16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgByG5o
Отделка ванной комнаты краской на http://remont.youdo.com/repair/bathroom/material/gips/.
Ремонт квартир в хрущевках на http://remont.youdo.com/repair/flat/other/firmy/.
youdo.com


Аналитика все материалы

На завод, за знаниями!

Три года назад в Свердловской области стартовал уникальный проект под названием "Уральская инженерная школа" (УИШ), одобренный всем профессиональным сообществом, Советом главных конструкторов, Союзом промышленников и предпринимателей Среднего Урала.

Эта комплексная программа, утвержденная указом губернатора региона в октябре 2014 года, разрабатывалась для обеспечения условий для устойчивого экономического роста, развития импортозамещения и промышленного потенциала Свердловской области, активного вовлечения работодателей в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов.

В настоящее время по инициативе "Уральской инженерной школы" при крупных предприятиях созданы свои образовательные центры по подготовке кадров в Верхней Пышме (при УГМК), Первоуральске (ПНТЗ), в Полевском (на Северском трубном заводе), Екатеринбурге (на базе машиностроительного завода имени Калинина), реализуются проекты на базе Уральского федерального университета и Уральского государственного горного университета.

Главная задача проекта УИШ – поднять на высокий уровень систему профессиональной ориентации школьников, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше.

Кроме того, в рамках УИШ действует образовательная программа "Единая промышленная карта", направленная на профессиональную ориентацию школьников. Задача этого проекта – организовать цикл образовательных экскурсий на различные промышленные предприятия Свердловской области для детей с первого по 11 классы, чтобы у них сложилось целостное представление о географии, возможностях и ресурсах региона, а также появился интерес к работе на производстве и в реальном секторе экономики.

О том, как идет подготовка школьников к "взрослой жизни", Накануне.RU рассказала автор образовательного проекта "Единая промышленная карта", председатель экспертного совета по содействию реализации программы "Уральская инженерная школа" Вероника Пиджакова.

Вероника Пиджакова, Уральская инженерная школа|Фото: Единая промышленная карта

Вопрс: Можно сказать, что возрождение инженерных традиций в образовании – своего рода ноу-хау Среднего Урала?

Вероника Пиджакова: Конечно, да. Через призму форума "Педагоги России: инновации в образовании" я могу достаточно четко оценить ситуацию с профобразованием по России, потому что мы раз в две недели выезжаем в один из регионов нашей страны. Надо сказать, что в Свердловской области инженерное образование, коммуникации с предприятиями развиваются очень мощно. И сейчас многие начинают копировать наш программный подход, заложенный в программе УИШ, когда ученик начинает взаимодействовать с кадровыми инженерами предприятия уже в школе. Наш опыт начинают перенимать Севастополь (у них запускается программа "Я буду строить корабли" с Севастопольским судоремонтным заводом); Владивосток (там сильное инженерное образование с морской спецификой) и другие территории. Но, повторяю, мы все равно передовики в плане продвижения инженерного образования.

Вопрос: Из чего возникла идея "Уральской инженерной школы"?

Вероника Пиджакова: Лет пять-семь назад в нашем Уральском федеральном университете случился серьезный недобор на ряд инженерных специальностей, причем – на бюджетные места. То есть выпускники школ оказались абсолютно не готовы и не имели желания сдавать физику, математику. И, соответственно, встал вопрос – как повысить учебную мотивацию к изучению тех или иных дисциплин и предметов? Выяснилось, что повышенный интерес молодежь проявляет к тем организациям образования, которые работают совместно с предприятиями.

Хороший пример инженерной школы – 110-й лицей им. Гришиной в Екатеринбурге, который взаимодействует с АО "НПО автоматики им. Семихатова". Там, в частности, проводят форум "Семихатовские чтения": четыре года назад лицей стал инициатором форума, когда дети представляют свои технические проекты, и школа их реализует совместно с НПО. Главное, что предприятие выделяет кадровый состав инженеров, которые являются экспертами, кураторами ребят в развитии тех или иных проектов. То есть требования к "детским" проектам пишут кадровые инженеры. Получается замечательный симбиоз! "Взрослый" инженер априори знает, что ту или иную задачу решить невозможно, ребенок, подросток, не зная всех препятствий, предлагает совершенно нестандартные решения, свое видение. И на этом этапе можно "выхватывать" высокопотенциальных ребят.

