Эдуард Лимонов: За одного панка я дал бы десяток этих хипстеров
Протестная активность Алексея Навального не принесет никаких результатов на предстоящих выборах, считает писатель, лидер незарегистрированной партии "Другая Россия" Эдуард Лимонов. По его словам, на митинги в 2011-2012 годах выходило гораздо больше людей, чем сейчас, и даже тогда власть сумела взять ситуацию под контроль. Сам блогер Навальный, по мнению писателя, просто "потерял осторожность" и зарабатывает политический капитал на будущее. Об этом, а также о том, на кого на самом деле похож Алексей Навальный, он рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Более чем в 150 городах страны в День России,12 июня, прошли митинги протеста. Что можно сказать по итогу?
Эдуард Лимонов: Во-первых, на мой взгляд, Навальный не является оппозиционером, поскольку ему уже столько простили: решения судов, приговоры. У человека два условных срока. Один – пять лет, другой – три года, брат его сидит реальный срок, а он почему-то не сидит, вовсю нарушает условия поведения на условном сроке.
В этом году он явно не собирается на выборы, потому что понимает, что не может пойти. Он нагуливает себе репутацию на будущее. Вот 12 июня неожиданно позвал людей буквально на новую Ходынку. Кстати, как на перерытой Тверской улице люди не переломали себе ноги – непонятно.
Протесты эти никуда не ведут. Как мы знаем, во время Болотной численность митингующих была невероятная – под 100 тысяч. Это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сегодня.
С такой численностью митингов Навальный никаких выборов не выиграет даже в самых благоприятных условиях, созданных искусственно. Но, я думаю, такого (создания благоприятных условий, – прим.Накануне.RU) уже не повторится. Поэтому он работает просто на авось, получает политический капитал. Тем более, что осторожность он потерял, видит, что остается безнаказанным, вот и пускается во все тяжкие.
Вопрос: На этот раз Навального не было в качестве лидера, как и Вас в середине нулевых, полицейские еще с утра задержали его у подъезда собственного дома. Значит ли это, что протест может обходиться без лидера?
Эдуард Лимонов: Ну, если вспоминать о тех временах, то наша стратегия (митинги Стратегии 31, марши несогласных, - прим. Накануне.RU) ведь тоже оказалась тупиковой и, в конце концов, мы вынуждены были от нее отказаться. Дело не в том, что это протест без лидера. Фанаты всегда останутся фанатами, что бы ни случилось. Это как в футболе. Команда проигрывает годами, а люди все равно ждут побед своего "Спартака", ну или за кого они там болеют. Какие бы страшные преступления у Навального ни обнаружили, они все равно будут оставаться его фанатами. С ним или без него, участвует он или нет, для фанатов неважно.
Вопрос: Вы говорите о небольшой численности акции, но не компенсируется ли это тем, что очень много регионов участвует в протесте?
Эдуард Лимонов: Я думаю, это преувеличение. Мы в свое время имели 69 региональных организаций и проводили в один день какие-то акции. Где-то 10 человек приходило, где-то 200. Основные акции проводятся в столицах: Москва и Санкт-Петербург, куда выходят рассерженные горожане, наша российская буржуазия. Все остальное – лишь пыль в глаза.
Вопрос: Какая перспектива у этого протестного движения Вам видится?
Эдуард Лимонов: Не вижу никакой перспективы. Есть два способа прийти к власти. Первый – выборы, но про выборы мы помним, что ни партия "Парнас", ни другие близкие к Навальному партии их не выигрывали. Приличный результат Навальный показал только на выборах мэра Москвы, да и то, потому что он был поставлен в искусственно привилегированные условия: ему не противостояли другие сильные кандидаты от оппозиции, а свои подписи ему отдала "Единая Россия". Второй способ – вооруженный, но, насколько мне известно, ничего подобного он сделать не может.
Вопрос: Есть же еще и украинский вариант?
Эдуард Лимонов: Этот этап мы уже проехали. Вы думаете, история стоит на месте? Нет, все изменяется и все движется. Власть подготовилась к украинскому варианту. Власть сумела выйти из куда более серьезной ситуации в декабре 2011 и весной 2012 года. Этот вариант уже не пройдет.
Вопрос: Пытаясь объяснить происходящее, Навального все чаще с кем-то сравнивают, например, с Ельциным, или вот Ксения Собчак недавно сравнила его программу с путинской программой начала нулевых…
Эдуард Лимонов: Это все литература, мне это неинтересно… все эти сравнения.
Навальный похож на американского жирного буржуя и этим он некоторым нашим гражданам кажется современным.
Вопрос: Действия полиции на прошедших митингах Вы бы как оценили?
Эдуард Лимонов: Полиция дрожала над ним (Навальным, – прим. Накануне.RU) и его фанатами. Поведение полиции очень зависит от того, кто перед ней находится. Она не церемонилась никогда с националистами, с нами она никогда не церемонилась – били. Протестующие на митингах 12 июня, по сути, свои, это та же самая буржуазия, просто другое поколение, которое хочет получить свою долю власти.
Вопрос: Кстати, Вы согласны с тем, что в протестах Алексея Навального непривычно много молодых людей?
Эдуард Лимонов: Этого я не знаю, я на эти акции не хожу, но мне все говорят: "Непривычно много молодежи". Молодежь, как правило, очень любопытна, и она за любое движение и против покоя.
Вопрос: Раньше бунтующую молодежь улавливала ваша партия…
Эдуард Лимонов: У нас было другое поколение. Мы работали с панками – совершенно другая субкультура. А эта молодежь… за одного панка я отдал бы десяток или даже сотню этих хипстеров.
Вопрос: Молодые люди, которые давали интервью после выхода из полиции и на самих митингах, тоже говорили, что ничего не боятся и готовы сидеть по 15 суток…
Эдуард Лимонов: Не знаю, что они там говорят. У нас – реальные и большие сроки, ребята, погибшие на фронте. Хоть один найдется у них такой герой? Найдется – тогда поговорим.