Победы и боль Сирии
В последний месяц уходящего года сирийские войска и ополченцы освободили свыше 90% территории восточного Алеппо, захваченной террористами в 2012 г. Полное освобождение Алеппо, экономической столицы Сирии, от боевиков, вероятно, станет одним из самых значимых событий уходящего года. Но уже в середине декабря террористам удалось отбить Пальмиру. И даже это не должно омрачить внешнеполитические успехи.
Наши действия в Сирии – это первая широкомасштабная военная операция постсоветской России за пределами территории бывшего СССР. И даже западные эксперты говорят о том, что под стенами Алеппо вынесен приговор однополярному миру, а призыв Башара Асада о помощи вернул Россию на мировую политическую арену как реальную силу. Если вспомнить начало событий, то дело было не в Сирии, то есть не исключительно в Сирии - с началом века, в ходе "Арабской весны" запустился процесс десуверенизации целого ряда стран региона. Хотя безличное "запустился" тут вряд ли подходит - совершенно ясно, что этот процесс запустили.
Барак Обама признал в этом году, что появление ИГИЛ (запрещено в РФ) стало результатом "некоторых ошибок" вторжения США в Ирак в 2003 г.
"Когда мы обдумывали ответ на действия ИГИЛ в Ираке, мы, в первую очередь, отказались от повторения некоторых ошибок, допущенных во время вторжения в 2003 г., которые способствовали подъему организации, которая теперь стала "Исламским государством", - сказал он.
Ну, что же, стоит признать – Обама уходит, а Асад остается, таков итог года, и в этом есть наша заслуга. Вряд ли политика США изменится с приходом Дональда Трампа, но если говорить про итоги прошедшего периода, то они, несомненно, есть.
"Этот год закрепил Россию в статусе одной из самых мощных мировых держав, - говорит в беседе с Накануне.RU военный эксперт Владислав Шурыгин. - Очевидно, что мы в очередной раз продемонстрировали наше главное "ноу-хау" – способность организовывать военную машину. За год мы смогли из деморализованной, наполовину разбитой армии Асада создать вполне себе боеспособную структуру, которая за такой короткий период переломила ход войны, который, казалось, переломить невозможно. Безусловно, мы закрепили и на Украине наших союзников тем, что помогли сформировать им хорошую военную структуру, и республики Донбасса вполне способны самих себя защищать. Все это говорит о том, что Россия восстановила ту способность быстро и эффективно отвечать на любые угрозы, которая отличала в свое время Советский Союз".
Главное - в Сирии мы сохраняем инициативу, не дали возможности американцам придавить нас или как-то потеснить с тех позиций, которые заняты, считает эксперт.
Год начался с наступления правительственных войск САР от Итрии в сторону Ракки — нужно было взять аэродром Аль-Табка. До средины февраля сирийская армия заняла несколько холмов вокруг Закии, следующее наступление началось летом. В ночь с 3 июня на 4 июня сирийские войска и проправительственные силы при поддержке российской авиации освободили поселок Абу Аль-Алладж и таким образом впервые с 2014 г. вошли в провинцию Ракка. Были освобождены деревни Джубб аль-Авабус, Бир Калиб, а также станция обработки, хранения и добычи нефти Сафия. Боевики ИГИЛ начали наступление на позиции правительственной армии, атака была отбита. 20 июня террористы перешли в контрнаступление, захватили село Хирбат Зейдан, ряд других деревень и заставили отступить войска армии САР.
2016 г. в Сирии запомнился и освобождением Пальмиры. Правительственная армия при поддержке России освободила город и окрестности от боевиков. Операция длилась с 13 по 27 марта 2016 г. По итогам на середину марта ВКС РФ уничтожили более 100 террористов. Сирийская правительственная армия взяла под контроль историческую часть города при помощи России. А 24 марта 2016 г. стало траурной датой для России – героически погиб Александр Прохоренко, офицер российских ССО, вблизи Пальмиры: во избежание попадания в плен к боевикам он вызвал огонь на себя. Это произошло, когда сирийские правительственные войска освободили историческую часть Пальмиры от террористов ИГИЛ.
Также в этом году при поддержке ВКС РФ был освобожден от террористов город Эль-Карьятейн. Официальный представитель Минобороны РФ позже назовет эту операцию уникальной, так как ни один солдат САА не погиб во время ее исполнения. 3 апреля САА и ВКС РФ полностью освободили город от террористов.
Особенно ярким эпизодом остается наступление в Алеппо. К концу июля военным удалось отрезать последнюю линию снабжения боевиков на севере и окружить район. Наступление подготовили иранская организация стражи Исламской революции и российские Воздушно-космические силы. 12 сентября было объявлено перемирие - благодаря пакету договоренностей между Москвой и Вашингтоном, но американская коалиция разбомбила сирийские войска в Дейр-эз-Зоре, и о перемирии было забыто. Вся кампания, в том числе и наступление армии, и последующее контрнаступление боевиков - с обеих сторон считается решающей судьбу всей войны. 26 июля правительственные войска освободили весь район аль-Лайармун после тяжелых боев.
В декабре из восточного Алеппо выведено уже более 100 тыс. мирных жителей. С начала операции сложили оружие более 2 тыс. боевиков. На конец года сирийские власти контролируют более 95% территории города, 5,1 тыс. жителей вернулись в свои дома в освобожденных кварталах, под контролем боевиков на конец года - не более 10 кв. км в восточной части города. Боевики не прекращают огонь, даже когда идут колонны с мирными жителями, правительственные войска продолжают сжимать кольцо, террористы ожесточенно сопротивляются и цепляются буквально за каждый дом, как это было когда-то в битве за Берлин, когда борьба шла даже за каждый этаж.
"В военном отношении год был удачным, потому что достигнут ряд существенных побед. Завершение операции в Алеппо - осталось чуть-чуть до полной победы - является лучшим свидетельством тому, что сирийские правительственные войска обрели боевую способность воевать даже без авиационной поддержки с воздуха. Напомним, что последние месяцы введен мораторий на использование боевой авиации, идут уличные бои, тяжелые и кровопролитные, ознаменовавшиеся победами сирийских войск, отрядов "Хезболлы", это лишнее свидетельство тому, что ситуация потихоньку меняется к лучшему", -рассказал Накануне.RU главный редактор журнала "Национальная оборона", директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.
Беда пришла, откуда не ждали - в середине декабря террористам удалось взять Пальмиру. Сирийские правительственные силы оборонялись до последнего, но около 4 тыс. террористов провели масштабное наступление, правительственные войска были оттеснены из центра Пальмиры.
Замдиректора Института стран СНГ, военный аналитик Владимир Евсеев уверен, что Пальмира пока не является стратегически важным пунктом в сирийском конфликте, так как контроль города все равно не скажется на приближении "переломного момента".
"Одна из причин такой ситуации, которую мы сейчас наблюдаем в Пальмире, - приход дополнительной части боевиков, скорее всего, из Ирака. С ИГ сейчас воюют по минимуму потому, что ИГ, если брать Алеппо, например, были в восточной части Алеппо, даже в провинциях Алеппо. Поэтому они сейчас не могут быть вовлечены в бои за Алеппо. Это для них затруднительно. Тем более организовать сейчас там какие-то партизанские действия. В Алеппо сейчас бои ведутся против "ан-Нусры" (запрещена в РФ) и других организаций, которых практически сломлены. Но нужно понимать, что освобождение Алеппо - это еще не перелом кампании. Вот в чем дело. У нас почему-то считают, что как только Алеппо освободят, то это сразу перелом кампании. Это на самом деле не так, так как для того, чтобы переломить кампанию, надо освободить не только Алеппо - надо освободить весь северо-запад. Это касается и провинции Алеппо полностью", - убежден эксперт.
"В чисто военном отношении мы по-прежнему проводим успешную операцию на географически удаленном театре военных действий, обеспечивая всю необходимую логистику, доставку необходимых боеприпасов, тыловых резервов и поддерживая в высокой готовности нашу группировку ВКС и отряда кораблей в Средиземном море у побережья Сирии, важно отметить усиление информационной составляющей той войны, которая ведется против нас", - сказал Накануне.RU Игорь Коротченко.
