23 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBZGuJ
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/sizran/, смотрите ссылку.
Строительство гаража под ключ, смотреть http://remont.youdo.com/building/outbuilding/garazhi/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В бывшем СССР

ШОС-2009. Новый шаг в стратегическом партнерстве. Взгляд из Таджикистана

Екатеринбург, несмотря на кризисные явления, продолжает готовиться к саммиту ШОС. Россия сейчас в соответствии с Хартией ШОС является председательствующей стороной. На саммите в минувшем году страной-хозяйкой был Таджикистан. Какие задачи стоят перед странами - членами Шанхайской организации сотрудничества, что удается решать, а о чем надо еще только начинать диалог? Взгляд на перспективы ШОС из Таджикистана в эксклюзивном интервью, которое дал Накануне.RU Министр иностранных дел Республики Таджикистан Хамрохон Зарифи.

Вопрос: Господин министр, какова Ваша оценка современного состояния и перспектив развития двусторонних таджикско-российских отношений в политической, экономической, культурной, военной сферах? Видите ли Вы какие-то существенные проблемы в двусторонних взаимоотношениях?

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Хамрохон Зарифи: Мне кажется, что любая объективная оценка состояния двусторонних отношений определяется не только тем, какое место занимает та или иная страна в системе внешнеполитических приоритетов, наличием тех или иных прагматических интересов, но и историческими предпосылками и опытом взаимодействия народов, цивилизационными и культурными факторами. В случае с Россией за нашими плечами лежит огромный пласт всех упомянутых факторов и взаимных тяготений, начиная с периода правления Романовых и бухарских эмиров, многолетний опыт реальной дружбы народов в рамках СССР и продолжающийся, нацеленный на будущее период межгосударственного сотрудничества Таджикистана и России как независимых государств, отказ от которых чреват самыми негативными последствиями.

Наши отношения на официальном уровне изначально формировались и по-прежнему характеризуются как отношения стратегического партнерства, как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в рамках интеграционных союзов и объединений. Российской Федерации отводится четкое приоритетное место в системе наших интересов. Наше партнерство охватывает практически все сферы: военно-политическую, экономическую, культурную и гуманитарную. Фундамент наших межгосударственных отношений по-прежнему обогащается доверительными и тесными контактами глав обоих государств. Мы приветствуем преемственность внешнеполитической линии России в отношении Таджикистана после избрания Президентом Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. Более того, надеемся, что совместными усилиями нам удастся обогатить эти отношения новым содержанием, реализацией достигнутых ранее ключевых договоренностей, особенно в торгово-экономической области, нарастить потенциал в культурной и гуманитарных сферах.
Нами неоднократно отмечалось, что Таджикистан, в отличие от многих других государств, последовательно и неотступно являлся верным союзником России на внешней арене, как в своих декларациях, так и в практических действиях.
К ключевым сферам двустороннего сотрудничества я бы отнес наше взаимодействие в военно-политической сфере, в вопросах безопасности. Здесь у нас практически нет никаких проблем, равно как их нет в области международной и региональной политики. Долговременный и прочный характер двустороннего сотрудничества определяется геополитическими факторами, сохранением существующих вызовов безопасности и стабильности в регионе.
Особо отмечу общую обеспокоенность и заинтересованность в решении проблем в Афганистане и напрямую связанную с этим проблемы незаконного оборота наркотиков, искоренения экстремизма и терроризма. Общность видения и подходов в решении этих проблем выражается в наших конкретных действиях и декларациях. С этим же связывается необходимость военного присутствия России в Таджикистане, закрепленное в межгосударственных документах. Более того, ведутся двусторонние консультации по новым форматам такого присутствия. Объективной реальностью является сотрудничество в рамках многосторонних структур безопасности, таких как ОДКБ, усиливающееся военно-техническое взаимодействие.
Мы придаем высокое значение нашему сотрудничеству в экономической области. Я бы хотел особо отметить текущие крупные проекты в области гидроэнергетики, выгоду от которых следует рассматривать и в региональном измерении. Потенциал Таджикистана в этой сфере огромен. Завершение возведения первых трех агрегатов Сангтудинской ГЭС-1 уже дало свои плоды для нашей энергосистемы в виде дополнительных жизненно важных киловатт-часов. Внушает определенный оптимизм наметившееся взаимопонимание по вопросам наращивания сотрудничества в данной области через продолжение строительства других крупных и малых ГЭС, в других сферах, таких как разработка газового потенциала, обеспечение Таджикистана нефтепродуктами.
Между тем, нельзя забывать, что именно гидроэнергетика в последние годы сложилась как достаточно чувствительная сфера отношений, в силу того, что в решение этих вопросов оказались вовлеченными крупные корпорации и соседние государства. Речь идет о Рогунской ГЭС. Однозначно могу сказать, что позиция Республики Таджикистан, выраженная главой нашего государства, уважаемым Президентом Эмомали Рахмоном, предусматривает акцент на наиболее эффективную реализацию гидроэнергетического потенциала. Учитывая прошлый опыт, Таджикистаном рассматриваются различные форматы участия России, интерес которой в этом крупном проекте по-прежнему ощутим, в том числе и в рамках международного консорциума. В любом случае, время покажет, какой путь окажется наиболее оправданным.
В области высоких технологий Россия является одним из крупнейших инвесторов и владельцем активов в телекоммуникациях. Заложена серьезная институциональная и правовая база в межрегиональных связях.В последнее время нам удалось придать серьезный импульс и сотрудничеству в культурной и гуманитарной сферах. Дальнейшая реализация достигнутых договоренностей в этих сферах, таких как открытие культурных центров Таджикистана в России, уже состоявшееся учреждение русских центров в республике и планируемое открытие филиалов ведущих российских вузов несомненно обогатит и нарастит наше партнерство.

Вопрос: В минувшем году очередной саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества состоялся в Душанбе, следующий саммит пройдет в Екатеринбурге. Какими Вам видятся дальнейшие перспективы ШОС, каковы основные итоги саммита-2008 и какие вопросы, на Ваш взгляд, предстоит решать организации в ближайшем будущем, в том числе на встрече на высшем уровне в Екатеринбурге?

Хамрохон Зарифи: На сегодняшний день Шанхайская организация сотрудничества является одним из крупнейших региональных объединений государств евразийского пространства. Организация давно переросла рамки первичных планов разрешения спорных пограничных вопросов и укрепления на этой основе мер доверия в районе границ. На сегодняшний день ШОС открывает значительные перспективы для государств, входящих в нее.За короткий исторический период Шанхайская организация сотрудничества зарекомендовала себя как один из эффективных и перспективных институтов многостороннего взаимодействия, способный укрепить атмосферы доверия, добрососедства и конструктивного поиска взаимоприемлемых подходов к решению региональных проблем.В сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами последовательно активизируется деятельность Региональной антитеррористической структуры ШОС как эффективного механизма координации взаимодействия компетентных органов государств-членов Организации и его информационного и аналитического обеспечения.Активно функционируют специальные и экспертные рабочие группы по различным направлениям деятельности. Проходят Совещания руководителей различных министерств и ведомств государств-членов.
Завершилась начатая в 2007 году работа по инвентаризации проектов, предусмотренных Планом мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В октябре 2008 года в ходе заседания Совета глав правительств государств-членов была принята обновленная редакция указанного Плана, который скорректирован с учётом позиций сторон по срокам и степени реализуемости проектов, наличия финансовых и материальных ресурсов. На основе анализа состояния экономического взаимодействия определены такие представляющие общий интерес для государств-членов ШОС приоритетные сферы, как энергетика, транспорт, информационные и телекоммуникационные технологии.
В настоящее время взаимодействие с государствами-наблюдателями при ШОС достаточно налажено. Идет активная работа по выработке форм и методов привлечения этих государств к реализации проектов и программ, принятых Шанхайской организацией сотрудничества.
Можно констатировать, что взаимодействие между государствами-членами ШОС по всем вопросам и направлениям ее деятельности характеризуется позитивной динамикой, крепнущей солидарностью участников Организации, усиливающейся ролью ШОС в качестве влиятельного фактора международной и региональной политики, действенного механизма реализации совместно выработанных подходов к новым вызовам и угрозам.
28 августа 2008 года в Душанбе состоялось восьмой по счету саммит государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в котором приняли участие первые лица государств-членов, а также Ирана и Афганистана, руководители делегаций Индии, Монголии, Пакистана на уровне министров, представители международных региональных организаций, таких как СНГ, ОДКБ, а также представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
В ходе заседания, проходившего в традиционной атмосфере дружбы, взаимопонимания и конструктивизма, были рассмотрены результаты деятельности Организации после Бишкекского саммита, определены приоритеты ее развития на период до следующего заседания Совета глав государств и на более долгосрочную перспективу. Констатированы широкое совпадение или близость позиций по обсуждавшимся вопросам, что нашло отражение в Душанбинской декларации, принятой по итогам саммита.
Уполномоченными представителями государств-членов Организации были подписаны Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества и Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Также подписан Меморандум об основах партнерских отношений между Межбанковским объединением Шанхайской организации сотрудничества и Евразийским банком развития.
В интересах создания дополнительных возможностей для взаимовыгодного сотрудничества с заинтересованными странами и международными организациями главами государств было утверждено Положение о статусе партнера по диалогу ШОС, являющегося, по сути, важным шагом, направленным на расширение внешних связей нашей Организации и привлечение партнеров к реализации в рамках ШОС взаимовыгодных проектов.
Была дана высокая оценка сотрудничеству в рамках ШОС в сфере обеспечения безопасности Олимпиады в Пекине. Главы делегаций присутствовали на открытии Четвертого фестиваля искусств государств-членов ШОС.
В общем, по моему мнению, заседание Совета глав государств в Душанбе прошло на высоком организационном и содержательном уровне. Главы государств высоко оценили председательство Республики Таджикистан в ШОС и выразили признательность таджикской стороне за гостеприимство, оказанное в ходе Душанбинского саммита.Очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится в 2009 году в г. Екатеринбурге. В соответствии с Хартией ШОС Российская Федерация является председательствующей стороной.
В ходе предстоящего саммита будут обсуждены вопросы дальнейшего углубления многоотраслевого сотрудничества в рамках Организации, а также состоится обмен мнениями по крупным международным и региональным проблемам. На наш взгляд, на данном этапе развития ШОС мы должны больше внимания уделять вопросам экономической кооперации.
Целесообразно также придать "новое дыхание" сотрудничеству с государствами-наблюдателями. Думаю, что будет правильно, если мы смелее привлечем государств-наблюдателей, соседние с ШОС страны к участию в работе структур Организации, а также в реализации проектов, имеющих региональное значение. Здесь важную роль играет выработка чётких и понятных правил взаимодействия для внешних инвесторов.
Возлагаем также большие надежды на реализацию соответствующих положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, призванного оказывать стабилизирующее воздействие на обстановку в регионе, содействовать улучшению социально-экономических условий, углублению интеграционных процессов на пространстве ШОС.
Как вам известно, мир стремительно меняется, испытывая нас на прочность. Продовольственный и финансовый кризисы, разрушительные землетрясения, аномально холодная зима прошлого года подтвердили важность активизации взаимодействия и укрепления сотрудничества государств-членов, эффективность их совместного реагирования на возникающие проблемы.
Нет сомнений в том, что ШОС будет последовательно и целенаправленно добиваться поставленных в Хартии целей, решать актуальные задачи в интересах своих граждан, связывающих с ШОС свои чаяния и надежды.

Вопрос: Как Вы оцениваете взаимодействие Таджикистана и России в миграционной сфере?

