экономикой. То есть он ограничил их капитализмом и западной цивилизацией, выведя Советский Союз за рамки".
Затем уже в середине 1950-х гг. для того, чтобы подверстать Советский Союз под нацистскую Германию, Фридрих и Бжезинский "подтянули" эту концепцию тоталитаризма, и она в этот момент утратила свой научный характер. И затем этот термин подхватили наши диссиденты, и, естественно, в 90-е гг. - наша так называемая "либеральная общественность".
"Кто-то скажет – а там был тотальный контроль над населением, - продолжает Андрей Фурсов. - Во-первых, в Советском Союзе не было тотального контроля над населением хотя бы потому, что это огромная страна, а Германию можно проехать за восемь часов. Но дело даже не в этом – если мы введем такой критерий, как тотальный контроль над населением, то у нас тоталитарными окажутся все общества, и в первую очередь Древние Афины, где все следили за всеми. Я уже не говорю о современных транснациональных корпорациях. То есть у нас окажется тоталитаризм везде".
Гитлер на выставке: к авторам "дегенеративного искусства" проявлял человеколюбие
И тут начинается грань, за которую преступают такие "эксперты" вроде Сергеевой. Попытаться уравнять нацистскую Германию с СССР (уже сама по себе вопиющая задача) оказывается мало - они вдруг начинают искать хорошее в режиме Гитлера. Спустя примерно час рассказов о "тоталитарном СССР", об искусстве Третьего рейха в параллели с Советским Союзом, лектора – психолога, искусствоведа, кандидата философских наук – просто "прорвало" на политику – от советской эпохи до нынешнего дня.
"Конечно, это тема сложная, она нас задевает очень сильно, задевает наш плюрализм, который существует между нашим искусством 30-х годов и фашистским искусством... Но просто в немецком искусстве было больше эстетики. И конечно, этого чувства превосходства у наших не было, в нашей идеологии этого не было. Наше превосходство, имперское, оно в другом – мы сейчас видим его хорошо. Сейчас действительно говорят, что не было у нас идеологии, а сейчас мы понимаем нашу идеологию прекрасно – наша идеология воевать везде. Вот наша имперская идеология. Она идет гораздо раньше того искусства, которое мы сейчас видели, потому что идея, что Москва – Третий Рим, возникла ведь не в советское время… Когда она возникла, кто мне скажет? Ну, в общем, это идея очень древняя, видимо", - и это Ольга Сергеева только начала.
В "Ельцин-центре" рассказывают об эстетике фашистского искусства
Выясняется, что искусствовед и кандидат философских наук не знает или не понимает смысла фразы "Москва – Третий Рим". Смысл этой фразы не в том, что Москва – империя, как Рим, далеко нет, смысл в том, что Москва – наследник православия. Первым Римом был тот самый Рим – откуда зародилось православие; вторым Римом считается Византия, которая православные традиции сохранила и передала в Москву – Третий Рим.
А мы снова обратимся к смыслу сказанного – оказывается, наша идеология – это война и имперские завоевания. И это все подпадает под тренд "Россия – агрессор", которым пугают Европу. "Мы - агрессоры" - как бы говорит лектор?
"И эта спесь русская всегда является следствием – тут я как психолог должна сказать неприятную вещь – она всегда является следствием комплекса неполноценности, товарищи, и больше ничего. То есть это потребность в реванше. Та самая потребность, которая породила Третий рейх – им нужен был реванш, вот они его и создали, провели таким вот образом. Это грустная истина, но, к сожалению, это так. … Сейчас он (комплекс неполноценности) проявляется в идее исключительности русских. Вот немцы создали тему исключительности … Когда возникает эта тема превосходства, она всегда носит комплексуальный характер, это была идея компенсировать свое поражение в Первой мировой войне. Потому всегда, когда нация думает, что она какая-то особенная – это значит, ей нужна компенсация, что чувствует она себя очень хреново", - заключила искусствовед и философ.
Советское искусство таким эстетичным не было
Наконец, на вопрос, хочет ли лектор приравнять СССР к нацистской Германии, Ольга Сергеева ответила уклончиво, но чтобы понятно стало всем:
"Ну, я не стала бы так говорить, мне трудно [судить об этом], но бедствия, которые были причинены собственному народу, они настолько чудовищны, что можно ничего и не приравнивать. Как это ни называй – фашизм, не фашизм – какая разница?".
Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев в беседе с Накануне.RU так прокомментировал эту "лекцию": "Такие заявления может делать только агент "пятой колонны". Они хотят унизить значение нашего народа в Победе в Великой Отечественной войне и попытаться приравнять советский народ к фашистской Германии. Идет это не просто от незнания – это заказ, потому что, дискредитируя советский период, дискредитируют и Российскую Федерацию как правопреемницу Советского Союза. То есть подрываются основы российской государственности".
Возмущен словами лектора "Ельцин-центра" и замкоординатора свердловского отделения ЛДПР Вадим Аверьянов: "Неверно абсолютно сравнивать Советский Союз с нацистской Германией через искусство, через что бы то ни было. Наш народ был не закомплексован, он был более нравственным! Советский народ воспитывался с самого детства на лучших произведениях искусства, на классике. Очевидно, она сравнивает между собой народ-победитель с фашистами. Они могут долго рассуждать, но постулат этих "белоленточников" ошибочен. Это полная глупость".
Чем был советский проект? Для Ольги Сергеевой и вообще для "Ельцин-центра", очевидно, это были якобы миллионные репрессии, война под заградотрядами и сотни других лживых мифов. А чем был советский проект в действительности, вне "заказных" лекций с "нужными" экспертами? Об этом Накануне.RU рассказал доктор исторических наук Александр Пыжиков:
"Это не вопрос чисто культурной сферы, а гораздо более глубинный – что такое был советский проект. И только когда мы сможем как-то понять, что такое советский проект, только тогда уже проще соотнести его с немецким и другими проектами. Немецкий был, конечно, тоталитарным. Фашизм был основан на расовом принципе, на расовой ненависти. О какой расовой ненависти шла речь у нас? У нас в 1930-е годы была реализована в культуре в первую очередь новая концепция: "русский народ – старший брат". В этом смысле все народы СССР — это младшие братья, о которых нужно старшему заботиться. Какой здесь негатив, какая расовая ненависть? Ничего общего абсолютно нет. Нельзя рассматривать изолированно вне контекста культуру, политику, правящий строй никогда. А у нас с этим и беда – наши "обличители" только изолированно и рассматривают".
А какой контекст можно почерпнуть в "Ельцин-центре"? Да никакого – в одном только мультике, который приветствует посетителей экскурсий – там уже сказано, что самым чудесным-расчудесным был только Ельцин. Все остальные правители (особенно Сталин) – дураки, некоторых вообще не было, по их версии, а Ельцин – молодец. Вот и "контекст". А если сравнить реально показатели советского периода и показатели "новой России"?
Ранее большой скандал вызвало то, что из-за изображений Гитлера закрыли патриотическую выставку про войну в УрФУ, включая выставку совсем уж безобидных детских рисунков. К "Ельцин-центру" же по этому поводу вопросов нет? Или просто в УрФУ была "не раскрыта" тема "эстетики нацизма"?
"Ельцин-центр" нужно признать иностранным агентом для начала, так как он ведет на нашей территории пропаганду антигосударственную, разлагает наше молодое поколение, - рассуждает свердловский политик Вадим Аверьянов. - Там должны быть представлены списки разрушенных заводов, списки умерших, которые не выдержали той жизни, списки жертв войн, начиная с Чеченской войны, заканчивая погибшими в Донецке и Луганске. Это все жертвы Бориса Ельцина, это можно записывать на его счет и показывать фотографиями. Вот тогда это будет нормальный "Ельцин-центр".
"Говорить о каких-то параллелях или о каком-то сравнении советского периода с периодом фашистской Германии – ну, это значит быть откровенным врагом русского народа. Надо вообще снять этот центр с государственного финансирования, а то "угрохали" на него несколько миллиардов, когда пенсии нечем платить, и еще каждый год финансируют", - отметил депутат Госдумы Вадим Соловьев в беседе с Накануне.RU.
От редакции: просим прокуратуру считать публикацию поводом для проверки содержания лекций "Ельцин-центра".