"После того, как стало понятно, как действует ВКС - насколько открыто, прозрачно, насколько четкие цели поставлены и как они, по большому счету, безупречно в этой сложившейся ситуации выполняются российскими военными - после этого началась прямая информационная кампания по дискредитации действий",- говорила официальный представитель МИД Мария Захарова.
Информационная война началась еще до событий в Сирии, но именно после просьбы о помощи от Асада эта война вошла в острую фазу - западные СМИ практически в унисон с оппозиционными лидерами в России выступают против операции в Сирии. Главный аргумент: "Сирия - второй Афганистан", хотя Кремль многократно подчеркивал, что никакой наземной операции не планируется. Тогда второй аргумент – "бомбардировками ничего не решить" (интересно, что сказал бы на это Каддафи?). Иностранные информационные агентства, прежде всего западные, в своих репортажах о Сирии нередко ссылаются на информацию, полученную из так называемой "Сирийской обсерватории прав человека" в Лондоне. Постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич прокомментировал ее "деятельность".
"По имеющимся у нас сведениям, в этой организации работают всего два человека — руководитель и секретарь-переводчик. Возглавляет ее некий Абдурахман, не имеющий не только журналистской или юридической подготовки, но даже и полного среднего образования, — цитирует слова Александра Лукашевича ТАСС. — При этом сам он в интервью СМИ в ноябре минувшего года сообщил, что постоянно проживает в Лондоне, имеет британское подданство и занимается предпринимательской деятельностью, являясь владельцем закусочной".
Журналистка Ева Барлетт, бывавшая не раз в Сирии, выступила в ООН - по ее словам, после того, как США нанесли удары, прервав перемирие осенью, доверие потеряно с обеих сторон. Она же подвергла коллег резкой критике, обвинила западных журналистов в предвзятости: "Люди в Алеппо хотят освобождения, и то, что люди поддерживают правительственную армию, – это правда". Кроме того она прямо назвала нескольких мастодонтов западной медиасферы - "Нью-Йорк Таймс", БиБиСи, "Гардиан" - которые намеренно искажают информацию о войне в Сирии. Зачем они это делают, у журналистки есть ответ. "Политические силы США и Запада спонсируют террористов, но не контролируют их", – заявила она.
"Важно отметить усиление информационной составляющей той войны, которая ведется против нас - вся эта истерия вокруг гуманитарного конвоя, вокруг якобы ударов по гражданским объектам в Алеппо - это чистой воды гибридная война, которая ведется для того, чтобы связать руки России, оказать на нее влияние, активизировать международные организации, деморализовать. Падение Алеппо станет переломом в ситуации, хотя понятно, что война не закончится и вслед за военными победами нужно стремиться достигнуть и политических соглашений, которые позволили бы поставить точку в этой войне, примерить враждующие стороны и окончательно уничтожить терроризм", - подчеркнул в беседе с Накануне.RU Игорь Коротченко.
Еще одним обвинением в намеренной предвзятости является то, что западные СМИ не ориентируются на журналистов в Сирии, а берут информацию из "Сирийской обсерватории по правам человека", которая находится в Британии. А также информационным кладезем для западных СМИ является организация "Белые каски" и их публикации в соцсетях. О "Белых касках" уже не раз говорилось в СМИ, они играют не последнюю роль в этой информационной войне. Их изображают практически святыми. Чем же на самом деле является "Сирийская гражданская оборона", известная также как "Белые каски"? Основал организацию бывший офицер британской разведки и частный специалист в сфере безопасности Джеймс Ле Мезурье. В 2016 г. даже была предпринята попытка выдвинуть "Белые каски" на Нобелевскую премию мира. Примечательно, что волонтеры объявились только на территориях, захваченных оппозицией, и с тех пор не допускают туда представителей Международного движения Красного полумесяца и Красного креста. "Каски" утверждают, что их организация является независимой, но при этом организация действует исключительно на территориях, контролируемых "Джебхат ан-Нусрой" (террористическая группировка, запрещенная в РФ), делает все, чтобы в СМИ сформировать положительный образ страдающих.
Главное достижение России во внешней политике под конец високосного года омрачило трагическое событие – упал самолет Ту-154 Министерства обороны. На борту находились военнослужащие Вооруженных сил РФ, а также летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазе "Хмеймим" артисты ансамбля им. Александрова и 9 представителей российских СМИ. Погибла "доктор Лиза", спасавшая жизни детей из Донбасса. Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что основной версией крушения Ту-154 над Черным морем является техническая неисправность. Трагедия с Ту-154 показала, что пока на передовой есть успехи, наши тылы не прикрыты.
"Самолеты Ту-154 действительно старые, поднимался вопрос о запрете эксплуатации их еще в 2010 г., но ресурс продлили, проведя регламентные работы, видимо, из-за того, что не хватает воздушных судов для перевозки личного состава, а интенсивность перевозок выросла в разы, - говорит в беседе с Накануне.RU руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин. – Уже шутить, поиграв в демократию, в либерализм, не приходится. Вопрос нужно ставить ребром – способно ли это правительство монетаристов справиться с ситуацией, когда экономику придется завтра, допустим, перевести на военные рельсы? И вообще – что у нас с заводами военными, как они загружены? Какие ресурсы нужны? Это кто-то, кроме Шойгу, способен сказать? Я не вижу в правительстве людей, которые способны стратегически мыслить. Их нет".
Минтранс заявляет о технической неполадке, по данным речевых самописцев, пилоты говорили о проблемах с закрылками, тем не менее, эксперт считает, что этим пытаются успокоить людей. Александр Жилин выдвигает другую версию событий - слишком похожая ситуация произошла с самолетом в Египте.
"Есть цепочка – мы зашли в Сирию, а для того, чтобы нас поссорить с Египтом, нам взорвали гражданское судно. Один в один, - вспоминает Александр Жилин. – Хватит дурака валять. Потому что вот так можно дурить головы сколько угодно, а потом разводить руками, что потеряли целый ансамбль Александрова. А это не просто ансамбль - убили один из символов нашей советской Победы. Всегда, когда готовятся подобного рода вещи, учитываются сакральные моменты. Поэтому, конечно, нам объявят, что это техническая неисправность. По нам нанесли два мощнейших удара: убийство посла – это, считайте, войсковая операция против нас, и то, что случилось с самолетом. Это два тяжелейших удара, и мы опять делаем вид, что ничего не произошло".
Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова тоже провела связующую линию с угрозами в адрес России и убийством посла: "Я бы хотела напомнить, что Госдепартамент США и Белый дом устами своих официальных представителей напрямую запугивали нашу страну тем, что мы прочувствуем боль. То есть те слова, которые нам говорилось в октябре за закрытыми дверями, затем были вынесены в публичное пространство. Вы помните про гробы, про мешки, вы помните про боль – об этом говорил министр обороны США, не только официальные представители. Потом это все перекочевывало в прессу, в том числе, в пересказах закрытых встреч в Вашингтоне. Потом начались прямые призывы глав внешнеполитических ведомств к общественности своих стран и других стран выходить к российским посольствам. То, что началось в октябре 2015 г., закончилось в декабре 2016 г. убийством российского посла".
На итоговой пресс-конференции Владимир Путин говорил об освобождении Алеппо как о масштабнейшей в мировой практике гуманитарной операции, общение с прессой предварял разговор президента с министром обороны Сергеем Шойгу - было очевидно, что мировая безопасность в этом году поставлена во главу угла. И вот, через несколько дней в Черное море упал самолет с российскими военными, гуманитарной помощью, журналистами, артистами, которые летели поздравлять контингент в Сирии с Новым годом...
Каковы бы ни были причины крушения, уже можно предполагать, что победа в арабской республике для нас будет замешана с горечью. Да, враг будет разбит, а победа обязательно будет за нами. Но, как правильно сказала Мария Захарова, нам еще не раз попытаются сделать больно. В силах руководства страны - обеспечить не только успехи на передовой, но и надежность тыла. Иначе претендовать на роль мирового лидера будет нелепо.