Хамрохон Зарифи: Действительно, еще одной объективной реальностью отношений Таджикистана с Россией становятся вопросы трудовой Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU миграции. Не секрет, что этим вопросам сегодня отводится значительное место на страницах СМИ, в том числе и по причинам общечеловеческого характера, связанным с участившимися фактами насилия и гибели таджикских мигрантов в Российской Федерации. Это предмет нашей обеспокоенности, о чем мы неоднократно говорили в диалоге с российскими партнерами. Серьезное внимание нами уделяется развитию миграционных процессов в целом, особенно с учетом законодательства и подходов России в регулировании потоков мигрантов. Эти вопросы по–прежнему будут находиться в фокусе глав наших государства, межправительственных структур и институтов. Надеемся, что обеим сторонам удастся прийти к взаимоприемлемым решениям.
Есть, на мой взгляд, еще один аспект этой проблемы. Нас очень беспокоит необъективность российских СМИ, увязывающих вопросы трудовой миграции и наркотрафика. Доходит до того, что некоторые издания прямо заявляют, что у каждого таджика, временно находящегося в России, припасено как минимум 10 граммов героина, что называется "на черный день", чтобы продать в случае каких-либо материальных затруднений. И подобная чушь, безусловно "заказная", с удовольствием муссируется отдельными средствами массовой информации. Наркопреступность, на наш взгляд, не имеет национальности. В российской же прессе при описании какого-либо происшествия в этой сфере не озвучиваются фамилия и имя конкретного лица, а говорится лишь национальность - таджик. И слово "таджик" для многих в России начинает ассоциироваться со словом наркотрафик. Отсюда недалеко и до национальной нетерпимости.

Вопрос: На территории Таджикистана с начала 90-х г.г. базируется российский военный контингент. Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно дальнейшее сохранение в Таджикистане 201 российской военной базы? Не потеряло ли ее размещение в регионе свою актуальность?

Хамрохон Зарифи: Роль 201 военной базы четко определена в Концепции безопасности в Центрально-азиатском регионе, разработанной в рамках ОДКБ. Ее роль также полностью соответствует букве и духу наших двусторонних соглашений с Россией. В связи с тем, что потенциальная угроза Центрально-азиатскому региону с южного направления продолжает сохраняться, думаю, что размещение в Таджикистане 201 РВБ не потеряло свою актуальность. Вместе с тем, как я уже сказал выше, нами ведется обсуждение с российской стороной дальнейшего статуса и формы пребывания военной базы. Во время официального визита Президента России Дмитрия Медведева в Таджикистан в августе 2008 года между главами наших государств были достигнуты устные договоренности по вопросу дальнейшего функционирования 201 военной базы. Сейчас над этими вопросами работают эксперты двух стран. Мы видим необходимость размещения базы, она нужна в Таджикистане. Необходимо совместно работать над тем, чтобы ее деятельность постоянно соответствовала современным вызовам, тем изменениям, которые происходят в регионе и мире.

Вопрос: То есть российская военная база Таджикистану нужна?

Хамрохон Зарифи: Вне всяких сомнений.

Вопрос: Вы отметили, что в России все чаще отмечаются преступления на националистической почве. Отдельные проявления национализма встречаются и в Таджикистане, на страницах некоторых таджикских СМИ периодически возникают нелестные отзывы в отношении России и русских. К чему, на Ваш взгляд, это может привести, и как может сказаться на дальнейшем функционировании 201 российской военной базы и ее военнослужащих?

Хамрохон Зарифи: Могу заявить со всей ответственностью, пока каких-то ответных реакций на события в России в Таджикистане нет. Население очень спокойно. Я слушал интервью отца убитого в Москве парня, над телом которого надругались, отрезали голову. Он придерживается очень умеренной позиции в своих высказываниях. Мы очень тщательно готовились, чтобы это событие, я имею в виду, когда мы возвращали труп нашего гражданина, убитого в России, сюда, в Душанбе, не переросло в какой-либо эксцесс. Нам удается контролировать ситуацию.

Несмотря на это, мы должны учитывать, что любое действие влечет за собой противодействие. Присутствие 201 военной базы в Таджикистане и безопасность наших трудовых мигрантов в России – это две священные коровы, которых резать нельзя. Тот, кто пытается это делать, работает против наших стран. Подчеркну, эти вопросы взаимосвязаны напрямую. Если Российское правительство хочет обеспечить безопасность 201 военной базы, оно должно обеспечить безопасность наших мигрантов.

Вопрос: 2008 год запомнится многим как год глобальных экономических потрясений. Как бы Вы могли оценить последствия мирового финансового и экономического кризиса для экономики Таджикистана в целом и для международного экономического сотрудничества страны с иностранными государствами, в частности? Какие варианты преодоления последствий кризиса в национальном, региональном и глобальном масштабах Вы видите?

Хамрохон Зарифи: Таджикистан является частью мировой экономики и, естественно, неустойчивость мировой финансовой системы, оказывающая влияние и на финансовый рынок, и на реальный сектор экономики не могла не отразиться на экономике нашей страны.
Одним из факторов негативного воздействия кризиса, особенно на Республику Таджикистан, является уменьшение объёма поступлений от экспорта в результате снижения мировых цен на сырьё, ибо алюминий и хлопок являются основной экспортной продукцией, а цены на них снизились почти на 50%. В связи с этим мы рассчитываем, что развитые государства и международные финансовые организации предпримут необходимые политические, финансовые и экономические меры для предотвращения углубления кризиса.
Важным фактором сокращения уровня негативного воздействия кризисов на экономическое развитие региона, в котором находится и Таджикистан, является развитие торговли, а оно связано с развитием транспортных путей и коммуникаций, а также с использованием транзитного потенциала центрально-азиатского региона. Строительство автомобильных и железных дорог свяжет друг с другом страны, не имеющие выхода к морю, и обеспечит сообщение стран Центральной Азии с портами Персидского залива и Индийского океана. Это отвечает всеобщим интересам.
Об этом говорил и Президент Таджикистана, уважаемый Эмомали Рахмон, на недавно прошедшей Международной конференции по финансированию развития в Дохе. Глава государства также отметил, что «развивающиеся страны должны иметь возможность влиять на принятие международными организациями решений, связанных с проблемами мирового сообщества и экономического развития, вносить достойный вклад в управление ими».

Вопрос: Какова оценка Таджикистаном жизнеспособности СНГ, и существует ли, на Ваш взгляд, необходимость его серьезного реформирования?

Хамрохон Зарифи: 8 декабря 2008 года СНГ исполнилось 17 лет. Так получилось, что Содружество стало механизмом не столько интеграции, сколько мирного размежевания, уменьшение того кризисного и конфликтного потенциала, который объективно содержался в процессе распада СССР и приобретения государствами независимости. В данном контексте СНГ свою задачу выполнило.
Однако если смотреть в перспективу, за период существования СНГ заложена и основа интеграционных процессов. Несомненно, в актив СНГ можно отнести разработку и формирование солидной нормативно-правовой базы межгосударственного взаимодействия в новых условиях, определенную координацию действий на ключевых направлениях интеграции.
Все это в свою очередь способствовало стабильному темпу экономического роста государств-участников и процессу формирования зоны свободной торговли, согласованному функционированию основных видов транспорта, связи, совместному противодействию преступности, а также глобальным вызовам и угрозам в области безопасности, формированию гуманитарного пространства и взаимодействия в сфере здравоохранения, культуры, спорта и т.д.
Всеми государствами-участниками СНГ признана востребованность Содружества как единственной в своем роде площадки для откровенного и конструктивного диалога в формате одиннадцати государств.
Вместе с тем необходимо отметить, что тенденции мирового развития оказали свое влияние и на ситуацию в СНГ. За истекший период страны Содружества адаптировались к независимости и укрепили свою государственность. С течением времени рельефно появились различия по уровню социально-экономического развития. Усилились вовлеченность стран СНГ в процессы глобализации, диверсификация их международных связей, торгово-экономические контакты с третьими странами и многосторонними структурами.
В сложившейся ситуации, жизнь сама диктовала необходимость уточнения логики, форм и путей интеграции применительно к современным условиям в целях повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государств, являющимися участниками Содружества.
В этом плане определяющим явилось заседание Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года в Душанбе, где была принята Концепция дальнейшего развития Содружества и План основных мероприятий по ее реализации. Принятие этих документов, а также Стратегия экономического развития Содружества, которая была принята 14 ноября 2008 года Советом глав правительств СНГ в Кишиневе, без преувеличения можно сказать, знаменует качественно новый этап функционирования Содружества независимых государств, получившего сбалансированную программу первоочередных и перспективных действий.
Полагаю, что сегодня в экономике необходимо заняться подготовкой к завершению формирования полномасштабного функционирования зоны свободной торговли без каких-либо изъятий и ограничений. Также следует обеспечить реализацию первого этапа Стратегии экономического развития, при этом, необходимо, помимо других важных вопросов, уделить особое внимание выработке предложений о сотрудничестве в сфере энергетики и транспорта.
К сожалению, в настоящее время нет согласованности в вопросах межгосударственного регулирования энергетической системы стран Содружества. Отсутствует механизм эффективного и рационального совместного использования водных и энергетических ресурсов государств, участия в инвестировании гидроэнергетических проектов сторон.
Сегодня в Содружестве введена формула «один год – одна тематика». 2008 г. был посвящен вопросам развития транзитно-транспортного потенциала СНГ на период до 2020 года, 2009 год объявлен годом энергетики. Надеемся, что благодаря этому удастся серьезно продвинуться в решении давно назревших вопросов в данной сфере.
Необходимо также отметить, что процесс реформирования СНГ идет. Это вселяет уверенность, что будет выработана современная модель интеграции, а деятельность Содружества станет более динамичной.
Суммируя сказанное, и результаты функционирования и намеченные перспективы деятельности СНГ показывают, что Содружество подтвердило свою востребованность и жизнеспособность.
Исходя из этого, Таджикистан с учетом своих национальных интересов, всегда выступал и выступает за интеграцию и эффективное сотрудничество в рамках Содружество на благо процветания каждого из государств-участников СНГ и их народов.

Вопрос: Насколько эффективна, на Ваш взгляд, деятельность ЕврАзЭС? Могли бы Вы оценить последствия выхода Узбекистана из организации?

Хамрохон Зарифи: Министерство иностранных дел Таджикистана придает огромное значение сохранению и развитию экономической интеграции и взаимовыгодного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Организация, созданная восемь лет назад, в перспективах которой многие сомневались, сегодня превращается в одну из весьма эффективных форм многостороннего сотрудничества и создает непосредственные предпосылки для вовлечения стран-участниц в общемировые хозяйственные связи с учетом интересов их национальных экономик. По моему мнению, происходящие сегодня интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС – это также очень разумная и своевременная стратегия стран-членов организации, ответ на существующие вызовы и последствия глобализации, которые могут нанести ущерб их национальным интересам.
Принятое в октябре 2007 года в городе Душанбе решение Глав государств-членов Евразийского экономического сообщества о переходе к более высокому этапу интеграции – формированию Таможенного союза является еще одним ярким примером динамично растущей и развивающейся организации.
За эти годы совместными усилиями стран-членов Сообщества были подготовлены все необходимые документы для создания прочной договорно-правовой базы сотрудничества. Сегодня в рамках ЕврАзЭС разрабатываются и постепенно реализуются межгосударственные целевые программы по формированию единого транспортного пространства и общего энергетического рынка, эффективному использованию водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, развитию научно-технологической и инновационной сферы, культурно-гуманитарному сотрудничеству, а также решению проблем трудовой миграции. Здесь следует особо отметить, что решение в рамках ЕврАзЭС проблем, существующих в социально-гуманитарной сфере, является очень важным, поскольку без повышения уровня жизни населения своих государств невозможно достичь конечных целей наших совместных усилий по развитию экономического сотрудничества.
Среди стратегических направлений и конкретных шагов, которыми Таджикистан намерен внести свой вклад в устойчивое развитие пространства Евразийского Экономического Сообщества – это совместная реализация с государствами-членами ЕврАзЭС энергетических проектов страны. Наши усилия к скорейшему завершению гидроэнергетических проектов продиктовано не только стремлением получить максимальную экономическую выгоду от использования гидроэнергетического потенциала республики, но и искренним желанием содействовать решению проблем экологии, дефицита воды и, конечно же, обеспечению стабильности в Центрально-Азиатском регионе.
Что же касается выхода Узбекистана из ЕврАзЭС – это суверенное право каждого государства-члена этой организации. Уверен, что наши двусторонние отношения с Узбекистаном и дальше будут развиваться в духе дружбы, добрососедства и взаимного доверия. А какие последствия будет иметь выход Узбекистана для работы самой организации? Думаю, что международный имидж организации от этого не изменится.

Вопрос: Каковы планы Таджикистана по дальнейшему сотрудничеству с иностранными партнерами в рамках Организации Договора о коллективной безопасности?

Хамрохон Зарифи: Говоря об участии Таджикистана в ОДКБ, мы, прежде всего, исходим из того, что существуют многие проблемы глобального характера в области противодействия новым вызовам и угрозам.
Убежден, что ни терроризм, ни наркобизнес никто самостоятельно победить не сможет - только совместными усилиями всех государств, всех международных структур можно противодействовать этим угрозам стабильности государств региона.Сегодня угроза террористических акций, контрабанда наркотиков стали реальностью нашей жизни.Необходимо отметить, что ОДКБ не соперничает и не противодействует НАТО. НАТО для нас – это организация, которая также специализируется в вопросах безопасности. НАТО сегодня реально присутствует на постсоветском пространстве, и в этой связи совместные усилия ОДКБ и НАТО позволили бы более эффективно решать те или иные проблемы безопасности, например проблему афганского наркотрафика. Но, к сожалению, НАТО не готова к этому, причем исключительно по идеологическим мотивам.

Вопрос: Обстановка в соседнем с Таджикистаном Афганистане продолжает оставаться крайне нестабильной. В связи с этим, какие пути укрепления безопасности в Центрально-Азиатском регионе Вы видите?

Хамрохон Зарифи: Таджикистан не представляет свою безопасность и безопасность Центральной Азии в целом без установления прочного мира и стабильности в Афганистане. Следовательно, Таджикистан выступает за то, что мировое сообщество должно продолжить свою широкую политическую, военную и гуманитарную поддержку Афганистану, оставаться верным своим долгосрочным обязательствам в реконструкционных процессах Исламской Республики Афганистан. В целях устойчивого развития Афганистана необходимо привлекать это государство к интеграционным процессам для дальнейшего регионального политического и торгово-экономического сотрудничества. Республика Таджикистан является сторонником активного участия Афганистана в региональных организациях, в частности ЭКО, ШОС, ОБСЕ и т.д.
Таджикистан выражает свою готовность оказать содействие в реализации проектов приобретения электроэнергии из стран Центральной Азии, восстановлении и строительстве сооружений и создании экономической базы Афганистана, прежде всего международных транзитных магистралей, железных дорог.В решении вопросов безопасности страны необходимо активное участие международного сообщества для формирования и обучения национальной армии, полиции и других силовых структур, которые в дальнейшем будут оплотом обеспечения мира, стабильности и спокойствия в стране. В этой связи, Таджикистан готов оказать содействие в обучении офицеров Исламской Республики Афганистан, в том числе в рамках программы БОМКА/КАДАП и Академии пограничников ОБСЕ, которая откроется в Душанбе. Таджикистан, переживший гражданскую войну, имеет богатый опыт в установлении мира и национального согласия. Применение этого опыта при участии авторитетных международных и региональных организаций, прежде всего ООН, а также соседних государств, будет весьма полезным в восстановлении мира и безопасности в Афганистане. Одной из причин безуспешных действий коалиционных сил в Афганистане является отсутствие координации и единогласия между сторонниками восстановления мира и стабильности в этой стране. Поэтому Республикой Таджикистан было предложено в рамках ШОС провести Международную конференцию по теме Афганистана. Любое решение относительно Афганистана должно приниматься непосредственно при участии руководства и представителей этого государства, с учетом их предложений.
Для решения проблемы незаконного оборота наркотиков необходимы совместные эффективные усилия мирового сообщества.
Одна из проблем, на которую мировое сообщество должно обратить особое внимание – это предотвращение ввоза в Афганистан прекурсоров, прежде всего ангидрида уксусной кислоты, которая не производится в Афганистане. В этой связи уместно напомнить призыв Президента Таджикистана касательно ужесточения мер в отношении контроля ввоза химикатов в Афганистан.
С целью большей эффективности совместных усилий в борьбе с этим злом, Республика Таджикистан выступает с инициативой создания Центра борьбы с наркотиками в Душанбе с привлечением стран, поддерживающих стратегию Правительства ИРА по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Вопрос: Актуальной остается и проблема региональной энергетической безопасности. Каковы перспективы реализации в Таджикистане крупных энергетических проектов, в частности, постройки Рогунской ГЭС?

