Куба далека, Куба – рядом!
Самая "продвинутая" часть российского общества предпочла плюнуть на могилу Кастро или не заметить его уходПо одной из версий, "Старик и море" – это повесть-предречение про Кастро и его революцию – он сделал то, чего не мог по определению, он боролся, как кубинский рыбак Сантьяго, и одолел большую рыбу, но пока шел к берегу – акулы оставили от марлина только остов.
Наверное, поэтому критики в США повесть приняли более, чем холодно, вскоре писатель впал в депрессию, его закрыли в психиатрической больнице – старик Хем утверждал, что за ним следят спецслужбы, после насильственного лечения он физически больше не мог писать и через какое-то время покончил с собой. Через много лет, когда открылись архивы, оказалось, что действительно спецслужбы ревностно следили за писателем, к нему был приставлен один из агентов ЦРУ, они не доверяли прокоммунистическим взглядам тезки Че Гевары, не нравилась им и дружба с Кастро.
"Именно из-за этого Хемингуэй был нам так близок в те годы, - говорил в одном из интервью Команданте. - Мы ценили то, что в своих произведениях он не описывал каких-то "сверхчеловеков", наделенных особыми качествами. Герой Хемингуэя никогда не имел ничего общего с фашистским образцом совершенства. Возможно, что его критики как раз этого и не понимали. Человек может и даже должен противостоять неблагоприятным ситуациям. Но это отнюдь не означает, что счастливый финал предрешен заранее, и что он обязательно выйдет победителем из борьбы. Тем не менее, необходимо бороться и стремиться к победе. И именно эта мысль Хемингуэя вдохновляла нас здесь, на Кубе, во время революционной борьбы".
Не раз Фидель Кастро говорил все же, что его любимый роман - "По ком звонит колокол" - истекая кровью, главный герой книги залег в укрытии, ему осталось жить не более нескольких минут, и все же он из последних сил старается не потерять сознание, чтобы оставшейся пулей не прекратить собственные мучения, а убить приближающегося врага-фашиста.
Большой друг Эрнеста Хемингуэя – Фидель Кастро ушел из жизни гораздо прозаичней – умер от старости, хотя тонны бумаги с различными версиями того, как это произойдет, в это время было изведено по ту сторону Мексиканского залива. Публицисты и футурологи всех мастей утверждали – Кастро обязательно развяжет войну, спровоцирует конфликт, чтобы уйти из жизни с оружием в руках, рассказывает в беседе с Накануне.RU историк спецслужб Александр Колпакиди, говорили, что, мол, ему нужна смерть не менее патетичная, чем у Че. Враги размышляли - он не создает биографию, а творит миф, как какой-то античный герой, и потому жизнь его должна оборваться древнегреческой трагедией. Но он оказался выше всех этих дурацких психофрейдистских схем.
"Действительно, человек просто колоссальный. Ведь он уже больной, в последние девять лет, когда отошел от власти – он не сдался, он все равно проводил свою линию, писал статьи в защиту многополярного мира, давал интервью, он был защитником социальной справедливости, защищал демократию, настоящую, народную демократию, против глобализма. Это был не просто человек – титан", - рассказывает Александр Колпакиди.
А сегодня, когда на его могилу возлагают цветы, чувствуется, что нанесут и много мусора. Особенно в нашей стране, которая в 90-ые повела себя просто предательски, оставив Кубу один на один с США. Определенная часть общества мечтала бы отплясать на могиле Кастро. Пришло время, когда акулы добрались и до старика.
"Наконец-то умерла советская содержанка, стоившая России миллиарды долларов" (Сергей Лебедев — историк России, краевед, журналист, историк общественного движения в России, историк русского масонства). "Один из самых омерзительных диктаторов ХХ века. При Кастро количество заключенных по политическим мотивам на Кубе в процентном отношении было втрое больше, чем у Сталина или Гитлера". (Денис Драгунский, сын детского писателя Виктора Драгунского). "Умер Фидель Кастро. Одним паразитом меньше" (Антон Носик. Журналист, общественный деятель). "Умер Фидель Кастро – человек, укравший у своего народа 50 лет" (Максим Овербух). Все доводы либеральной элиты сводятся именно к этому – до Кастро Куба жила хорошо, он довел народ до нищеты. Достижения – за счет страдания миллионов людей, которые живут в бесправии, а те, кто могут, – бегут. Ведь там даже интернет толком не работает – еще бы не бежать!
"Те, кто могут, бегут - это "гусанос" - их так называют на Кубе – "червяки". Наши "местные гусанос" сравнивают Кубу и Пуэрто-Рико. Конечно, в Пуэрто-Рико уровень жизни выше. Но Пуэрто-Рико утратила национальную независимость, она продала за чечевичную похлебку свое первородство, она не существует как национальное государство, - говорит эксперт Накануне.RU Александр Колпакиди. - Понять Фиделя Кастро может только человек, для которого жратва и деньги – не главное. И еще один вопрос – почему Кубу не сравнивают с Гаити? Где не было эмбарго, где никто не устраивал бесконечные провокации и не заражал посевные культуры и животных, бактериологическое оружие не применял, не устраивал 60 покушений? Там нищета, настоящее Средневековье".
