Нуланд приехала "с миром", значит, придется готовиться к войне?
Помощник государственного секретаря США Виктория Нуланд приезжает в российскую столицу, цели переговоров изначально не озвучивались, но всем и так было понятно, что главной темой станут минские соглашения. Встретилась Нуланд во второй раз с "невыездным" Сурковым, оказывается, по словам Нуланд, США теперь ведут работу по нормализации ситуации в Донбассе – с чего бы вдруг? Политолог и общественник, руководитель координационного цетра "Новая Русь" Алексей Анпилогов считает, что перед президентскими выборами в Штатах администрация Обамы хочет "закрыть хвосты" и довести до ложно-логического итога текущие дела. Но после вступления в должность нового президента он традиционно пойдет на обострение имевшихся ранее конфликтов. Как будет развиваться кризис на Украине - эксперт рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Нуланд в Кремле встречалась с Сурковым. Как считаете, какова диспозиция сил по украинскому кризису?
Алексей Анпилогов: Многое показали печеньки, которые были демонстративно отодвинуты от всех участников беседы, и, тем не менее, присутствовали на всех кадрах, намекая на то, по каким вопросам приезжала госпожа Нуланд, что обсуждала. Скажем так, контакты высшего или высокого российского руководства со своими коллегами из-за океана не являются секретом. Достаточно наивно было полагать, что между США и РФ нет связи, страны в состоянии войны не находятся, американские санкции не носят глобального характера, это не торговое всеобъемлющее эмбарго, как то, которое использовалось Штатами против Японской империи перед Второй мировой войной. Такие контакты в сложившейся ситуации являются достаточно обыденным явлением.
Вопрос: Сурков у нас, как известно, является куратором украинского вопроса – значит, было что обсудить?
Алексей Анпилогов: Понятно, что специфика деятельности Владислава Юрьевича Суркова, как и госпожи Нуланд, диктует повестку, хотя, безусловно, мы ее не знаем, поскольку эти переговоры являлись непубличными, вряд ли будет по ним опубликовано какое-либо коммюнике. Но можно сказать, что переговоры шли, скорее всего, об Украине. Ну и, наверное, в целом, о вопросах внешнеполитического взаимодействия Российской Федерации и США в мире. Здесь речь может быть и об Афганистане, и о Сирии, и об Ираке, и о других горячих точках на нашем глобусе.
Вопрос: Интересно, что касается Украины, в последние недели проявилось изменение позиции США по Украине - Госдеп потребовал от Киева выполнения Минских соглашений?
Алексей Анпилогов: Мирный минский процесс находится в состоянии стратегического тупика, как следствие, в общем-то, инструментарий воздействия РФ достаточно серьезно ограничен после событий весны и лета 2014 г. Внешнеполитическая позиция РФ подразумевает устранение украинского кризиса и невмешательство во внутренние дела Украины, а Донбасс в этом минском процессе мыслится внутренним делом Украины, не имеющим отношения к Российской Федерации. В этом случае возникает проблема рычагов воздействия на украинское правительство и в целом на украинскую политику. После выбора в пользу минского процесса, который произошел в начале осени 2014 г., прямых рычагов воздействия РФ на Украину практически не осталось, Украина передана во многом под прямое либо косвенное управление США, и как следствие, мы видим такой достаточно непрямой заход российского руководства на решение украинских вопросов через своих американских партнеров.
С другой стороны, объективно ничего со времен 1990-х, 2000-х или даже 2010-х в мироположении Украины не поменялось – она не находится сейчас рядом с Кубой или Мексикой в Карибском бассейне, она по-прежнему граничит с Российской Федерацией. Поэтому, поскольку в Белом Доме и вообще в Вашингтоне сидят реалисты, они понимают, что без участия России Украину не сохранить в том состоянии, в котором она сейчас находится – даже весьма убогом, возникает новый момент, что Россию сейчас США стремятся использовать как некий стабилизирующий фактор для существования Украины. Хотя, конечно, уже в другом состоянии, нежели та Украина, которая была при Кучме или Януковиче.
Вопрос: Так о чем же идет речь с Россией?
Алексей Анпилогов: Речь идет о том, что Россия достаточно вынужденно работает во многом против своих собственных интересов. Хотя это диктуется скорее вынужденным состоянием, которое присутствует на Украине, состоянием тупика, который есть и у Российской Федерации, и у США. С моей точки зрения, для США сейчас важно фиксировать ситуацию до конца президентства Обамы хотя бы в таком состоянии "худого мира", поскольку в практику американского истеблишмента не входит передача сложных конфликтов от президента к президенту. Президентство должно передаваться на некой логической точке, которой в данный конкретный момент является, по крайней мере, формальное выполнение минских соглашений. А вот что уж будет осуществлять администрация следующего президента, мы увидим только после вступления в должность (нового – однозначно, потому что Обама не остается по законодательству США). Либо будет идти речь о том, что украинский конфликт все-таки будет заморожен на каком-то компромиссе, либо – как это не раз бывало – новая администрация начнет обострять прошлые конфликты, как это было в 60-е, 70-е и 2000-е годы.
Политика на удушение Российской Федерации по всем направлениям – продлится. Вот мы сейчас видим прием Черногории в НАТО, который происходит против желания общественности и населения этой страны, мы видим усиление НАТО в Прибалтике, в Восточной Европе, и Украина, несмотря на действия Российской Федерации в Крыму (неожиданные для США), по-прежнему является очень важным и весомым плацдармом в противодействии Российской Федерации даже в ее региональной сфере влияния.
