Молибден напополам?
Корпорация "ВСМПО-Ависма" купила 33% акций ООО "Горнорудная компания Уральское золото" (Верхняя Пышма) и будет совместно с этой структурой УГМК участвовать в освоении Южно-Шамейского месторождения молибденовых руд. Совет директоров корпорации определит конкретные мероприятия, сроки реализации проекта, включая объемы финансирования. Эксперты считают, что "ВСМПО-Ависма" не остановится на одной трети в "Уральском золоте", а доведет свою долю до 50%, либо полностью консолидирует компанию. В том, что это удастся сделать, они почти не сомневаются, так как корпорацией владеет "Рособоронэкспорт". Что же означает участие "ВСМПО-Ависмы" в разработке месторождения? Не начала ли корпорация формировать собственную сырьевую базу?
Отсутствие собственного сырья является "болевой точкой" для ВСМПО. Сегодня 90% потребностей "Ависмы" в ильменитовом концентрате, который используется для производства губчатого титана, закрывает Вольногорский ГМК, еще один вид сырья (рутил) на комбинат с Украины поставляет Иршанский ГОК. А в производстве магния "Ависма" использует карналлит, закупая его теперь у "Сильвинита", тогда как раньше поставщиком этой продукции было ОАО "Уралкалий". Отсутствие собственного сырья ставит корпорацию в зависимое положение от поставщиков. Так, осенью 2005 года возникала опасная ситуация прекращения отгрузки продукции с Вольногорского ГМК из-за технических проблем на ГМК, но тогда ситуацию удалось урегулировать. Больше перебоев не было, что, впрочем, не говорит о том, что своя база "ВСМПО-Ависме" не нужна.
На самом предприятии воздерживаются от однозначных комментариев, но отмечают, что вопрос приобретения возможности для добычи собственного сырья прорабатывается. "Вариант расширения своей сырьевой базы мы рассматриваем. Это как один из вариантов развития компании, он будет обсуждаться", - заявил Накануне.RU руководитель отдела информации корпорации "ВСМПО-Ависма" Сергей Леднов.
Покупку 33% акций ООО "Горнорудная компания Уральское золото" можно расценивать как первый, пробный шаг. В частности, молибден корпорации нужен в качестве добавки для получения ряда титановых сплавов. "Участие "ВСМПО-Ависма" в доле уставного капитала горнорудной компании связано с планомерной реализацией шагов по выстраиванию надежной системы поставки сырья и материалов для достижения основных стратегических целей корпорации в обеспечении выпуска 44 тыс. т титановых изделий к 2012 году", - сказано в сообщении корпорации. В частности, потребности в молибденовом сырье связанны с увеличением производства титановых штамповок из титановых сплавов для крупнейших авиастроительных компаний.
Авторские запасы молибденовых руд категории С2 составляют 53,2 млн т, расчетное содержание молибдена в руде – 42,6 тыс.т. По оценке аналитика ИК "Атон" Дмитрия Коломыцына, корпорация потребляет порядка 550 т молибдена ежегодно. Таким образом, запасов этого металла компании хватит надолго. "Теперь, скорее всего, "ВСМПО-Ависма" сможет покрыть потребность в молибдене", - отметил Дмитрий Коломыцын. |
Однако металлом и прибылью корпорации придется делиться с УГМК, или, точнее, УГМК будет делиться с ВСМПО, поскольку у горно-металлургической компании находится контрольный пакет акций. Вопрос, надолго ли. Исполнительный директор "Оборонимпэкса" (управляющая компания "ВСМПО-Ависмы") Михаил Воеводин рассказал "Ведомостям", что корпорация будет стремиться увеличить долю в "Уральском золоте" до 50%.
Южно-Шамейское месторождение является непрофильным активом для УГМК. Скорее всего, "Уральское золото" участвовало в аукционе, чтобы продать свою долю, хотя, возможно, что УГМК и планировала развивать молибденовое производство, как одно из направлений своего бизнеса. В Уральской горно-металлургической компании получить комментарии по этому поводу не удалось.
ООО "Горнорудная компания "Уральское золото" заплатило за месторождение 330,6 млн руб. при стартовой цене 58 млн руб. По данным "Коммерсанта", в общей сложности участники аукциона сделали 48 шагов, увеличив стоимость лицензии практически в шесть раз. "ВСМПО-Ависма" отказалась от борьбы уже на втором шаге.
Корпорацию в структуре УГМК, в первую очередь, интересует месторождение, и поскольку аукцион она проиграла, то купила долю. Контрольный пакет акций, по мнению аналитика ИК "Антанта-Капитал" Евгения Рябкова, кроме всего прочего, корпорации может понадобиться в свете публичного размещения акций, которое через какое-то время может состояться. "Для того, чтобы в глазах западных инвесторов выглядеть более привлекательно, необходимо, чтобы целевой актив был консолидирован в отчетность. Это более надежный способ вызвать у инвесторов доверие и повысить свою рыночную стоимость", - утверждает аналитик.
В том, что довести долю в "Уральском золоте" у ВСМПО получится, сомневаться не приходится. "Могут включиться не совсем рыночные механизмы, поскольку если Рособоронэкспорту что-то нужно, он это так или иначе получит", - считает Евгений Рябков. Более того, не исключен вариант, что со временем корпорация станет собственником "Уральского золота". "Думаю, они увеличат свою долю до 100%, чтобы не считаться ни с чьим мнением, самим определять параметры производства, им проще самим выкупить, а, учитывая, какие структуры за ними стоят, покупка не составит больших проблем", - предполагает аналитик ИК "Финам" Денис Горев.
С другой стороны, "ВСМПО-Ависме" необходим стратегический партнер для разработки месторождения, так как подобного опыта у корпорации нет. "Уральское золото" отлично подходит на эту роль, поскольку предприятие специализируется на геологическом изучении месторождений полезных ископаемых, разведке, добыче и переработке руд черных и цветных металлов. |
Справка: Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" – крупнейший в мире производитель слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Объединение производит также прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе. Партнеры Корпорации "ВСМПО-АВИСМА" – ведущие мировые авиастроительные компании: Boeing, Airbus, SNECMA, General Electric, Rolls Royce, Pratt&Whitney и др. Всего - более 300 фирм в 48 странах мира.
"Можно провести параллель с "Магнитогорским металлургическим комбинатом", единственным из российских черных металлургов, кто до последнего времени не имел вообще никакого сырья, что было довольно-таки сильным тормозом для развития компании, - говорит аналитик ИК "Антанта-Капитал" Евгений Рябков. - Потом "Магнитка" купила ряд месторождений и, можно сказать, что обезопасила себя от рисков. Здесь картина, на мой взгляд, схожа". Таким образом, пусть и со стратегическим партнером, ВСМПО приблизилась к решению вопроса по созданию собственной сырьевой базы.