Ядерные амбиции и реалии Украины: МАГАТЭ может запретить эксплуатацию АЭС страны
Остатки Украины живут прошлым – действительно славным прошлым. Которое уже никогда не вернется. И, в первую очередь, как раз благодаря мечтателям, разнесшим все вдребезги и пополам, а сегодня рассказывающим сказки о ядерной сверхдержаве, армия которой еще пройдет парадным маршем по разваленной Москве. Для этого все-то и надо – обзавестись ядерным оружием.
Убежденный нацист, создатель полка "Азов", а ныне - депутат Верховной рады Андрей Белецкий (по паспорту он именно Белецкий) призвал срочно вернуть Украине ядерное оружие. По его "глубоко профессиональному" мнению, на такую работу украинским ученым хватит всего полгода. Белецкий уверен, что Киеву следует незамедлительно начать работу по восстановлению своего ядерного потенциала. Это позволит усилить независимость страны и отказаться от попрошайничества оружия:
"Мы в состоянии за шесть месяцев восстановить ядерный потенциал и перестать зависеть от нелепых угроз соседей с севера или жалкого попрошайничества нескольких тысяч джавелинов (американские противотанковые ракетные комплексы, Киев пытался получить их от США, но те ответили отказом, - прим.)".
Он уверен, что Соединенные Штаты не имеют права выступать против восстановления ядерного потенциала Украины, так как страна лишилась этого щита в том числе при участии Вашингтона. Вот бы удивились в Белом доме, узнав, что "не имеют права"!
Однако, даже если на секунду поверить в возможность украинских ученых в течение шести месяцев (!?) создать теоретическую модель атомной бомбы и в способность промышленников - приступить к изготовлению, то, исходя из физических данных, сбыться амбициям главного "азовца" не суждено. Во-первых, потому что на остатках Украины нет высокообогащенного урана – американцы сделали все возможное, чтобы вывезти его до переворота. И вывезли (кстати, в Россию). Во-вторых, потому что не существует отлаженного технологического процесса изготовления компонентов ядерной бомбы. И, наконец, у Киева просто нет денег не то что на производство подобного оружия, но даже на утилизацию ядерных отходов.
Как сообщили в Росатоме, в украинском бюджете элементарно закончились деньги на эту статью расходов. На сегодняшний день ядерным топливом Украину обеспечивает Россия, несмотря на все эксперименты украинских атомщиков с топливом американско-японской компании "Вестингауз". Последние два десятилетия отработанные ядерные отходы с украинских атомных электростанций также отправляются в Россию для переработки, там же и хранятся. Сейчас опасные вещества остаются на местных АЭС.
Мало того, заведующая атомным сектором экономики на остатках Украины корпорация "Энергоатом" является банкротом. Об ужасающем положении дел на атомных электростанциях страны стало известно от членов украинской делегации, прибывших на открывшийся на днях в Москве VIII Международный форум "Атомэкспо-2016".
Как стало известно нашему корреспонденту от украинских специалистов, финансирование всех проектов заморожено – деньги выделяются исключительно на эксперименты с тепловыделяющими сборками "Вестингауз". И это при том, что межгосударственными договорами Украина с этого года может закупать только ТВЭЛы в России. Нарушение приведет к очередному международному суду, выиграть который Киеву не удастся. Но даже это не самое печальное.
Как стало известно, загрузка ТВС "Вестингауза" на Южно-Украинской АЭС таки привела к частичной разгерметизации и выбросу радиоактивного пара в атмосферу. Причин две – все те же ТВС "Вестингауза" и отсутствие денег. Да, за последние годы американо-японская компания попыталась решить проблему деформации своих сборок простым увеличением их толщины, но для уверенности в том, что использование на украинских реакторах безопасно, согласно требованиям МАГАТЭ, следует провести еще многолетние, 4-5 лет, испытания. И если на это, благодаря желанию США выдавить Россию с перспективного рынка, деньги еще находятся, то на плановые работы по ремонту и обслуживанию – уже нет. Вместо оплаты услуг фирмы-изготовителя (в России), работы проводятся силами персонала и украинских институтов, которые не обладают практическим опытом обслуживания. Используются имеющиеся в наличии комплектующие или находятся материалы, теоретически способные заменить штатные, положенные при проведении регламентных работ.
По признанию прибывших на форум украинских специалистов, именно проведение работ собственными силами и техническими средствами привело к постоянным остановкам реакторов и все более учащающимся авариям. Мало того, на временных площадках накапливается отработанное ядерное топливо, которое перестали вывозить в Россию (нет денег). Власти умалчивают и еще об одной проблеме. США готовы и очень хотят поставлять свои ТВС на АЭС Украины, но вывозить к себе отработанное ядерное топливо не будут ни при каких обстоятельствах.
Так что и здесь – тупик. Тупик, который никакая приватизация АЭС не решит (а об этом все чаще говорят в Киеве). Не решит именно потому, что суть проблемы кроется не в форме собственности, а в разрушении технологического цикла эксплуатации сложнейших систем атомной энергетики. Сегодня "Энергоатом" балансирует на тонкой грани, после которой МАГАТЭ просто запретит эксплуатацию АЭС страны.
Возможно, руководство Украины именно к этому и подталкивают – "аграрной сверхдержаве", которой видит будущую Украину посол США в Киеве, тогда АЭС, действительно, не нужны. И вполне возможно, что все игры с американскими ТВС, в которых, кстати, находится все то же российское топливо, направлены вовсе не на завоевание рынка, а на окончательное удушение еще и этой отрасли украинской экономики. Одна серьезная авария – и за решением МАГАТЭ дело не станет.
И последнее, чтобы уж поставить крест на ядерных амбициях нациста Белецкого и ему подобных. Даже для того, чтобы изготовить первую и самую простую американскую бомбу, сброшенную на Японию в августе 1945 года, несколько лет работало около 2 тыс. компаний. Радиоактивные материалы проходят обработку на огромных заводах, которые занимают территорию размером с небольшой город.
Даже Ираку со всей мощью государства оказались недоступны технологии обогащения с помощью электромагнитов, которые были использованы при производстве первой советской атомной бомбы. А без обогащения ничего не выйдет – степень обогащения реакторного урана составляет всего около 5%, а для атомной бомбы необходимо 90%. И обогащенного до этого уровня урана необходимо около 50 кг.
Даже если представить себе невозможное – ученые Украины за полгода обзавелись всем необходимым оборудованием и начали обогащение урана, для выработки необходимой массы потребуется не месяц-два – хотя бы год. Удержать начало подобного проекта в секрете невозможно – в нем задействованы тысячи людей. А реакцию того же Евросоюза предсказать легко – еще не забывшая Чернобыль благодушная Западная Европа не просто разрешит России – еще и умолять будет – немедленно ввести армию и силой искоренить малейшие возможности появления рядом с границами ЕС обезьяны с ядерной дубиной в руках.
Так что не о ядерном оружии надо мечтать депутату-нацисту, а о том, как бы с такими мечтами и вполне реальными преступлениями в биографии не загреметь на скамью нового Нюрнбергского трибунала.