22 Января 2025
search

Трамп жаждет новых территорий

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

январь     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09
Реклама от YouDo
erid: LatgBdzi9
Смотрите http://remont.youdo.com/plumbers/radiators/, посетить сайт.
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/bathroom/material/dekshtukatur/, описание.
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/tag/bezvoditelya/, подробности здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Впереди "паровоза"

Предвыборные кампании кандидатов в нижнюю палату федерального парламента России вышли на финишную прямую. Понятно, что без скандалов и сюрпризов не обойдется – одним победа, другим лишь участие и сочувствие. Но все-таки не Госдума в любом ее составе для нашей страны – источник глобальных перемен. Российская Федерация относится к типу не "парламентских", а "президентских" республик, где вся полнота реальной власти принадлежит не шумному Ноеву Ковчегу с парковкой на Охотном Ряду, а первому лицу государства и его ближайшим соратникам. Именно поэтому возможные итоги выборов есть смысл рассматривать в основном с точки зрения неочевидных последствий всенародного голосования. В первую очередь – того, как расклад депутатских мандатов скажется на расстановке сил в Кремле, Белом Доме и силовых структурах.

Метка-триколор

Одна из мини-интриг нынешней кампании: региональный список "Единой России" по Саратовской области возглавил 1-й замглавы Администрации президента Вячеслав Володин. Шаг достаточно необычный, особенно если вспомнить, что предшественник Володина на этом посту Владислав Сурков при всех своих "серокардинальских" талантах и умении виртуозно выстраивать выборные схемы свое собственное имя ни в какие бюллетени отродясь не вписывал.

Добавим к этому упорные слухи о том, что после думских выборов глава кремлевской администрации Сергей Иванов тоже может поменять место работы. Близится президентская кампания, и это требует кардинальной смены стиля взаимодействия главы государства и правительства – проводника президентской программы. Однако сегодняшний премьер Дмитрий Медведев катастрофически сдает свои позиции, которые и без того были не самыми прочными. Когда второе лицо государства вызывает в обществе недоумение, а вместо решительных антикризисных мер плодит в основном интернет-мемы и становится героем анекдотов, для лица первого это не просто унизительно, но и рискованно. В глазах обывателей консолидированный авторитет власти "на переправе" должен быть особенно прочным. Глава АП Сергей Иванов однажды уже выступал спарринг-партнером Дмитрия Анатольевича, причем до последнего было неясно, кого из двоих ленинградцев президент изберет своим преемником. Возможно, в скором будущем этот политик и чиновник - амбициозный, жесткий, целеустремленный, имеющий колоссальные рычаги влияния - наконец реализует свой шанс занять премьерское кресло. Или, по крайней мере, сильно укрепит своим присутствием потенциал и авторитет правительства на достаточно сложном этапе президентской кампании.

Аппаратная неожиданность

Кто может занять вакантные места в администрации президента, если они действительно возникнут (в чем большинство аналитиков уже не сомневается)? Круг возможных кандидатов не столь широк, как может показаться. И в данном случае уместно будет вспомнить историю еще одной кремлевской рокировки.

9 ноября 2005 г. Путин провел в Сочи ничем не примечательную рабочую встречу с губернатором Тюменской области Сергеем Собяниным. Через пару дней на совещании в Белом Доме, куда в ходе операции "преемник" был отправлен на пост первого вице-премьера Дмитрий Медведев (он занимал пост главы АП с 2003 г.), президент заявил, что "богатство России должно прирастать Сибирью" - и представил Собянина в ранге нового главы своей администрации. Назначение Собянина знаменовало собой смену вех: отказ от неразберихи и чересполосицы в времен Дмитрия Медведева, когда многие вопросы в администрации главы государства решались через голову руководителя АП. Собянин прекрасно знал ситуацию в регионах, умел быть одновременно дипломатом и диктатором, жестко отстаивал свои позиции, но при этом был способен воспарить "над схваткой" и не пытался на все ключевые посты сразу определить своих людей. Кадровое решение президента выглядело для тех времен абсолютно логичным и себя впоследствии оправдало – укрепление вертикали власти вообще и звеньев администрации президента в частности при Собянине дошло до абсолюта.