За четыре года с момента проведения этого фестиваля выявлено колоссальное количество детей, которые уже профессионально ориентированы в сторону космостроения, робототехники, электроники. Они уже заинтересованы в УрФУ.

Например, Вика Мирошникова, которая защищала из года в год свои проекты в рамках "Семихатовских чтений" и которую готовили светилы НПО "Автоматики", защитила на международной конференции "Шаг в будущее" свой проект под названием "Решение одной геометрической задачи". Причем, ее, наверное, одну из всей России, готовили не учителя, а специалисты-практики. И в этом году Виктория стала участником Нобелевской церемонии, она представляла свой проект на Стокгольмской конференции – только один представитель молодежи от каждой страны может попасть на такое событие! Она уже закончила лицей и в прошлом году поступила в МВТУ им.Баумана.

А в 2017 году Саша Козлова, тоже участница "Семихатовских чтений", выросшая на этом форуме с восьмого по 11 классы, представила на "Иннопроме" свой проект президенту страны Владимиру Путину, доложив о результатах своей исследовательской работы "Датчик звука". И тогда же ее пригласили учиться в "Бауманку".

иннопром,Путин, Александра Козлова, лицей 110|Фото: лицей110.екатеринбург.рф

То есть за счет коммуникации "школьник-предприятие" и получаются такие результаты. При этом надо понимать, что учитель не должен знать все, он, образно говоря, дает ребенку "лопату", а там ученик уже сам "копает" в меру собственных сил и способностей.

Вопрос: Какая в данном случае роль "Единой промышленной карты"?

Вероника Пиджакова: Наша задача при реализации программы – раскрыть перед школьникам потенциал нашего региона, показать возможности если не всех, то очень многих предприятий. А это можно сделать, буквально взяв ребенка за руку и приведя на конкретное производство, чтобы он все увидел своими глазами. Поэтому ребят с первого по 11 классы мы не менее чем три раза в год мы вывозим на экскурсии. Например, для малышей это может быть фабрика игрушек или кондитерские цеха, чтобы им был понятен и интересен продукт. Затем дети знакомятся, например, с логистикой аэропорта "Кольцово", с РЖД, "Уральскими авиалиниями", с элеватором на хлебной базе №65, с Демидовским заводом по производству посуды. А став старше, посещают УВЗ, Белоярскую атомную электростанцию. В итоге человек, который за свои школьные годы увидел 20-25 предприятий, уже серьезно ориентируется в выборе профессии. А без этого невозможно создать мотивацию для изучения учебных дисциплин.

Уральская инженерная школа|Фото: Единая промышленная карта

Вопрос: Сколько детей и подростков уже вовлечены в проект?

Вероника Пиджакова: Наш проект достаточно молодой, но динамика впечатляющая. В Свердловской области в 2015 году предприятия посетили 34 тыс. школьников, в 2016-м – 63 тыс. Но тогда к "Единой промышленной карте" присоединились еще 26 регионов, и общее количество детей составило 180 тыс. – они ездят на 300 предприятий России, из которых 139 находятся в нашей области. Средний Урал в этом отношении самый открытый регион, сюда приезжают экспедиции из Орска, Новосибирска, Челябинска, Перми, Тюмени, Севастополя…

Вопрос: Как родители относятся к таким экскурсиям?

Вероника Пиджакова: Чтобы поднять мотивацию ребенка, надо, прежде всего, заинтересовать пап и мам, поэтому порой приходится воздействовать на их менталитет. Когда мы предлагаем свозить их детей на то или иное предприятие, показываем список, большинство родителей с радостью выбирают производство тортов, а не трансформаторной стали, даже если речь идет об экскурсии для подростков. Поэтому надо убедить родителей в том, что их ребенку интересно узнать, например, что такое гидролиз меди или атомный реактор, на каком уральском предприятии выпускают золото для госрезерва страны и так далее.

