28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Титану не до войны

Россия попала в титановую зависимость от Украины: стране не хватает собственного сырья

Россия на фоне стремительного обострения конфликта с Украиной заявила о проблеме стратегической зависимости от соседнего государства. Дело в том, что РФ не обеспечена собственной минерально-сырьевой базой редкоземельных элементов для производства титана и других материалов, а значительный объем их поставок обеспечивает именно Украина. Такая зависимость может привести к резкому увеличению цен для российских производителей по неконтролируемым политическим или экономическим причинам. Основным потребителем рынка титана являются военно-промышленный комплекс и авиация, что потенциально может нанести ущерб интересам ключевых отраслей. По словам специалистов, Россия обладает достаточными запасами сырья и может в перспективе обеспечить собственные нужды, однако сейчас разработка этих месторождений оказывается "нерентабельна".

Заместитель секретаря Совета безопасности Дмитрий Медведев накануне заявил о необходимости пересмотра стратегии развития минерально-сырьевой базы России. По его словам, зависимость от импорта минеральных ресурсов создает серьезные риски для экономической безопасности страны, передает РИА "Новости". Заявление сделано, что символично, в день начала отвода российских войск от границы с Украиной.

"Несмотря на всю огромность нашей страны и ее обеспеченность значительной частью минерально-сырьевых ресурсов, у нас существует зависимость от поставок из других стран, которая создает серьезные риски для экономической безопасности государства. И на это нужно обратить внимание самое пристальное", цитирует издание заявление Медведева на совещании об обеспечении стратегических потребностей России в минеральном сырье.

Экс-премьер-министр подчеркнул, что России до сих пор приходится импортировать многие виды стратегически важного сырья, что может привести к проблемам, если страны-поставщики поднимут цену на сырье "по коммерческим и политическим мотивам". Речь, в частности, идет о марганце, хроме, литии, бериллии, рении, титане, цирконии и других видах стратегического сырья.

Как указывают специалисты, особую обеспокоенность вызывает ситуация с сырьем для производства титана, который активно используется в военно-промышленном комплексе и авиации. По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, подобная ситуация обусловлена структурой добычи титанового сырья, сложившейся во времена СССР: тогда его добыча была сконцентрирована на Украине, а производство же чистого металла было распределено между Украиной, Казахстаном и Россией. После распада Советского Союза российская титановая индустрия фактически оказалась без подготовленной минерально-сырьевой базы и поэтому сразу же стала зависимой от импорта руд и концентратов. В настоящее время основным поставщиком титанового сырья выступает Украина, некоторые объемы завозятся из ЮАР, Австралии, Вьетнама, Норвегии и других государств.

"Минерально-сырьевая база титана в России представлена двумя типами месторождений россыпями титан-циркониевых песков и рудными титаномагнетитовыми месторождениями. Однако запасы титан-циркониевых песков сравнительно невелики и их доля в структуре минерально-сырьевой базы незначительна, соответственно, в ней доминируют титаномагнетитовые месторождения. В то же время российские россыпи легко отрабатывать, но содержание в них титана меньше, чем в зарубежных аналогах. С рудами же титаномагнетитовых месторождений немало возни из-за необходимости отделения в процессе их переработки титана от железа и других компонентов", поясняет Леонид Хазанов.

корпорация всмпо-ависма(2006)|Фото: Накануне.ru

Эксперт также добавил, что в итоге в России добыча титанового сырья ведется только на ГОКе "Ильменит" в Томской области, остальное импортируется из-за границы, а зависимость от иностранных поставок можно оценить не менее чем в 90%.

Основным производителем титана в России является ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (одним из акционеров является "Ростех"), главные промышленные мощности которого расположены в Верхней Салде Свердловской области. В отчете компании за 4 квартал 2020 года указывается, что UNITI (совместное предприятие российской корпорации и Allegheny Technologyes Inc) занимает долю на мировом рынке в 10%.

Большую часть своей продукции, по результатам 2020 года более 70%, корпорация поставила для нужд авиакосмического рынка. Компания обеспечивает все российские потребности в титане. В 2020 году корпорация также обеспечила значительную долю потребности мирового авиакосмического рынка.

Партнерами "ВСМПО-Ависма" на авиакосмическом рынке являются такие компании, как Boeing, Airbus, Embraer и другие. В 2020 году США включили корпорацию в санкционный список, но вскоре признали это ошибкой.

совместное предприятие корпорации boeing и корпорации всмпо-ависма(2009)|Фото: Накануне.ru

В свою очередь, главными потребителями титана в индустриальном секторе российского рынка остаются предприятия АО "Объединенная судостроительная корпорация", а также госкорпорации "Росатом", использующей титан при строительстве АЭС. К прочему, все большее значение в поставках "ВСМПО-Ависмы" приобретают развивающиеся рынки – медицина, спорт, нефтегазодобыча, транспорт и потребительские товары. Так, в 2020 году доля корпорации на медицинском рынке титана составила около 30%.

Впрочем, основываясь на структуре поставок титановых полуфабрикатов, эксперты пока не видят больших угроз для нацбезопасности в возможном удорожании импортного сырья. Эксперт авиационной отрасли, директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак отметил, что титан преимущественно экспортный товар.

"Если говорить об угрозах, то конкретно для обеспечения собственных нужд их нет. Мы продаем титана в Европу и США многократно больше, чем потребляем сами, поэтому собственные нужды страны обеспечены. Для собственных нужд России необходимо не более 20% от всего производимого нами металла", резюмировал Борис Рыбак.

Вместе с тем, недавно глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявлял, что до 2030 года отечественные предприятия должны построить более тысячи воздушных судов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС