Стратегиям предписано "дорасти до Кудрина"
Сторонники "программы Глазьева" сменили название своего объединения на более солидное: "Столыпинский клуб" превратился в Институт роста им. П.А. Столыпина. Об этом глава набсовета института, уполномоченный при президенте защите прав предпринимателей Борис Титов объявил на заседании межведомственной рабочей группы по разработке среднесрочной стратегии социально-экономического развития России. В ряды "столыпинцев" вернулся академик, советник президента Сергей Глазьев, в научном совете - зампредседателя Внешэкономбанка Андрей Клепач, завкафедровй международных финансов ИМЭМО РАН Яков Миркин и ряд ученых Академии наук. Структура должна стать полноценным научно-исследовательским институтом по подготовке экономической стратегии, сейчас аналогичной работой занимается вверенный Алексею Кудрину "Центр стратегических разработок". Конкуренция за право вывести экономику из затяжного кризиса усиливается, но фаворит остается неизменным.
"Нам стало тесно в "Столыпинском клубе", ведь это это больше дискуссионная площадка, а не аналитический центр. Поэтому мы создаем Институт экономики роста и называем его именем Столыпина. Это будет уже полноправный институт, научно-исследовательский, аналитический, который будет заниматься подготовкой программы развития экономики до 2025 г.", - сказал Борис Титов.
Стратегия будет представлена президенту в январе 2017 г., заранее авторы рассказывают о ней немного. Программа разделена на три этапа: восстановление экономического роста (2017-2019 гг.), выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020-2025 гг.), устойчивое развитие (2026-2035 гг.).
"Для каждого этапа рассчитаны конкретные KPI по пяти основным направлениям: диверсификация экономики, качество жизни населения, создание современной инфраструктуры, переход в шестой технологический уклад и интеграция в единое пространство Азия-Европа. Также был расширен список системных решений по активизации источников роста. Теперь в нем 15 пунктов", - сообщает пресс-служба "Столыпинского клуба".
Напомним, что члены "Столыпинского клуба" предлагали монетарный способ стимулирования экономики. Несмотря на критику со стороны Правительства, президент поручил доработать доклад на площадке аналитического центра и превратить его в программу развития экономики - противоположную "сберегательной" модели Кудрина.
Уже Институт экономики роста представит стратегию президенту в январе 2017 г., программа претерпела изменения. Если раньше члены клуба предлагали запустить печатный станок для наполнения экономики деньгами, то теперь в программе присутствуют меры поддержки макроэкономической стабильности. По мнению рабочей группы, допустима инфляция 7-8%, дефицит бюджета в 5-6% и соотношение госдолга к ВВП – 60%.
"Это позволит перейти от умеренно-жесткой денежно-кредитной политики к умеренно-мягкой, которая открывает путь для экономического роста", - заявил Борис Титов.
В программе - снижение ключевой ставки ЦБ, дофинансирование институтов развития, уменьшение доли государства в экономике, повышение социальных расходов. Последние пункты перекликаются с идеями Кудрина. С точки зрения экономики, российский государственный сектор неэффективен: госкомпании нацелены на максимизацию своей прибыли, считает экономист Александр Одинцов. Он отмечает, что положительный эффект может дать усиление частного сектора, не аффилированного с властью и олигархами.
"В сегодняшних условиях практически невозможно увеличить долю частного сектора. Потому что все, что способно приносить прибыль, в конце концов попадет в руки администрации, чиновников и так далее. На ментальном уровне сегодняшняя власть побаивается живой частный сектор, и не без оснований: если Россия перестроится, и начнет развиваться нормальная экономика, не раздаточная, когда всем распоряжаются приближенные к власти люди, то со временем развивающийся класс вытеснит сегодняшнюю элиту", - рассказал он Накануне.RU.
По его словам, в собственности государства должны остаться высокодоходные компании, в первую очередь, сырьевые.
Между программами различий меньше, чем это иногда пытаются показать, говорил премьер Дмитрий Медведев на форуме "Территория смыслов": "...действительно, несколько разное восприятие допустимости эмиссии и валютного регулирования, но тем не менее базовый концепт, основанный на современном открытом рынке, все-таки и у Титова, и Кудрина присутствует. И присутствует, в общем и целом, в одном направлении".
Выбирать между концепциями он отказался, но разработчиком стратегии, которую президент должен получить в мае, в Правительстве упорно называют Кудрина. Между тем, свою стратегию разрабатывает Торгово-промышленная палата, программа тоже будет представлена в Правительство, идеи получили поддержку президента, рассказал Накануне.RU председатель Совета ТПП РФ Константин Бабкин.
"Это радует, вселяет какой-то оптимизм и надежду, что президент видит нашу работу. Но те, кому он доверил экономическую политику, будут всячески дискредитировать альтернативные стратегии, отмахиваться от них. Основные министерства экономического блока контролируют сторонники Кудрина, выходцы из гайдаровской школы, какие-то альтернативные стратегии они не готовы воспринимать, нет ни воли, ни желания совершить мощный поворот в экономической политике. Я участвовал в некоторых совещаниях в Минфине и Белом доме, везде звучит: "Что Алексей Леонидович скажет, то и будем принимать во внимание". При этом Правительстве практически нереально, чтобы свежие идеи проникли в экономическую политику", - поделился он своим мнением с Накануне.RU.
"Стратегия роста", или как ее называл сам Титов, "программа Глазьева" была основной "фишкой" "Партии роста" на выборах депутатов Государственной думы. Тем более что Глазьев от дальнейшего участия отрекся, и "титовцы" не смогли набрать сколько-нибудь серьезный процент. "Столыпинцы" при продвижении своей программы могли бы апеллировать к поддержке идей россиянами, но итог в 1,29% лишил омбудсмена этого аргумента. По мнению политологов, неудачное выступление на выборах не просто не повысило, а понизило шансы на реальную конкуренцию программ Кудрина и Титова.
"Поражение "Партии роста" и очень неблагоприятный результат на парламентских выборах позиции Титова, как лоббиста интересов тех или иных бизнес-структур, резко ослабили. Это видно и с точки зрения экспертизы на федеральном уровне. Эти переименования в обозримой перспективе не дадут Титову никаких серьезных выгод и преимуществ. Сопоставимого с Центром стратегических разработок или другими структурами вроде Торгово-промышленной палаты влияния на первом этапе не будет", - рассказал Накануне.RU гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.