Что-то подобное может произойти и сейчас, когда кризис затронул не только экономическую, но и в значительной степени политическую сферу, по силовым ведомствам прокатился вал громких коррупционных дел, а региональные власти либо расписались в своем бессилии повлиять на ситуацию, либо активно "тянут одеяло на себя" во взаимоотношениях с московскими начальниками, министерствами, федеральными ведомствами и т.д. Во главе администрации президента нужен человек, который – как в свое время Сергей Собянин – полностью владел бы информацией о положении дел на местах, умел договариваться и давить, но при этом не пытался строить собственную чисто политическую публичную карьеру. В этом отношении фигура Вячеслава Володина по ряду параметров явно не проходит отбор. И не только по извечному комсомольско-партийному принципу карьерной лестницы "второй секретарь почти никогда не становится первым, а зам - директором", но и по более серьезным резонам.

Тихий ход

Вячеслав Володин в последнее время явно теряет чисто управленческий вес и склонен набирать очки за счет сугубой "политики" - эффектных жестов, красивых деклараций, публичных выступлений и т.д. Провозглашенные им недавно "пять принципов" ведения предвыборной кампании удивили и несколько позабавили политтехнологов – и сильно озадачили партийных функционеров, которым было предложено отныне "самим вести свои кампании". Руководство предвыборным штабом и общение с избирателями требует многих специфических навыков, рядовому чиновнику-назначенцу просто неведомых. Поэтому в общем-то правильные слова Володина о том, что "нельзя превращать кампанию в борьбу политтехнологий, админресурса и компроматов", что необходима "конкуренция идей, программ, проектов и предлагаемых решений, которые будут вести к улучшению жизни людей" звучали откровенной демагогией. Всего лишь потому, что были произнесены не в том месте и не для той аудитории, которая готова была их воспринять. Главная беда Володина – он несколько оторвался от реальности, "плохо видит себя в зеркале" и, похоже, теряет контроль над ключевыми процессами в регионах (кроме хорошо знакомого ему Поволжья, да и то не всегда). Он оказывает влияние на второстепенные, но не ключевые кадровые назначения – во многом потому, что не принадлежит к так называемому "силовому блоку" в российском истеблишменте и за все годы своей работы так и остался для него "чужим среди своих". Стихия Володина – скорее раздавать поручения, нежели жестко контролировать их исполнение и предвосхищать возможные тихие забастовки подчиненных или откровенный аппаратный саботаж. Давать интервью, собирать совещания, выступать перед активистами или региональными подчиненными – но не вести отчасти подковерную, но последовательную селекционную работу для того, чтобы вертикаль власти в тех же регионах не оказалась упертой в болото, вечную мерзлоту или песок. Он по сути своей натуры, как отмечают эксперты в сфере политической психологии, относится к типу лидера-актера и лидера-"пожарника", который концентрируется в момент аврала или красуется на публике, но в повседневной рутине проигрывает менее эмоциональным и более дотошным коллегам. Не добавляет ему очков и звание самого богатого сотрудника АП – согласно декларации Володина о доходах, за 2015 год его заработок составил 87,1 млн рублей (большая часть – доходы от вкладов и акций различных компаний). Не спасает имидж даже то, что, по слухам, около 40 млн чиновник перевел на благотворительные цели.

Не забытые и не старые

Осторожно и с массой оговорок (как это обычно бывает в прогнозах относительно президентских структур и их внутренней "кухни") источники в АП в последнее время стали называть в качестве возможного преемника Володина, а может, и самого Сергея Иванова, абсолютно не публичную и потому широкой публике не известную персону – 55-летнего Антона Федорова. Вот уже три года он возглавляет Управление президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров. Федоров и Володин земляки и почти ровесники, однако являют собой практически полные противоположности, если говорить о стиле работы и типах личности.

Володин - человек эффектный, политически подкованный и речистый. Федоров –до мозга костей управленец, аккуратный и сдержанный. Он имеет за плечами опыт работы в самых разных структурах, от комсомола до "Росатома". Родом он тоже из Поволжья - родился и окончил университет в Самаре (б. Куйбышеве). Публичной политики не чужд – успел пройти горнило выборов и стать народным депутатом Верховного совета РСФСР в 1990-91 гг., как раз на пике демократических устремлений перестроечной эпохи. Но большую часть своей карьеры в администрации президента со времен распада Союза он сделал, налаживая взаимодействие центра и регионов (в 90-е годы, учитывая "парад суверенитетов", задача была для АП далеко не простой). В разное время Антон Федоров занимал должность представителя президента в Самарской области (до создания института полпредов и деления РФ на округа), отвечал в администрации президента за работу с территориями. С 2000 и до 2011 года работал заместителем полпреда президента Георгия Полтавченко в Центральном федеральном округе (кадровая чехарда тех лет его не коснулась). Такая строка в послужном списке сделала его вхожим в круг так называемых силовиков во власти и внушила к нему доверие. Формально отношения к этой среде он не имел, однако рекомендация "шефа" стоила дорого. Уважению, кстати, способствовало и место срочной военной службы Федорова – он был десантником и воевал в Афганистане (этот факт он обычно не педалирует и особо упоминать не любит, но признавался в одном из интервью, что не раз был на волоске от гибели и спасся лишь "чудом"). В администрацию президента в 2013 году после скоропостижной смерти своего предшественника на посту главного кадровика АП Владимира Кикотя Антон Федоров пришел из госкорпорации "Росатом" (там он тоже отвечал за координацию работы с регионами). Это был немаловажный для управленца опыт: именно в тот момент "Росатом" совершил самый важный в своей истории рывок вперед. Госкорпорация в корне перестроила свою работу по стандартам современного мирового менеджмента - от системы закупок и внутренних правил поведения персонала до собирания воедино машиностроительных активов, получения мощных государственных преференций в России и беспрецедентного увеличения портфеля заказов на строительство АЭС за рубежом на волне "постфукусимского синдрома" в прочих странах мира.

Спокойно и методично Антон Федоров сделал свое подразделение одним из самых влиятельных в администрации президента. Пароль "кадры", отзыв - "решают все", и старые истины с годами не теряют своего смысла. Те, кто знал его еще по комсомольской работе в Самарской области, в один голос отмечали: Федоров – не политикан, а "просто чиновник", но при этом человек достойный и решительный, твердо знающий, чего он добивается: "Если он сказал "хочу" - лучше дай". У Антона Федорова, по отзывам хорошо знакомых с ним людей, есть очень ценное качество – он "не отдает предпочтение ни правым, ни левым, его приоритетом является его служба", у него нет фаворитов или врагов, и с людьми он работает "независимо от того, что они вчера сказали на митинге".

О своей семье и троих сыновьях Федоров на публике практически не распространяется. Исключение он несколько лет назад сделал лишь для одной очень важной для себя темы – рассказал журналистам об истории своего обращения к вере, встречах с митрополитом Киринским Афанасием, которого считает духовным наставником, и о том, как он себя ощущает в роли прихожанина московского Храма Всех Святых на Кулишках.

Именно такие фигуры, не связанные с громкими скандалами и ненадежными покровителями, но имеющие большой опыт и обширные связи "на земле", могут для АП (да и не только для нее) оказаться сейчас наиболее востребованными.

Трудно сказать, сбудутся ли прогнозы о том, что еще до наступления зимы в администрации президента РФ произойдет "тихая кадровая революция". Порой именно эти предположения становятся главным тормозом для возможных перемен. Но дело даже не в персоналиях. Нельзя не увидеть, что мы наблюдаем сейчас смену политических эпох в сфере управления на фоне кризисов и общей усталости от них. Вертикали власти приходится демонстрировать сейчас не только жесткость, но и способность к "упругому сжатию", находить компромиссы и быть последовательной в своих действиях, снижать обороты самопиара и становиться более эффективной по сути. Новое время – новые цели – новые люди. Логика налицо. Не возразишь.

Александр Журавлев

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

январь     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09


Архив материалов

январь     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09