Европейского конкурента "Газпрома" спускают в Адриатику. Повторит ли TAP судьбу Nabucco?
Евросоюз с помпой запустил строительство Трансадриатического газопровода (TAP) Южного газового коридора. К 2020 г. по нему в Европу отправится 10 млрд кубометров газа в год, ресурсная база - месторождение Шах-Дениз Азербайджана с ресурсами в 1 трлн кубометров "голубого топлива". С развитием коридора связаны надежды ЕС по снижению энергетической зависимости от России, основными поставщиками по маршруту, помимо Азербайджана, в перспективе станут Туркменистан и Иран. Бакинский газ уже намеревались переправить в Европу по газопроводу Nabucco, однако запасы одной страны для строительства трубы на 30 млрд кубометров оказались недостаточными, и участники консорциума - австрийская OMV Gas GmbH и немецкая RWE - закрыли проект.
Теперь история повторяется. Ресурсной базой для трубопровода в Грецию и Италию станет все тот же Шах-Дениз, новые месторождения Азербайджана только находятся в разработке, поэтому ресурсов для увеличения мощности трубопровода нет. Но судя по заявлениям, сделанным в греческих Салониках в ходе запуска строительства, максимальная мощность трубы - 20 млрд кубометров. Газопровод строится в расчете на то, что по нему пойдет газ других потенциальных поставщиков Южного коридора, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
"Во-первых, сделана ставка на то, что исламисты Средней Азии "перережут" газопровод из Туркмении в Китай, тогда туркменам нужно будет куда-то девать свой газ. Во-вторых, ЕС надеется, что Иран будет пользоваться газопроводом для того, чтобы выйти в Европу. Строить газопровод ради 10 млрд кубометров в год неинтересно, это слишком маленькие объемы, чтобы заместить поставки из России. Но если можно будет вводить вторую-третью очереди с большими мощностями - проект становится опасным для нас, для "Газпрома". Первые 10 млрд кубометров погоды не сделают, тем более, что в Европе идет ускоренное снижение добычи на ряде месторождений", - рассказал Накануне.RU экономист.
Пока в проекте не появились другие поставщики, кроме Азербайджана, многие эксперты скептически оценивают шанс даже на завершение строительства трубопровода. Первый участок Nabucco был открыт в 2010 г., и только спустя три года участники признались, что труба нерентабельна, напоминают эксперты. Обещания, которые озвучивают по Южному газовому коридору, - строительство газопроводов ТАНАП и ТАП, освоение второй очереди месторождения Шах-Дениз, - нереальны, уверена замдиректора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова:
"Азербайджан в настоящее время способен экспортировать не более 10 млрд кубометров в год. Правда, с вводом в эксплуатацию второй очереди месторождения Шах Дениз было запланировано увеличение объема поставок газа до 16 млрд кубометров. В 2013 г. контракт с иностранными нефтяными компаниями, разрабатывающими Шах-Дениз, был продлен до 2036 г., и это означает, что сроки ввода в эксплуатацию второй очереди месторождения затягиваются, хотя планировалось, что вторая очередь Шах-Дениз заработает на полную мощность уже в 2016-2017 гг. Мы полагаем, что события будут развиваться аналогично ситуации с Nabucco".
Однако во времена Nabucco рвение Европы отказаться от российского газа было куда менее сильным. Немаловажно, что маршрут по дну Адриатического моря избавляет ЕС и от посредничества Украины. Не исключено, что строительство изначально убыточного проекта могут оплатить США, руководствуясь своим и внешнеполитическими интересами, говорит Делягин. Кроме того, США, как и Германия, не заинтересованы, чтобы по Черному морю до Греции дошла российская газотранспортная инфраструктура. А такой проект, напомним, сейчас обсуждает "Газпром".
"Германия препятствует таким проектам, потому что хочет стать главным газовым хабом Европы. В ее интересах, чтобы весь газ приходил в ЕС по "Северному потоку" - первому и второму. Но "Северный поток-2" блокирует Америка, из-за чего у нее возник прямой конфликт с Германией. Зато в части газопровода по Черному морю немцы и американцы едины - это неприемлемо для них. На этом фоне, думаю, газопровод Poseidon - еще одна фантазия Миллера", - говорит Делягин.
Учитывая реинкарнацию проектов транспортировки газа в обход России, монополии следовало бы перестать противиться либерализации экспорта трубопроводного газа и пустить в свои северные трубы независимых производителей. Напомним, что они, в отличие от госкомпании, наращивают объемы добычи. Однако "потоки" по-прежнему остаются полупустыми, а угроз для экспорта "Газпрома", а, значит, для доходов бюджета, становится все больше.
Если построить газопровод все же удастся, в первую очередь, компания может потерять часть рынка Италии. Туда "Газпром" в 2015 г. поставил 24,4 млрд кубометров.
"В дальнее зарубежье "Газпром" в прошлом году экспортировал порядка 160 млрд кубометров газа. Поскольку Европа делает ставку на диверсификацию маршрутов поставки, ожидаемо, что в первую очередь Европа постарается снизить зависимость именно от российского сырья. 10 млрд кубометров для "Газпрома" выльются в существенные финансовые потери. У проекта есть поддержка Евросоюза и заинтересованность компаний-инвесторов: Statoil, E.ON. Теоретически такие проекты ставят под угрозу рентабельность новых экспортных трубопроводов "Газпрома", но при достижении договоренностей компания все равно не откажется от их строительства, стараясь в будущем сохранить долю рынка", - рассказал Накануне.RU содиректор аналитического агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг.
Несмотря на то, что США в бытность "Турецкого потока" подгоняла Грецию со строительством TAP, аналитики не видят согласованной позиции по маршруту. Так, Штаты продвигают проект TAPI, в котором Азербайджана нет вовсе, основной поставщик - Туркмения. Но последняя не дает американцам даже словесных интервенций и со стороны наблюдает за строительством Южного коридора. Кроме того, ни Италия, ни Греция не отказались от черноморского газопровода из России. Меморандум стороны подписали в феврале.