Для многих родителей экскурсии их детей на реальное производство становятся настоящим откровением, некоторые папы и мамы даже не предполагают, насколько интересным может быть поход на промышленное предприятие.

Кстати, по итогам посещений дети заполняют рабочие тетради, а с этого учебного года начнут заполнять и "электронную олимпиаду". Дело в том, что мы контактируем с огромным количеством предприятий, но при этом не можем охватить всех детей. И с 1 сентября ребенок может зайти на сайт "Единой промышленная карты", выбрать интересующую его тему, конкретное предприятие, посмотреть пятиминутный видеоролик об отрасли, о заводе. А затем ему даются фотографии, интересные факты. После чего ребенку предлагается ответить на 10 простых вопросов по тому блоку, который он выбрал и посмотрел. Таким образом мы получим статистику, отражающую интерес школьников к той или иной тематике. А еще на нашем сайте существуют видеоуроки. Даже если ребенок по каким-то причинам не смог поехать вместе с классом на предприятие, он может с ним познакомиться виртуально.

***

Из отзывов родителей, педагогов и учеников о программе "Единая промышленная карта".

Уральская инженерная школа|Фото: Единая промышленная карта

"Недавно мы ездили на экскурсию в УЦПК РЖД. Мне там очень понравилось. Нам не только все показали и обо всем рассказали, но и сделали это интересно. Тренажеры, позволяющие почувствовать себя машинистом, также никого не оставили равнодушными. В общем и целом впечатление от поездки у меня сложилось благоприятное. Надеюсь, что она будет не последней".

Антон, 8-б класс, лицей № 58, Новоуральск.

"12 мая ездили с первоклашками на экскурсию, организованную проектом "Единая промышленная карта"". В программу входило посещение музея и ретро-площадки ЕМУП "Трамвайно-троллейбусное управление" и путешествие по городу на сказочном трамвайчике. […] На ретро- площадке детям предоставилась возможность почувствовать себя вагоновожатыми, посидеть в кабине трамвая и понажимать рычаги и педали. Во время путешествия по городу экскурсовод увлекательным рассказом и новыми фактами заинтересовала не только детей, но и взрослых".

Наиля Бессолицына, мама ученика лицея №88, Екатеринбург.

Уральская инженерная школа|Фото: Единая промышленная карта

"Все ребята нашего класса находятся под большим впечатлением от посещения [кондитерской] фабрики. Мы своими глазами увидели, сколько труда нужно вложить в любимые всеми сладости. Наш класс с огромным удовольствием посетит другие предприятия нашей области с вашим участием".

Оксана Тогузаева, мама школьника 2-в класса МАОУ-СОШ №91, Екатеринбург.

Уральская инженерная школа|Фото: Единая промышленная карта

"Ребятам очень понравилось. Четкость организации по времени и подбору информации для учащихся. Экскурсоводы очень интересно рассказывают и отвечают на вопросы ребят".

Светлана Смирнова, учитель МАОУ СОШ №8 им. Махнева, Асбест.

"Организация экскурсии [на ОАО "Уралэлектромедь"] четкая, все по времени. Экскурсия очень познавательная. Ребят впечатлило такое современное производство, после знакомства с такими предприятиями появляется чувство гордости за свою малую родину!"

Татьяна Кузнецова, учитель МАОУ СОШ №2 им. Алферова, Туринск.

Уральская инженерная школа|Фото: Единая промышленная карта

"Спасибо за организацию экскурсии в агропромышленный комбинат "Белореченский". За понимание и терпимость в работе с подростками. Много узнали нового и интересного, взглянув на масштабы сельхозпроизводства изнутри".

Александра Сатарова, классный руководитель 9-б класса лицея №135, Екатеринбург.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС