Альтернативные ТЗК: больше - не значит дешевле?
"Рособоронэкспорт" поразил всех, решив заняться заправкой самолетов. Для этих целей по инициативе ООО "АТ-Спецтехнология", при поддержке ведомства и компании "Топливный сервис аэропортов" создана специализированная топливозаправочная компания ООО "Топливозаправочный сервис аэропортов" (ТС-Аэро). Как следует из официального сообщения "Рособоронэкспорта", в первую очередь, ТС-Аэро предстоит модернизировать топливозаправочные комплексы (ТЗК) в аэропортах. Но эксперты, хоть и восприняли эту новость с некоторым удивлением, уверены, и это подтверждается сообщением ведомства, что основной целью "Рособоронэкспорта" является кусок рынка в виде заправки самолетов. А в том, что этот кусок лакомым, сомневаться не приходится.
"Со стратегической точки зрения это интересные инвестиции", - говорит аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский. Аналитик ИК "Файненшл Бридж" Дмитрий Александров также считает: "Если им удастся договориться о взаимодействии с основными гражданскими аэропортами, то, в общем-то, это достаточно выгодное дело. Шаг интересный, очень прибыльный сегмент. Единственное, смущает непрофильность. Дело выгодное, но, на мой взгляд, "Рособоронэкспорт" не должен заниматься этим".
Планы "Рособоронэкспорта" масштабны. Как отмечается в официальном сообщении ведомства, "в сфере ответственности компании также будет формирование и реализация модели сетевого обслуживания авиаперевозчиков, внедрение современных технологий в процессы хранения топлива и заправки воздушных судов, создание альтернативных ТЗК". Однако насколько возможна реализация этих планов, и самое главное, каким образом повлияет приход "Рособоронэкспорта" в аэропорты на цену на топливо – большой вопрос.
"На то, что уже существует, их никто не пустит. А если предприятие государственное, и заправкой самолетов занимается аэропорт, то, когда будет перезаключен договор, и придет "Рособоронэкспорт", это ничего не даст", - считает генеральный директор ассоциации аэропортов России Виктор Горбачев.
Сегодня монополизм топливозаправочных комплексов в аэропортах очевиден, и одним из решений проблемы дороговизны авиакеросина могло бы стать строительство альтернативных ТЗК на что, собственно, и нацелился "Рособоронэкспорт". Однако дело это дорогое, не всегда экономически оправданное. Кроме того, если топливозаправочный комплекс является частной собственностью, не факт, что кто-то пустит конкурента. |
Что касается последнего пункта, то здесь "Рособоронэкспорт" сразу расставил все точки над I , пояснив, что в первую очередь поставленные задачи будут решаться в отношении ТЗК, находящихся в полной или частичной государственной собственности. "Большая часть принадлежит частично либо полностью федеральным властям. Проблем с заключением контрактов возникнуть не должно", - отмечает аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский.
Сами аэропорты, не имеющие свои топливозаправочные комплексы, в отличие от того же "Кольцово", конечно же, заинтересованы в альтернативных ТЗК. Первый заместитель генерального директора аэропорта "Рощино" (Тюмень) Валерий Коноплев сказал Накануне.RU, что "мы заинтересованы в здоровой конкуренции, которая всегда дает повышение качества услуг и минимальную стоимость. Сейчас у нас одна топливозаправочная компания, принадлежащая, фактически "Лукойлу".
В пресс-службе ОАО "Лукойл" Накануне.RU заверили, что возможной конкуренции не опасаются. "У нас есть очень конкурентоспособный продукт, который мы можем предложить на рынке, поэтому там, где чувствуем рентабельность, строим свои ТЗК. Немного удивляет, почему этим будет заниматься "Рособоронэкспорт". Может, у них есть уникальные технологичные разработки. Если будет разумная конкуренция, пускай", - заявили в пресс-службе. Здесь же отметили, что не "пустить" конкурента они не могут, так как аэропорты не принадлежат компании.
Заместитель гендиректора "Рощино" Валерий Коноплев пояснил, что никакого договора с новым собственником ТЗК, в случае его прихода в аэропорт, заключено не будет. "Земля федеральная, соответственно, чтобы согласовать строительство на этой земле, нужно получить разрешение у федеральных властей, землеотвод, утвердить проект, иметь договора с авиакомпаниями, чтобы реализовать свою продукцию. Вот и все. Если мы будем пользоваться услугами в части заправки наземного автотранспорта, то будем заключать договор, а больше никаких договоров", - говорит Валерий Коноплев.
Авиакомпании же, уставшие от монополизма заправщиков, будут выбирать самый выгодный вариант. Как заявил Накануне.RU директор по производству АК "Уральские авиалинии" Владимир Чикилев, создание ТЗК в аэропортах создает конкуренцию, от которой, безусловно, выигрывает потребитель, то есть авиакомпания. "Но в то же время, нельзя создавать под ТЗК единую управляющую компанию, потому что это сведет на нет все попытки создать конкурентоспособную среду, и как поведет себя в данной ситуации государство, тоже спрогнозировать сложно", - добавил Владимир Чикилев.
Руководитель пресс-службы авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал также считает, что, чем больше топливозаправочных комплексов, тем ниже будут цены. "Проблема существует, решение – предоставление выбора авиаперевозчикам", - заметил Сергей Быхал.
Другой вопрос, что в некоторых аэропортах иметь несколько ТЗК просто нецелесообразно. По словам гендиректора ассоциации аэропортов России Виктора Горбачева, международный опыт показывает, что в аэропортах, с объемом перевозок менее 1 млн пассажиров необходимости в нескольких заправщиках нет. "В маленькие аэропорты, если там в день заправляется два самолета, никто не пойдет", - говорит Виктор Горбачев. А крупных аэропортов в России наберется меньше десятка. |
Так, по словам заместителя гендиректора "Рощино", в этом аэропорту второго ТЗК не требуется. "Я считаю, что наш топливозаправочный комплекс очень хорошо развит, имеет отличную базу. Не думаю, что у нас такой объем, чтобы много топливозаправочных комплексов было, потому что если каждый ТЗК имеет доход, позволяющий развивать базу: закупать новую технику, стоить новые трубопроводы, лаборатории и так далее. Если будет много топливозаправочных компаний, у каждой из них объем будет меньше", - добавляет Валерий Коноплев.
Может быть, поэтому и спокойны владельцы существующих ТЗК. Так, как заявил Накануне.RU генеральный директор компании "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов, "строительство третьего топливозаправочного комплекса, где мы присутствуем, будет просто нецелесообразно, поэтому вряд ли "Рособоронэкспорту" это станет интересно. В целом, отношение к данной идее положительное, поскольку свидетельствует о том, что наша компания идет верным курсом, а аэропортов в России достаточно".
Где же именно собирается строить ТЗК "Рособоронэкспорт", не известно. В самом ведомстве комментариев по данному поводу не удалось получить. Точно также никто не берется прогнозировать, как изменится с приходом нового игрока цена на авиатопливо. "Формирование цены на авиатопливо зависит от многих факторов, и нельзя с уверенностью сказать, каковы будут его приоритеты, как будет изменяться цена нефти на мировом рынке и как поведут себя другие игроки", - говорит директор по производству АК "Уральские авиалинии" Владимир Чикилев. Впрочем, эксперты склонны считать, что речь может идти о повышении качества услуг, а вовсе не об изменении стоимости авиакеросина. "Цены не изменятся. Взять, к примеру, бензин, у нас тысячи заправок. А цены если и колеблются, то в пять-шесть копеек", - уверен гендиректор ассоциации аэропортов России Виктор Горбачев. "Вряд ли может идти речь о субсидировании частных авиакомпаний, или, наоборот, завышении цены. Цена на авиатопливо в большей степени зависит от мировых цен на российском рынке", - также говорит аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский.
Реальным способом снижения цены могла бы стать система, которая используется в европейских странах, когда авиакомпании закупают топливо непосредственно у поставщиков, минуя промежуточное звено в виде ТЗК, и таким образом, получают топливо по более низким ценам. Но в этом случае в аэропортах должны быть емкости для хранения керосина. По примерным подсчетам, топливо подешевеет на 20%. А до тех пор, даже если ТЗК модернизируют, даже если построят новые, о значительном снижении цены на авиакеросин говорить не приходится.