"Кастро разорил собственную страну, довел некогда богатейший регион до состояния беднейших африканских стран. Долгое время Куба существовала назло США. Ее тянул СССР. К сожалению, совок не ограничился оккупацией России, он пустил по всему миру множество метастазов, спонсируя различные людоедские режимы. "Ой, какие красивые домики"! Да, но почти везде – гнилые коммуналки. Как в 60-е Фидель национализировал отели и всю иностранную недвижимость, как раздал кубинцам по комнатке, так до сих пор и живут там поколениями по 5-7 человек в комнате. Обратите внимание, что на Кубе вы практически не увидите новостроек. Жилье здесь не строится", - вот краткий обзор обвинений - "Куба: 57 лет оккупации". Главное, кто оккупировал? Коммунисты? Сам народ? Ведь революция 1953-1959 гг. не была изначально коммунистической, как в России - это и была борьба с оккупантами.
Куба до Кастро была "борделем США", и действительно в этом Лас-Вегасе разврата богатые американцы вкладывали в понятие "Остров свободы" совсем не то, что Фидель. Для них здесь была свобода от пуританских нравов 50-х, свобода от морали и ответственности. Строили – да, много красивых отлей, нужны были и дороги, рестораны, дома – но все это строили не для кубинцев. Хозяева острова стали обслуживающим персоналом, им не дозволялось мешать отдыху гостей из метрополии и даже заходить на территорию отеля вне рабочего времени – жили они в менее красивых домах "батистках" - домами это сложно вообще назвать - в трущобах.
"Это была антиколониальная революция против режима Батисты, против американской гегемонии, против того, чтобы Куба была американским борделем в Карибском бассейне. Это было чисто антиколониальное движение, - объясняет историк Евгений Спицын. - Безусловно, строительство социализма на Кубе, как и везде, имело свои плюсы и минусы, но в целом на Кубе произошла настоящая социальная революция в интересах большинства народа".
Кубинцы жили в трущобах,а в это время она якобы "процветала"
Историки устают перечислять известные достижения кубинской революции - были созданы мощнейшие бесплатные системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Объективно Фидель – фигура исторического масштаба для всего рабочего коммунистического движения, да и для всего человечества, считает Евгений Спицын.
"И когда нам говорят о том, что, дескать, на Кубе очень низкий уровень жизни – при этом надо учитывать два момента: люди, которые об этом говорят, исповедуют культ потребительства. С их точки зрения, достаточный уровень жизни является низким. Они-то все ценят с позиции того, сколько есть дворцов, сколько есть яхт, сколько пар обуви, костюмов и прочего. Но если у человека две-три пары обуви, то это для них уже нищета. Ну, если у них с головой не в порядке, то пускай так считают. Одна квартира – это для них мало, надо 10 дворцов, 20 земельных участков. Они оценивают Фиделя Кастро и уровень жизни на Кубе с позиции своего потребительства. Это первое обстоятельство. А второе – я считаю, это один из важнейших факторов - надо учитывать, что все эти годы с момента кубинской революции, Куба находилась и находится в тяжелейшей экономической, торговой блокаде. Если бы этой блокады не было, то, конечно, уровень жизни населения Кубы, экономическое развитие Кубы были бы другими", - напоминает Евгений Спицын.
Районы трущоб, где жили кубинцы, к сожалению, нынешним туристам не сфотографировать – почему же? Их снесли. А где стали жить "простые смертные" и их семьи? Конфискованных отелей и доходных домов на всех не хватит (кстати, их не конфисковали, а выкупали). И вот тут мы подходим к теме "жилье не строилось", такому заявлению перечит книга "Архитектура революционной Кубы", вышедшая в 1965 г., где можно ознакомиться с градостроительной политикой Кастро.
Росли на Кубе десятки благоустроенных городских районов, дома получили водопровод, газ, электричество. Для малообеспеченных и многодетных семей был возведен первый в истории американского континента микрорайон комфортного жилья, район для простых работяг на 8 тыс. жителей, 1,3 тыс. благоустроенных квартир. Средняя жилая площадь квартир была 72 кв.м. А средняя общая площадь – 87 кв.м. Стандарт. И это произошло спустя три года после революции!
В других районах появлялись и отдельные одноэтажные дома, на первой сданной улице многие новые хозяева написали над входом: "Фидель, это твой дом".
Пропаганда, запуганные люди? Нет, просто до этого люди жили, как в Средневековье, собирали дома из обломков, несли материалы с помоек богачей, строили стены из пустой тары, на улицах - грязь, нечистоты - отсутсвие элементарных удобств… В то же время - да, была другая богатая, красивая и веселая Куба с клубными домами, полями для гольфа и отелями с бассейном – но сами кубинцы на этом празднике жизни лишь приносили коктейли дамам в шезлонгах, а потом возвращались в дома из ящиков и фанеры.
Были ли они у себя дома, на своей же земле?