Хамрохон Зарифи: Республика Таджикистан неоднократно заявляла и заявляет свою приверженность принципам добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества в решении проблем справедливого и рационального использования водно-энергетических ресурсов региона.
Однако в последнее время вопросы рационального и справедливого использования водно-энергетических ресурсов региона обсуждаются, преимущественно журналистами и неспециалистами в сфере водного хозяйства и тем самым создается нездоровый климат вокруг межгосударственных водно-энергетических отношений. В результате общественность стран региона получают тенденциозную или искаженную информацию, порождается взаимное недоверие и необоснованное опасение населения относительно строительства водохранилищ и гидроэлектростанций в притоках Амударьи и Сырдарьи. Страны низовья опасаются, что при строительстве водохранилища будет допущено снижение объемов стока, а также нарушение согласованных режимов и величин попусков для стран, расположенных ниже по трансграничному водотоку, но это далеко не так. Намечается, что наполнение Рогунского водохранилища будет осуществляться почти незаметно для орошаемого земледелия стран нижнего течения в течении 8-10 лет. При маловодных годах этот срок будет продлен соответственно.
По оценкам независимых международных экспертов от строительства Рогунской ГЭС получат пользу, в том числе и соседние страны. Регулирование стока Рогунским водохранилищем позволит обеспечить водой 90% орошаемых земель бассейна Амударьи на площади 4,6 млн. гектаров и дополнительно освоить 480 тыс. га, из которых 140 тыс. га в Туркменистане и 240 тыс. га в Узбекистане, а также повысит водообеспеченность уже эксплуатируемых земель.Решение о возобновлении достройки Рогунской ГЭС нельзя назвать односторонним, так как Рогунская ГЭС является открытым акционерным обществом, и страны Центрально-Азиатского региона в первую очередь могут быть его участниками. Правительством Республики Таджикистан принято решение учредить международный консорциум инвесторов и финансирующих сторон для реализации Рогунского гидроэнергетического проекта, о котором еще в декабре 2007 года официально были уведомлены все страны региона.Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем выступлении в торжествах по случаю пуска третьего агрегата Сангтудинской ГЭС-1 подчеркнул, что "строительство водно-энергетических объектов на реках Таджикистана направлены в первую очередь на сбалансирование водных и энергетических проблем региона, и в ближайшей перспективе станут единственным способом смягчения ущербов от вероятных маловодий и паводок в среднем и нижнем течении Амударьи. Эти объекты также позволят повысить водообеспеченность уже эксплуатируемых полей и освоение новых земель. Подтверждением всему сказанному являются экспертизы, проведенные независимыми экспертами Всемирного Банка и ведущими европейскими учеными".В этой связи, считаем целесообразным участие всех заинтересованных государств в совместном освоении гидроэнергетического потенциала нашей страны, о чем мы неоднократно заявляли на переговорах различного уровня. Это позволит обеспечить совершенствование механизма управления водно-энергетическими ресурсами с учетом социальных, экономических и экологических интересов всех заинтересованных государств на взаимовыгодной основе.

Вопрос: Минувший год был омрачен вспыхнувшими в августе на Кавказе боевыми действиями. Какова позиция МИД Таджикистана по грузино-югоосетинскому конфликту?

Хамрохон Зарифи: Министерство иностранных дел Республики Таджикистан рассматривает события вокруг Южной Осетии, приведшим к жертвам среди мирного населения, военнослужащих в регионе, как опасность политики двойных стандартов в международных отношениях.
Позиция таджикской стороны была изложена консолидировано в Московском Заявлении СМИД ОДКБ 4 сентября этого года, где была поддержана активная роль Российской Федерации содействия миру и сотрудничеству на Кавказе, обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии на основе Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта от 1975 года и других основополагающих документов международного права.
В целях обеспечения мира и стабильности в данном регионе мы выступаем за неукоснительное выполнение принципов урегулирования, выработанных Президентом Российской Федерации и Президентом Франции.

Душанбе-Екатеринбург


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС