Внутренняя политика России на развилке: мобилизация или разрядка
"Чтобы понять, какими нам быть, нам надо самим понять, как мы хотим изменить мир"В преддверии и после избрания седьмого состава Госдумы в устройстве российской внутренней политики начались изменения. Сменился состав и руководство Администрации президента (АП). Ушел "тяжеловес" Сергей Иванов, его первый заместитель Вячеслав Володин занял пост спикера парламента, на его место из "Росатома" пришел Сергей Кириенко. Логика подсказывала, что должны были последовать новые отставки и структурные изменения, утечки и слухи рисовали картину масштабнейшей реорганизации, однако процесс этот, напротив, вдруг застыл. Россия сделала свой ход и остановилась в ожидании хода оппонента - итогов выборов президента США.
Эксперты Накануне.RU объяснили это тем, что Кремль выстроил новую систему внутренней политики, но до тех пор, пока не выяснилось, кто на ближайшие четыре года займет Овальный кабинет, непонятно было, как эту модель использовать: остается ли Россия "осажденной крепостью" или получит передышку в виде разрядки.
Кто есть кто в новой модели внутренней политики России
Одну из ведущих ролей, наряду с Администрацией президента и кабмином, во внутренней политике будет теперь играть Госдума. По словам экспертов, прежде всего под это вводятся новые форматы взаимодействия. Так, например, политолог Сергей Марков считает, что Вячеслав Володин и Дмитрий Медведев договорились о принципиально новом подходе к совместной работе Правительства и Думы.
Теперь Медведев будет строго запрещать ведомствам самим или через "своих" депутатов "проводить" законопроекты, а сама законотворческая деятельность будет строго централизована руководством Правительства и руководством парламента.
"Это будет иметь несколько важных последствий. Во-первых, резко увеличится влияние руководства Думы, Вячеслава Володина, потому что все жестко пойдет через него. Во-вторых, усилится и централизация Правительства, и сила Медведева. В-третьих, уменьшатся денежные потоки отдельных депутатов и разных замминистров. В-четвертых, появится шанс уменьшить коррупцию в лоббировании законов со стороны разных групп интересов, которые могли с помощью замминистров и депутатов проводить законы в своих интересах. Теперь смогут быть обрушены сотни коррупционных схем. Давно надо было сделать так", - пишет политолог в своем блоге.
Из других новшеств – обязательные отчеты депутатов всех фракций о поездках в регионы, контроль посещаемости заседаний. Впрочем, по информации Накануне.RU, система отчетности не будет чем-то новым для членов партии "Единая Россия", где она по факту введена достаточно давно.
Таким образом, по мнению экспертов Накануне.RU, спикер Вячеслав Володин будет бороться с плохоконтролируемым ранее лоббизмом в Госдуме, законопроектами, написанными исключительно пиара ради, и после приобретенной репутации "бешеного принтера" парламенту попробуют вернуть положенный по Конституции статус и влияние, что неизбежно будет укреплять собственные позиции Вячеслава Володина.
"Дума формирует бюджет, она утверждает его, и хоть бюджет детализируется в министерствах, но общие конфигурации бюджета и борьба за него, на первый взгляд, идут в Госдуме. Правда, если бы это было на самом деле так, регионы посылали бы в парламент более эффективных представителей. На деле, Госдума предстает в своем современном виде эдакой синекурой. Володин эту ситуацию собирается менять. Усиление роли Госдумы усилит и его влияние на внутреннюю политику. Однако пока парламент, скажем прямо, несильно влияет на внутреннюю политику", - объясняет Накануне.RU член Совета по правам человека при президенте РФ, журналист Максим Шевченко.
Эксперт также отмечает, что на этом пути есть свои угрозы, минусом работы Володина может стать полное подчинение депутатского корпуса Володину и превращение Госдумы фактически в Общественную палату РФ.
По мнению Максима Шевченко, безусловно, свое влияние сохранит и Администрация президента.
"Самый влиятельный центр, обладающий кадровыми, финансовыми, политическими и даже силовыми полномочиями во внутренней политике, - это, конечно, Администрация президента. И так и останется", - говорит Максим Шевченко.
При этом сама АП теперь уже является не только эффективным аппаратным ресурсом, но и легальной площадкой для лоббистов из числа крупных и влиятельных игроков. По оценкам экспертов Накануне.RU, во внутриполитическом аппарате есть свои центры влияния, и не все они будут замыкаться на Кириенко (имя которого часто упоминают в связи с группой братьев Ковальчуков), есть там и представители Ротенбергов, Якунина, и, конечно, Сечина, что диктует необходимость некой коллегиальной формы управления процессами.
Принято также считать, что пока Вячеслав Володин будет трудиться над повышением репутации нижней палаты парламента, первый замглавы Администрации президента Сергей Кириенко займется мозговыми штурмами для поиска новых идеологем, которые должны пригодиться на предстоящих президентских выборах.
Однако, по мнению политолога, руководителя экспертной группы "Крымский проект" Игоря Рябова, на то, чтобы влиять на идеологическую повестку, претендует в ближайшем будущем и обновленная Госдума Вячеслава Володина.
"Значительная часть процессов внутренней политики станет управляться из Госдумы, в том числе и идеологических. Достаточно вспомнить последние инициативы, вроде проекта закона о нации. Такого рода законопроекты, которые несут идеологическую нагрузку, будут регулярно Госдумой приниматься, с их помощью законодатели будут определять, в том числе, информационную и идеологическую повестку", - считает Игорь Рябов.
Противоречия между Кириенко и Володиным неизбежны, и рамки полномочий и влияния каждого из них будут определены в насыщенной конкурентной борьбе. Эксперты Накануне.RU, однако, отметили, что логику противостояния диктует сама новая политическая расстановка фигур, а не личные отношения конкретных политиков.
"Борьба между Володиным и Кириенко, конечно, начнется. Но тут надо отметить, что она будет не из-за того, что они лично начнут друг другу противостоять, а просто потому, что такая могучая Госдума с конституционным большинством "ЕР" не может не начать бороться за некоторую долю политической экспансии", - говорит журналист Максим Шевченко.
Отдельно стоит отметить, что никуда с политической арены не ушел и другой бывший первый замглавы АП Владислав Сурков. Официально переданное ему украинское направление давно уже воспринимается народом как одно из внутренних. Впрочем, по мнению политолога Игоря Рябова, влияние Суркова будет увеличиваться именно во внешней политике.
"Места Суркову в новой модели управления внутренней политикой я пока не вижу. Сейчас немало внешнеполитических задач, контур нашего влияния скоро расширится, по моему представлению, и поэтому там место Суркова – в качестве модератора переговорных процессов между Западом и нами по Украине. Парадоксальную вещь скажу, но Сурков вполне может модерировать и работу МИДа, при этом, в каком аппаратном решении это выразится – решать президенту", - говорит Игорь Рябов.
Однако, по мнению Максима Шевченко, Сурков совершенно точно сохранил рычаги для влияния на внутреннюю политику.
"Ресурс Владислава Суркова во внутренней политике – его друзья. Внутренней политикой он не занимается, но влияет на нее и действует через своих друзей, с которыми он много лет вместе шел по жизни и сохранил дружеские, человеческие отношения с этими людьми, что, кстати, делает ему и им честь. У него же самого нет ни кадрового, ни финансового, ни силового влияния на внутреннюю политику", - считает журналист.
А есть ли план?
Принято считать, что победа Хиллари Клинтон означала бы включение мобилизационной модели в России, и при этом совершенно непонятно, как она будет работать при Дональде Трампе. Однако, пока реальность демонстрирует, что если в околовластных кругах во время выборов в США активно, как говорят в сети, "топили" за Дональда Трампа, то внутри самой власти достаточно трезво оценивали ситуацию.
Новая система управления внутренней политикой получилась унифицированной. Она подходит как под мобилизационный сценарий, так и, на всякий случай, под сценарий разрядки отношений с Западом. В пользу этой версии говорит как наблюдаемая централизация нижней палаты парламента вокруг спикера и аппарата Госдумы, которым собственно спикер и управляет, так и новая - деятельная, активная и технократичная Администрация президента, а с другой стороны, новая модель осознанно конструируется достаточно гибкой, допускает контролируемую, легальную и прозрачную конкуренцию между различными центрами влияния.
"Такая модель пригодится в условиях переходного периода в отношениях с США при Трампе. Это нормальное решение, и не только в ситуации осажденной крепости, которая могла сложиться в случае победы Клинтон, но и сейчас она пригодится", - говорит Игорь Рябов.
"Все понимали, что может победить Клинтон, под это создавалась мобилизационная модель, эффективно работающая со всеми возможными угрозами, новыми санкциями или с чем-то подобным решениям гаагского трибунала по Крыму. Мы мобилизововались и собирали все ресурсы. История с Улюкаевым показывает, что мобилизационная стратегия, которая готовилась в последнее время, сейчас начала реализовываться. Этому автомобилю, а, может, даже и танком его лучше назвать, дали зеленый свет, и он пошел вперед, потому что… почему бы и нет, что ему мешает?" - продолжает эксперт.
Особенность исторического момента состоит в том, что в ближайшее время Россия, скорее всего, получает на некоторое время возможность вести принципиально независимую внутреннюю политику. После воссоединения с Крымом Кремль максимально пытался ограничить влияние США на внутренние процессы в стране, однако параллельно и сами США его изрядно увеличили, и вряд ли увеличение было пропорционально введенным ограничениям.
Новый президент США Дональд Трамп, в свою очередь, грозился пустить под нож расходы на американское влияние в других государствах. Разумеется, полагать, что бюрократический аппарат, раздувшийся за долгие годы культивирования "мягкой силы", возьмет и исчезнет, наивно, но даже если в результате Белый дом просто пересмотрит свои подходы или хотя бы замешкается на год-два в бюрократических проволочках, России, да и другим странам - потенциальным мишеням оранжевых революций - дышаться будет легче.
"Что такое американский внешнеполитический вектор, как он устроен? Если в Вашингтоне он поменяется хоть на градус, по дальним углам радиуса влияния США пойдут кардинальные изменения. Стоит совсем чуть-чуть запретить ЦРУ финансировать перевороты в Средней Азии или на Украине, и там посыпятся все деструктивные силы. Разворот Трампа обещает быть настолько радикальным, что целые макрорегионы могут поменяться, я даже не исключаю, что мы вернемся к некоторым договоренностям о разделе сфер влияния в Европе, ибо восточноевропейские страны, где население сильно симпатизирует России, ждут, когда мы восстановим с ними отношения. Я в этом смысле занимаю оптимистическую позицию и ничего не могу с собой поделать", - говорит Игорь Рябов.
Как воспользуется Россия полученным периодом независимой внутренней политики, какие сделает ставки и как это будет оформлено идеологически? Пока на идеологической нише заметно "пиарится" только так называемый "правый поворот" или "белогвардейский реванш". Стоит ли ждать, что "белогвардейскую" риторику вдруг включат "на всю громкость"?
По мнению журналиста Максима Шевченко, скандальная доска Маннергейма стала всего лишь политтехнологической уловкой, чтобы подтолкнуть к уходу с поста главы Администрации президента Сергея Иванова.
"Это все мутная политтехнология и вообще не имеет отношения к большой политике. Кто-то втянул Сергея Иванова в эту мутную тему с досками, и сделал специально, чтобы подставить его", - говорит Шевченко.
По мнению Игоря Рябова, война с памятниками и за памятники - это неприятный, но почти безобидный симптом позитивного процесса демаргинализации патриотических сил. Главный идеологический вопрос, который Кириенко и Володину, а, может быть, и Суркову предстоит технически проработать и представить на суд публики и Кремля в виде практических подходов, куда глобальнее.
"Идет процесс раскрепощения патриотических сил, понятно, что часто он сопровождается глупостью и маразмом. Ничего страшного, это просто дискуссионные моменты. Самые главные истории сейчас – разворот ситуации в глобальной картине. Россия пронизана глобальным влиянием: банковская система, карточки, кредиты, модели, бизнес-схемы. Мы уже в глобальном мире и мы уже решили, что будем на него влиять, так, как влияет Китай. Китай через свою идентичность меняет мир по-своему, а мы будем по-своему. И вот теперь надо нам самим понять, какова наша роль и миссия в этом процессе", - говорит эксперт.
Таким образом, очевиден приоритет внешней политики над внутренней, и то, что внутренняя будет подстраиваться под внешнюю, обеспечивая максимальную эффективность последней. В целом, идея влиять на глобальный мир и изменять его, чтобы потом не пришлось от него обороняться и закрываться, выглядит весьма разумной. Однако, как уже не раз говорилось многими экспертами, самые продуманные и дерзкие планы не могут быть реализованы без достойной материальной базы, а потом высокий приоритет должна бы получить и политика экономическая.
"Трое или двое будут заниматься внутренней политикой - неважно. У семи нянек дитя без глаза, у трех тоже все не слава Богу. Главное же в том, что ресурсы манипулирования внутренней политикой исчерпаны. Вся эта привычная театральность больше неэффективна. Пусть, конечно, массы приведены к покорности и пассивности, но внутри элиты началась грызня. Открытая борьба идет. Володин, Сурков, Кириенко ничего с этим сделать не смогут. Они могут пытаться разводить, влиять, манипулировать как угодно, но это сугубо их личное дело, как они будут выходить из этой ситуации, а не народное. При этом драку между кланами и спецслужбами они предотвратить не смогут уже при всем желании. Между тем, заниматься экономикой надо и развитием страны. Делом, а не фантомами и театром фантомов. Все проблемы страны будут решаться в экономике, а от политтехнологий уже просто тошнит", - поделился с Накануне.RU член генсовета "Партии дела" Максим Калашников.