До 1959 г. на Кубе было 87 больниц, а к 1962 г. их число достигло 144, а вот еще какие страдания принес кубинцам Кастро – до революции на острове наблюдался огромный дефицит школ и медицинских учреждений для простого населения, Кастро создал единую систему медицинского обслуживания. В мае 1959 г. была проведена аграрная реформа - земля перешла во владение крестьян и государства. Банки и крупные предприятия стали собственностью государства, а в 1960 г. та же участь постигла американские фирмы. С 1961 г. развернулась общенациональная кампания по ликвидации безграмотности населения. Шло бурное строительство, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности. Не забывали на Кубе и о помощи друзьям. 25 тыс. детей, пострадавших при чернобыльской катастрофе, бесплатно лечились на Кубе – "проклятые коммунисты", как выразилась наша селебра…
"Большая часть перечисленных достижений, которые были до Кастро – это фактически "липа", поскольку реально эти достижения либо были достижениями Испании в ту пору, когда Куба была ее колонией, либо фактически отставали от того, что было, - говорит в беседе с Накануне.RU публицист Анатолий Вассерман. - То есть там, например, говорится, что было построено на Кубе первое в истории бетонное жилое здание – тогда как фактически к тому времени бетонных жилых зданий по всему миру было уже достаточно. Если так пишут явную "липу", чтобы доказать, что, мол, Куба и до Кастро была хороша – значит, на самом деле там до Кастро было очень плохо. Иначе не было бы надобности эту "липу" сочинять. "Липа" – это всегда инструмент пропаганды".
Эксперт отмечает, что изначально Кастро не придерживался коммунистических взглядов и даже хотел вести дипломатические переговоры с США. И лишь когда "соседи" объявили экономическую блокаду, он примкнул к коммунистам – это было логично, ведь он был намерен вести социальную политику. "Кастро в силу эволюции взглядов доказал, что социализм – это существенно лучший способ организации общества в целом, чем капитализм, - уверен Анатолий Вассерман. - Добрая половина Латинской Америки, не только "свободные и демократичные" Гаити, живет ощутимо хуже Кубы. И я совершенно уверен, что если бы Куба осталась капиталистической, то, конечно, блокады против нее не было, но она и без блокады жила бы похуже, чем сейчас – в условиях этой самой блокады".
Но представители либеральной элиты продолжают гнуть свою линию, наводняя интернет статьями, постами и воззваниями. К чему же эта вакханалия, этот топот, гомон – зачем так нервничать? Ведь Куба далеко…"Перед коммунистической революцией больше американцев жили на Кубе, чем кубинцев в США. Страна процветала. Развивались промышленность, сельское хозяйство, строительство и торговля. Изобилие разных продуктов в свободной продаже. Чистые, красивые улицы, много новых машин, общественный транспорт. Жители элегантно, по-европейски, одеты. Взбесившиеся с жиру революционеры принесли народу Кубы коммунистический диктат, карточную систему, коммунальный ад, бедность, нищету и изолированность от всего мира. То же самое было в СССР. Мы прошли через это. Глядя на Кубу за последние 60 лет, мы понимаем, что коммунистические революции - это тупик, за которым полная деградация. На примере Кубы ясно видно, что не надо было делать революцию 1917 г.".
Вот что оказывается! Куба близко. Здесь нам еще раз напоминают мифы о царской России - самой быстроразвивающейся сырьевой колонии Запада - и правда, ситуация, как в Гаване при Батисте - верхи имели по семь дворцов, царь был самым богатым человеком на планете, а у "мужика" - одна пара лаптей и оглушительная безграмотность. У кубинцев революция совершилась хотя бы против захватчиков, "гринго", чужих. У нас же элита всегда своя, родная.
С чем же осталась Куба без Кастро? На Кубе - и это хорошо известно - один из самых высоких уровней продолжительности жизни в мире. Если бы там люди жили в нищете, такого высокого уровня продолжительности жизни там бы быть не могло. Хорошая и бесплатная медицина, социальная политика, хотя, конечно, жизнь для кубинцев, как и для всей Латинской Америки – это вечная борьба за своего марлина с акулами.
"Кастро бросил вызов мировой империи - стране, которая в 150 км находилась, которая по населению, по богатству, по военной мощи была в сотни раз сильнее его страны – по сравнению с ним Давид, бросивший вызов Голиафу, – это все равно, что Шварценеггер, в бою победивший хромоногого, слепого карлика-пенсионера. Кастро сплотил народ вокруг этой идеи – здесь одно основное слово - "достоинство". Вот на Украине сейчас этим словом спекулируют, проститутки называют свою революцию так, когда у них основной лозунг "хочу кружевные трусики" - о каком-то достоинстве еще говорят. Кружевные трусики и достоинство – это несколько разные вещи. У него было настоящее достоинство, в хорошем смысле этого слова. Будучи вождем маленького островного государства, он стал лидером мирового масштаба", - считает Александр Колпакиди.
Ветер истории разносит все по своим местам – несмотря на холодный прием критиков, повесть "Старик и море" получила Пулитцеровскую премию, а Хемингуэй остается великим писателем, провидцем, и он был абсолютно прав, когда писал: "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" – Кастро ушел непобежденным.