Вопрос: И все же характерным симптомом "ветра перемен" стала отставка представителя Украины в контактной группе Романа Бессмертного и других киевских "ястребов". Ситуация изменилась?
Алексей Анпилогов: Роман Бессмертный был гораздо более категоричен, если вы знаете, в своей позиции, касающейся Донбасса, и его отставка сейчас открывает путь к такой достаточно мягкой интеграции Донбасса в "единую Украину". Я рассматриваю его отставку как некий условный фактор, который пришлось внести в общую картинку для того, чтобы минский процесс сдвинуть с мертвой точки. Поскольку в целом он гораздо более выгоден Украине, тем более для США, для которых вопрос Донбасса никак не является национальным. А желание получить плацдарм на границе Российской Федерации, безусловно, прослеживается на протяжении всей истории Российской империи и Советского Союза и теперь уже современной
России, поскольку Украина является, пожалуй, одной из ближайших точек к основным разъемам России. Любая внешнеполитическая деятельность Российской Федерации блокируется здесь наиболее эффективно.
А отставки фигур вроде Бессмертного и других - это объективный процесс, поскольку никто не хочет неуправляемого конфликта. Основные задачи США во время 2014 г. были решены – власть в Киеве была захвачена их прямыми ставленниками либо агентами влияния, пророссийское общественное поле было зачищено, отправлено в подполье или выдворено из страны. Где сейчас находится премьер-министр Азаров? Где находятся многие деятели правительства Януковича? Я напомню, что очень много депутатов закончили жизнь при странных обстоятельствах, была волна непонятных самоубийств. "Партия регионов" разгромлена и во многом присягнула новым киевским вождям, поэтому можно сказать, что США добились своих результатов.
А продолжение конфликта в горячей стадии разрушает Украину, и поэтому его сейчас, с точки зрения США, нужно перевести в гораздо более спокойное русло для того, чтобы обеспечить несколько лет, десятилетие – для окончательного переформатирования общественного сознания там. Этот процесс идет, Россия ему не сопротивляется, и результат его предсказуем, и его можно наблюдать на примере стран Восточной Европы, Прибалтики и Закавказья.
Вопрос: Но, тем не менее, последовал варварский обстрел людей у Еленовки, было похоже на спланированную акцию по саботажу договоренностей с Россией? Нет?
Алексей Анпилогов: Естественно, любой политический класс неоднороден. В нем есть более умеренные силы, более радикальные, и не нужно забывать, что генезис нынешней киевской власти связан с опорой на ультрарадикальные силы, которые действовали на Майдане, которые действовали во время "антитеррористической операции". Более того, это силы не просто радикальные, но и криминальные. То есть нынешние украинские радикалы опасны и для самих украинских властей, это вполне закономерно – убирают "революционеров", головорезов первой волны, среди которых достаточно было уголовников. В Киеве хотят дистанцироваться от оголтелого национализма и фашизма, на волне которого и был осуществлен переворот. Это вписывается в картинку легитимизации киевского режима, который таким образом пытается избавиться от образа режима, который начал гражданскую войну, который занимается сейчас репрессиями против инакомыслящих (есть опубликованные списки политзаключенных по событиям в Харькове, по событиям в Одессе, в целом на юго-востоке Украины). И этот процесс имеет системный характер. Я уже не говорю о таких вопиющих случаях, как сомнительные самоубийства и просто убийства, репрессии против тех, кто не имел сепаратистских настроений, а просто был неугоден своей позицией. И на нынешних радикалов, безусловно, будут вешать всех собак по процессу раздувания гражданской войны, которые они и будут нести на себе, как классические козлы отпущения.
Вопрос: 27 апреля в ДНР предотвратили покушение на Захарченко. Задержали преступников, выяснилось, что убийство готовили спецслужбы Украины с ведома президента Петра Порошенко.
Алексей Анпилогов: Тут нужно опираться не только на заявления, но и на логику событий - мы не можем доказать, существовал ли такой приказ. И если он действительно был тайным, то его исполнение вряд ли афишировалось официальными бумагами, и у исполнителей не было с собой документов за подписью президента Порошенко. С другой стороны, мы можем вспомнить классические случаи вроде "головы журналиста Гонгадзе", когда президент выдал весьма смутное поручение утихомирить этого оппозиционного журналиста – его исполнители восприняли это как прямой приказ по ликвидации. Так что если по той же логике посмотреть на взаимоотношения Александра Захарченко и Порошенко, то мы убедимся в том, что руководитель Донбасса сейчас выигрывает по многим параметрам у нынешнего президента Украины. Он не является олигархом, он сам лично сражался со своими людьми за те идеалы, которые он считает правильными, он дважды был ранен - ни для кого не секрет рейтинг Захарченко, он в разы превосходит Порошенко и других киевских политиков. Экономическая ситуация в Донбассе, несмотря на то, что это сейчас непризнанная республика, во многом сравнялась и даже превзошла Украину, ЖКХ, к примеру, стоит в разы меньше. Безусловно, для президента Порошенко такой лидер, который сейчас является уже лидером регионального масштаба, как Александр Захарченко, а в случае осуществления минского процесса, и лидером общеукраинского масштаба, – будет жутко опасным. И как следствие, я не исключаю, что президент Порошенко непублично отдавал распоряжения о неких действиях по отношению к Александру Захарченко. Но, как я и говорил – это является сейчас, скорее, спекуляцией, но спекуляцией, у которой есть предпосылки.