Возвращение домой: Почему "Днепр" заменят на "Воронеж"?
Накануне в прессе появилась информация о том, что, Россия в самом ближайшем будущем якобы готова отказаться от аренды у Украины радиолокационных станций (РЛС) "Днепр". Назывались две причины: во-первых, повышение украинской стороной арендной платы, во-вторых, скорый ввод в эксплуатацию нового российского радара "Воронеж" под Армавиром. Еще один такой комплекс уже работает в Ленинградской области. Хотя сообщение было официально опровергнуто представителями Минобороны РФ, эксперты все равно сходятся во мнении, что Россия скоро откажется от украинских радаров. О том, когда и почему это произойдет, в интервью Накануне.RU рассказали вице-президент академии геополитических проблем, политолог Владимир Анохин и вице-президент Российской коллегии военных экспертов, член совета по национальной стратегии, генерал-майор Александр Владимиров
Вопрос: Смогут ли РЛС "Воронеж" заменить украинские "Днепры"?
Владимир Анохин: Станции "Воронеж" – более мощные, они наращивают свои возможности, представляют собой контейнерные варианты, могут охватывать все, вплоть до Калифорнии. Один из таких радаров уже работает под Санкт-Петербургом, другой строится под Армавиром. Думаю, что они перекроют и обезопасят всю страну. А в той ситуации, которая сейчас существует, РЛС могут быть объектом шантажа со стороны Украины или Азербайджана. Конечно, жаль отказываться от таких гигантских сооружений, но ничего не поделаешь. Возможно, найдется форма сотрудничества по этим радарам, но с точки зрения обеспечения безопасности нашего государства они, безусловно, уже не будут играть такой важной роли.
Вопрос: То есть, если Россия откажется от аренды РЛС в Украине, заменив их собственными станциями, то безопасность от этого не пострадает?
Владимир Анохин: Нет, уровень безопасности не изменится. И Сибирь, и Дальний Восток РЛС "Воронеж" закроют. Под контролем будет все, вплоть до западного побережья Соединенных Штатов. "Воронежи" способны полностью охватить всю Атлантику, всю Европу до Америки.
Вопрос: Поскольку станции будут располагаться на территории России, их можно будет прикрывать любыми войсковыми соединениями?
Владимир Анохин: Любая станция, конечно, прикрывается средствами ПВО и военными силами, конечно, они будут защищены, тем более, что они находятся на нашей территории. Военные силы для прикрытия станций могли располагаться на европейской территории России всегда, и знаменитый ДОВСЕ тут не играет никакой роли. Мы из-за этих радиолокационных станций не накапливаем столько оружия, что надо было создавать специальную международную конференцию по этому поводу, чтобы объяснить, зачем мы это делаем.
Вопрос: Появлялась информация о том, что сведения с украинских станций могут не совсем соответствовать реальности. Как Вы полагаете, если такие факты и имели место, то не могло ли это быть результатом тесного сотрудничества, которое сейчас ведет Украина с НАТО?
Владимир Анохин: Я не сталкивался с такими фактами, но не исключаю, что искажение информации бывает намеренное. Во всяком случае, думаю, что это мощные, качественные станции, и отказываться от них очень жаль, но ситуация складывается так, что они становятся предметами политических спекуляций и мы вынуждены будем от них со временем отказаться. Что с ними будет, когда мы уйдем? Как всегда – разграбят!
Вопрос: А нет такой вероятности, что РЛС "Днепр" рано или поздно будут использованы НАТО?
Владимир Анохин: Я не исключаю, что они будут перепрофилированы и каким-то образом создадут нам проблемы. Что касается Габалинской станции - то с ней такое вряд ли возможно. Азербайджану Иран не позволит направить эту станцию против себя именно в интересах Соединенных Штатов. Что касается Украины, я не исключаю перепрофилирования этих станций и направления их в сторону России. Во всяком случае, неприятностей они нам доставят.
Вопрос: Насколько целесообразно оставлять радары на Украине именно сейчас?
Александр Владимиров: Это вообще дело целесообразное, то, что мы сейчас делаем (РЛС "Воронеж – прим. Накануне.RU), имеет другую основу. Те локаторы, которые сейчас у нас везде находятся – в Белоруссии, Украине и, тем более, Азербайджане, в сравнение не идут с "Воронежем". Однако те локаторы, которые у нас были размещены по соглашению с Украиной, свою роль играли и играют. Они надежно оповещали и оповещают нас о возможном ракетно-космическом нападении. Замена их неизбежна на более современные станции, что мы и делаем. Мы должны быть уверены в функционировании своих систем, поэтому, с учетом современного положения геополитических дел на планете, мы пришли к выводу, что нужно всю эту систему держать на собственной территории.
Перенесение новых типов радаров на территорию России является абсолютно адекватным шагом. Во-первых, мы никогда уже не будем никому платить арендную плату, во-вторых, нас нельзя будет шантажировать какими-то маяками в Крыму или допуском на наши радары. Мы и деньги свои сохраняем, и усиливаем свой суверенитет в области безопасности.
Еще один очень важный момент – в связи с тем, что руководство и Грузии, и Украины в свое время выбрало для себя путь бегства от России в НАТО, мы должны быть защищены от того, что все эти объекты (РЛС на территории других стран – прим. Накануне.RU) будут переданы или проданы нашим НАТОвским "друзьям". Так что это одна из мер усиления нашей национальной безопасности.
Если говорить, когда это делать – сегодня или завтра, то можно отметить: нет никакого смысла с этим затягивать, потому что сейчас юг и юго-восток, на которые нацелены наши самые мощные радары, не представляют никакой опасности, оттуда ничего не прилетит – там просто лететь нечему, и так будет еще довольно долго. Мы все равно эти территории "видим", но другими способами и средствами. Там никаких опасностей нет и не будет.
Если Ющенко с Тимошенко хотят вступать в НАТО – на здоровье, это их дело. Мы выбрали стратегию собственной независимости в отношениях и сейчас как раз преследуем эту цель. Совершенно безотносительно того, видят в этом или не видят какой-то смысл наши соседи, и вне зависимости от того, какую позицию займет НАТО и Америка, мы становимся большими и взрослыми, сами определяем свою стратегию.
Вопрос: Появлялась информация о том, что сведения с украинских станций могут не совсем соответствовать реальности. Как Вы полагаете, если такие факты и имели место, то не могло ли это быть результатом тесного сотрудничества, которое сейчас ведет Украина с НАТО?
Александр Владимиров: Здесь бессмысленно гадать и ссылаться на какую-то информацию. Война не как вооруженное столкновение, а как борьба за место и роль в современном мире ведется беспрерывно и всегда, и вооруженная борьба – это просто ее форма. Война и так идет, и в ней применяются все – дозволенные и недозволенные – методы. Метод дезинформации – самый старый из существующих.Это все ерунда. Не радиолокационные станции "Днепр" определяют фиктивность или истинность замысла противника – это дело других экспертов. Дело станции – сообщить: "летят". А все остальное делается экспертами, которые знают: кто, куда может лететь, зачем летят – это все анализируется, и Президенту, например, не снимки с РЛС показываются, а отчеты и анализы.