От создателя "денег нет" и "учителя, идите в бизнес". К годовщине дефолта регионам советуют "зарабатывать самостоятельно"
"Каждый регион России должен зарабатывать деньги самостоятельно", - заявил Дмитрий Медведев во время визита в Псков. Премьер-министр, лидер "Единой России" считает, что в стране есть немало примеров, когда регионы, не имеющие нефтегазовых ресурсов, смогли добиться привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Также Медведев посоветовал руководству субъектов "рационально расходовать средства, оптимизировать расходы". Все же главы регионов попросили денег у федерального центра в виде государственных ссуд, ими планируют заменить коммерческие кредиты, взятые на различные проекты. Платить по ним становится не под силу.
"Если бы какой-то один несырьевой регион отставал, а все остальные высокотехнологично развивались, то тогда представитель федеральной власти мог бы говорить – давайте, равняйтесь на лидеров и тоже так делайте. Но когда все несырьевые регионы страны находятся в глубоком тупике и бесперспективности, конечно, говорить так - это просто лицемерие. Даже не глупость", - рассказал экс-зампред Счетной палаты, эксперт Московского экономического форума Юрий Болдырев в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Очередной перл в рубрике "Советы от Медведева": премьер посоветовал каждому региону зарабатывать самостоятельно. Регионам, не имеющим нефтегазовых ресурсов, нужно добиваться привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Как это понимать?
Юрий Болдырев: С моей точки зрения, все-таки это не перл от Медведева. Это перл от всей нынешней властной команды. Не надо играть в игру "царь хороший, а бояре - дураки".
Вопрос: Но от чего зависит "доходность" несырьевого региона?
Юрий Болдырев: Дело в том, что возможность развития несырьевых регионов, то есть высокотехнологичного развития, в том числе привлечения каких бы то ни было инвестиций в это высокотехнологическое развитие, зависит не от способности губернатора или Законодательного собрания "подсуетиться", а, прежде всего, от федеральной экономической политики, в том числе политики налоговой, таможенной и кредитно-финансовой.
Вопрос: Регионы не могут свернуть с рельс, которые прокладывает финансовая верхушка страны?
Юрий Болдырев: В целом в стране налоговая политика удушающая, есть крен на налоги с производства, а не с личного потребления. И важно не забывать то, что произошло 1,5 года назад - целенаправленный обвал властью рубля и лишение производственных предприятий оборотных средств. Федеральная власть в очередной раз насильственно загнала предприятия в кабалу к коммерческим банкам. При такой кредитно-денежной политике, в условиях, когда у всех конкурентов процентные ставки, по которым они берут кредиты, близки к нулевым, а у нас измеряются двузначными величинами – ни о каком развитии речи быть не может.
Вопрос: И в ВТО не регионы рвались?
Юрий Болдырев: Это было даже не присоединение к организации, а именно сдача страны нашим конкурентам путем присоединения к ВТО, да еще и с предварительным открытием всех рынков. Как мы знаем, президент Путин признался в этом, что все таможенные пошлины были приведены в соответствие с требованиями ВТО задолго до формального присоединения. Значит, рынок страны просто сдан внешним конкурентам.
В этой ситуации, когда рынок открыт, а кредитно-денежные и налоговые условия несопоставимо хуже, чем у конкурентов – ни о каком высокотехнологичном развитии регионов просто не может идти речь.
Несмотря на то, что сболтнул Медведев, эти заявления - либо дезинформация, либо намеренная попытка перенести ответственность с больной головы на здоровую.
Если бы какой-то один несырьевой регион отставал, а все остальные высокотехнологично развивались, то тогда представитель федеральной власти мог бы говорить – давайте, равняйтесь на лидеров и тоже так делайте. Но когда все несырьевые регионы страны находятся в глубоком тупике и бесперспективности, конечно, говорить так – это просто лицемерие. Даже не глупость.
Вопрос: Что же делать регионам – в бизнес идти? Как пополнять казну?
Юрий Болдырев: Нужно менять экономическую политику в целом, на федеральном уровне. Либо вы создаете условия налоговые, кредитно-финансовые, лизинговые не хуже, чем у конкурентов, и тогда можно еще говорить о развитии условий открытого рынка, либо, если вы неспособны этого сделать, то прикройте рынок, чтобы дать возможность предприятиям "дышать". Не делается ни то, ни другое. А в таких условиях это все равно, что обсуждать, в какой цвет покрасить разваливающуюся стену – это бессмысленно.
Вопрос: Нынешняя экономическая политика берет начало в 90-х, с "работы" команды младореформаторов вроде Чубайса, Гайдара. Считается, что логическим завершением "шоковых реформ" стал дефолт 1998 года. С нынешним правительством мы можем и повторить ситуацию?
Юрий Болдырев: Тот сценарий никогда не повторятся в точности, но нынешняя ситуация просто стремительно ухудшается. Мы имеем четверть века научно-технической деградации страны. По мере усугубления деградации сценарии будут все новые и новые, а какие - сейчас мы не можем предсказать.
А в 90-е произошло преступление с выстраиванием пирамиды ГКО, затем ее обрушение и дефолт. Оздоровило экономику лишь обращение тогдашнего президента Ельцина уже в совершенно критической ситуации к альтернативным политическим силам. Было сформировано правительство народного доверия формально во главе с Примаковым, а реально с Маслюковым – тандем Примаков-Маслюков при финансовой политике Геращенко вытащил страну из кризиса. Очень важно о тех подходах вспомнить и сейчас.