Киев готовится к обострению донбасского конфликта с серьезными последствиями
В администрации президента Украины разрабатывают законопроект по так называемой "мирной реинтеграции" Донбасса. Инициатива обсуждается уже несколько недель в Киеве, в эти дни согласовывается в Вашингтоне и скоро может поступить в Верховную раду. Предполагается, что режим так называемой "АТО" будет отменен и вместо него будет введено военное положение на прифронтовых зонах. И если раньше карательные операции курировало СБУ, то теперь, видимо, будет ВСУ.
Но как это стыкуется с Минскими соглашениями? Очевидно, что мирный способ урегулирования конфликта прописан именно в том документе, который киевский режим обязался выполнять. Но позволить он себе этого не может, поэтому выдумывает такие конструкции, как "мирная реинтеграция" путем "гибридного военного положения".
Наконец, неужели в Киеве действительно думают, что после трех лет бомбежек, обстрелов, перестрелок жители Донбасса побегут за поблажками "мирной реинтеграции"? На это в народных республиках уже ответили – Киеву никто уже не верит. Кроме того, ответили и в Госдуме РФ, назвав план "реинтеграции" имитацией бурной деятельности.
"Мирная реинтеграция Донбасса" – тактическая уловка Киева для улучшения своего образа на Западе. В одностороннем порядке она невозможна", – так отреагировал сенатор Алексей Пушков.
В интервью Накануне.RU о новых планах киевской власти и о том, как это связано с выборами на Украине, рассказал политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
Вопрос: Как можно оценить такой законопроект? На Украине это называют "мирной реинтеграцией", но так ли это?
Владимир Корнилов: Просто карательная операция переименовывается из "АТО" в "военное положение". То есть, по сути, это еще более драконовские меры, чем предполагает "АТО". "Ястребы" там рулят – об этом говорят давно. Недавно Турчинов озвучивал это самое предложение – причем, он озвучивал его с самого начала "антитеррористической операции", призывая заменить ее на открытые боевые действия. По сути дела, на открытую войну и введение военного положения.
Данные приготовления можно рассматривать как подготовку к досрочным внеочередным выборам в парламент – а к этому готовятся практически все основные политические силы, это давно уже секрет полишинеля. Соответственно, введение военного положения может отодвинуть жителей Донбасса, даже той части, где еще формально проходили выборы еще несколько лет тому назад, от участия в избирательном процессе.
Поскольку военное положение подразумевает запрет любой политической деятельности, политических партий, митингов и так далее – соответственно, и запрет любых выборов. Просто жителей Донбасса, даже занятой украинскими войсками части, лишают избирательного права.
Вопрос: А могла ли быть причиной также встреча Порошенко с Трампом? Якобы в США идут согласования по документу. Может, Киев просто привлекает к себе внимание?
Владимир Корнилов: В принципе, конечно, можно Западу в очередной раз подсунуть это как предоставление особого статуса Донбассу. Но западные журналисты, наверное, будут удивлены, поскольку согласно их отчетам, согласно бравурным репортажам американских чиновников, особый статус Донбассу был предоставлен еще два года назад. Но мы-то знаем, что воз и ныне там – никакого особого статуса у Донбасса не было, нет, и никто не планирует это делать, поскольку поправки в конституцию киевская власть отказывается принимать.
Так что подсунуть это можно под разным соусом своим западным спонсорам, но если там действительно будет введено военное положение, то, в общем-то, сложно будет представить это как какой-то прорыв по донбасскому вопросу на Западе и где угодно.
Вопрос: Кроме того, США не так давно заменили свои возможные военные поставки и прямые финансовые транши на кредиты – то есть Киев понимает, что он не сможет воевать бесконечно, не влезая в долги?
Владимир Корнилов: На самом деле, эта военная помощь предоставлялась и раньше формально. То есть Конгресс всегда закладывал военную помощь Украине в бюджет. Но если даже Обама не воспользовался этими статьями, то вряд ли ими воспользуется Трамп. Но ведь никто не собирается прекращать войну. Украина, конечно же, и дальше будет клянчить кредиты, финансовую помощь, оружие на Западе, чем она занимается все последние три с лишним года.
И это, опять-таки, ничего не отменяет. Если "АТО" будет переименовано в "военное положение", то есть в войну – уже открыто назовут это слово – то никак позиция Украины в качестве просителя этой военной помощи на Западе не изменится.
Вопрос: Эдуард Басурин недавно заявлял, что украинские вояки начали оставлять и даже продавать свои позиции ДНР, то есть все уже устали от этого конфликта. Возможно, киевская верхушка это понимает и пытается снизить напряжение, заявляя лишь о возможном прекращении "АТО"?
Владимир Корнилов: Украинские войска оставляли свои позиции с самого начала этой операции, можно много примеров привести, когда целыми подразделениями переходили даже на территорию Российской Федерации. И бронетехнику в первые месяцы этой войны повстанцам продавали украинские военные. Они бежали и бегут – дезертиров полно – кто в Россию, кто на Запад, кто прячется где-то у своих родственников на Украине. Люди устали от войны с самого начала этой войны, будем говорить прямо, честно.
И в этой связи ситуация не особо изменилась. Изменилось только то, что мародеры, которые живут этой войной, они, в общем, пограбили в прифронтовой зоне все, что могли пограбить, и сейчас им действительно тяжеловато. И им либо надо возобновлять военные действия, чтобы продвигаться и грабить новые деревни, либо, в самом деле, двигаться в другом направлении.
И, кстати, я обратил внимание – на видео батальона "Азов", если раньше они вечно разбирали карты Донбасса, территории, примыкающие к Мариуполю, где этот батальон базируется, то сейчас все чаще и чаще у них карта Киевской области висит. Они вечно там показывают движение направления на Киев, и мы не раз слышали от боевиков, от лидеров этих так называемых "добровольческих батальонов", что они готовы к походу на Киев.
Вопрос: От кого тогда нужна им отмашка?
Владимир Корнилов: Так называемые "добровольческие" батальоны – это же наемники. Кто заплатит больше – тому они и служат. Иногда они и у тех, и у других берут одновременно, а дальше – как карта ляжет. Наемники – они и есть наемники.
Сейчас, перед так называемыми "выборами", практически только ленивый олигарх не пытается себе скупить побольше боевиков с тем, чтобы обеспечить нужный результат на том или ином участке. О рейтингах никто не заботится, все сейчас будут соревноваться, как, собственно, и на прошлых так называемых выборах, кто больше заведет боевиков на тот или иной округ, тот или иной участок, что позволит объявить нужный тому или иному олигарху результат.
Вопрос: При этом "переманить" к себе жителей Донбасса хотят "льготами и послаблениями", в частности речь идет про пенсии…
Владимир Корнилов: Не секрет, что старики Донбасса, отрезанные от украинских пенсий, от своих пенсий – будем прямо говорить, от тех пенсий, которые они создавали своим трудом, откладывая десятилетиями в пенсионный фонд, – эти старики правдами и неправдами пытаются получить украинскую пенсию на той стороне фронта. Едут, тратят последние деньги, здоровье – вы представляете, что такое 80-летнему старику перебраться из Донецка в Славянск, отстоять там массу очередей и потом ехать обратно?
Но Украина последнее время только все больше и больше осложняет процедуру получения этих пенсий – их пенсий, подчеркиваю. И я не думаю, что что-то изменится в позитивном ключе. Как это можно решить законом, если им и так полагается украинская пенсия, которую они и так получить не могут?
Вопрос: И как это вообще стыкуется с Минскими соглашениями? В Европе на этот счет пока молчат, но ведь военное положение, даже если оно будет "гибридным", как они его называют, – это все равно военное положение?
Владимир Корнилов: Ну, Киев все чаще и чаще поднимает вопрос о смене формата Минских соглашений, о замене его другим форматом. Видимо, Порошенко поднимал этот вопрос на последних встречах в США. А, собственно говоря, Киев уже не раз этот вопрос поднимал. Все прекрасно понимают, что Украина потеряла давно свою субъектность – все мы видели, как во время Минских переговоров Порошенко вынужден был каждые 20-30 минут выбегать, извините, "до ветру" с тем, чтобы с кем-то по телефону консультироваться. Все мы понимаем, с кем.
Сейчас, наверное, в Киеве думают, что положение Порошенко упростится, и ему не надо будет так часто покидать свой стол переговоров, если там будет сидеть реальный представитель США, а не зиц-председатель Порошенко. Но вряд ли, даже если появится участник этих переговоров из США, что-то кардинально изменится, поскольку все знают, какую страну Порошенко представлял на этих переговорах и до этого.
Вопрос: Если подводить итог, то что сейчас готовят в Киеве – хорошую мину при ужасной игре? Или новое обострение конфликта?
Владимир Корнилов: Я не считаю, что замена "АТО" на "военное положение" – это хорошая мина, это победа позиции "ястребов". Турчинов с первых месяцев этой "АТО" призывал к обострению ситуации, к ведению настоящей войны, то есть к называнию вещей своими именами с тем, чтобы эта "АТО" называлась войной.
Военное положение – это война. Это еще большее урезание тех куцых прав и свобод, которые, может быть, у кого-то из жителей Донбасса и остались. Это уж точно не хорошая мина, это, наоборот, обострение ситуации, и последствия этого могут быть очень серьезными. Но я все-таки закончу на оптимистичной ноте – мы все равно победим.