Разведка боем
***
"Все приличные люди начинали в разведке. Я тоже".
Генри Киссинджер
Про "теорию заговора" говорить немодно. И даже как-то неполиткорректно. Того и гляди обвинят в чем-нибудь нехорошем. Вот и прекрасно – оставим теорию в покое, поговорим лучше о практике. А практика за последнее время, как видно, шагнула далеко вперед. В техническом плане, естественно, поскольку содержательная сторона ее всегда была и остается одинаковой. Как говорится в слогане одной очень популярной постапокалиптической компьютерной игры – "Война никогда не меняется".
Ну ладно, не война, пусть будет противостояние (это специально для политкорректных, кстати, созданный политкорректными американцами Word слово "политкорректный" не знает и подчеркивает). Так вот, противостояние сегодня вступает в очень интересную фазу. Речь об информационных войнах в новом пространстве и с новыми людьми. Конечно, идеологи у информационных войн XXI века будут те же самые, что были и у "холодной войны". Они стареют физически, но в "душе" по-прежнему молоды! Вечно юные "мозги" нуждаются в вечно юных "телах". Когда-то таким "телом" стало телевидение. И оно вместе с другими традиционными СМИ довольно долго со своими функциями справлялось. И все же оно стареет. Стареет вместе со своим зрителем. А "мозгу" стареющее "тело" не нужно. Ему подавай молодую, дерзкую, готовую идти на баррикады аудиторию. И, кажется, "мозг" снова нашел то, что искал.
Погромы в молдавской столице, внезапно начавшиеся и также внезапно закончившиеся, с подачи западных СМИ окрестили twitter-революцией. По имени микро-блога. Не русифицированного и уж тем более не молдавицированного сервиса. Про который большая часть населения если и слышала, то краем уха. Молодежь, правда, действительно более продвинута в этом вопросе, но все равно зачастую заводит себе страничку из моды или интереса. Потому что большинство пользователей в twitter – англопищущие. Дальше. Не обошлось без социальных сетей. Вот хотя бы облетевшая все СМИ цитата Натальи Морарь: "Несколько часов распространения информации по сетям, facebook, блогам, смс друзьям и e-mail рассылкам. Вся организация - через интернет". На счет "фэйсбука" – очень сомнительно, все-таки как бы кто ни старался – молдаване, впрочем как и украинцы, и даже грузины – ориентированы на такие сети как "Одноклассники" и "Вконтакте". Вот простой пример: по данным сайта статистики Alexa.com, тройка лидеров интернета в Молдавии выглядит так: "Одноклассники", почта Mail.ru и Google. Пресловутый facebook лишь на 24-м месте. И тут ничего такого – Морарь же не только "фэйсбук" имела ввиду, но вот что интересно: в период приснопамятных погромов многие популярные молдавские сообщества пестрили записями вроде этой: "Народ, Moldtelecom, уже дал Инторнет? Если нет, никто не знает когда дадут? А то вот думаю, домой пойти или на работе посидеть... дома без интернету скучно. На работе Старнет, все работало все это время без проблем, включая одноклассники. Дома молдтелеком, заработал только сегодня. Одноклассники таки не работают. Вконтакте, фэйсбук фачес и твитер работают". Ну и дальше комментарии в духе "а, это все спецслужбы – хотят закрыть доступ к соцсетям! (Moldtelecom – крупнейший провайдер Молдавии, принадлежит государству). И таких жалоб – куча. А комментариев еще больше.
В общем, нестыковочка получается. С одной стороны, мы видим (точнее, иностранные журналисты видят) прекрасно обеспеченную Интернетом страну: здесь полно уверенных пользователей, которые постоянно в он-лайне, поскольку за каких-то несколько часов они организовались в 15-тысячную толпу. Более того – это не пассивные любители почитать чужие записи и посмотреть фотки, а активные любители флэш-мобов. С другой стороны, жуткие помехи в работе провайдеров, недоступные соцсети, компьютеры, показывающие вместо привычных "логин и пароль" "Лебединое озеро"… Это называется "поработали на два фронта". Но "фронты" пересеклись, и некоторые заинтересовались – а действительно ли Молдавия – это сплошная силиконовая долина, где у всех мобильный Интернет и неплохое знание английского?
Известный американский журналист Дэниэл Макадамс, а за ним и многие авторитетные издания решили поближе познакомиться с неожиданно обнаружившимся "подбрюшьем" натовской Румынии. "Средняя месячная заработная плата в Молдавии составляет около 2532 лей ($230), а телефон марки I-Phone, поддерживающий формат "твитера", обойдется молодому молдаванину в 6599 лей - в две с половиной его месячных зарплаты. Плюс не самый высокоскоростной доступ в Интернет даже с более простого устройства обойдется молдаванину примерно в 500 лей, что эквивалентно $800 для среднего американца. Откуда у этой обнищавшей нации такая роскошь?"- задается вопросом американский журналист.
В карманах братских славянских народов копаться нехорошо (даже если добрая часть средств в этих карманах заработана господами-гастарбайтерами на российских просторах), но доля правды тут есть – вряд ли в Молдавии есть программа по подключению абсолютно всех школ к Интернету. По крайней мере, за государственный счет. Но есть ведь и другие счета. Счета других организаций и других государств.
Вот Морарь пишет в своем блоге: "Наша инициативная группа называется "Я не коммунист". В нее вошли несколько представителей неправительственных организаций - нашей ассоциации ThinkMoldova и организация HydePark. Только молодежь и никаких партий". А вот что пишет Дэниэл Макадамс: "Беглый взгляд на сайт одной из молдавских неправительственных организаций под названием Hyde Park Organisation, возглавляющей борьбу за свержение законно избранного правительства Молдовы, позволяет вычислить интересного покровителя: внизу страницы, рядом с гербом Соединенных Штатов можно прочесть: "Этот сайт размещен в сети бесплатно в рамках программы "Обучение и доступ в Интернет" (Internet Access and Training Program, IATP) Управления культурных и образовательных программ (Bureau of Educational & Cultural Affairs, ECA) Госдепартамента США, созданной при поддержке кампании "Акт в защиту свободы" (Freedom Support Act, FSA)".
Дальше американский журналист ссылается на такие организации, как Международный республиканский институт (International Republican Institute) и Национальный демократический институт (National Democratic Institute), которые перечисляют огромные средства для проведения в Молдове программ с такими пленительными названиями как, "Поддержка демократической политической активности в Молдове" (Strengthening Democratic Political Activism in Moldova, SPA).
Крайне интересные организации и программы. Вот, например, Агентство США по международному развитию - United States Agency for International Development (USAID) — независимое агентство федерального правительства США, находящееся в подчинении Госсекретаря. Свою историю USAID ведет с Плана Маршалла (экономическое восстановление Европы после Второй мировой). Вроде бы и цели-то у агентства благородные – "проведение программ Правительства США по социально-экономическому развитию и по оказанию гуманитарной помощи более чем в 100 странах мира". Но задумайтесь – разве станет правительство, погрязшее в долгах, выделять около 1% федерального бюджета США (!) на благотворительность? Заглянем в раздел на сайте агентства, посвященный Молдавии. Оказывается, американские налогоплательщики щедро финансируют около десятка разнообразных программ в Молдавии.
К примеру, уже упомянутая Макадамсом программа по поддержке демократической политической активности в Молдавии – SPA. Она ведется агентством на пару с Национальным демократическим институтом – NDI. Последний возглавляет бывший госсекретарь США Малден Олбрайт. Программа была рассчитана на год, закончилась в январе 2009 г. В описании программы помимо прочего есть очень интересная фраза: "...На локальном, региональном и государственном уровнях программа помогает новым политических активистам, которые могут формулировать и преследовать конкретные политические цели…". Чьи именно цели будут преследовать активисты, думается, объяснять не надо. Другие программы не менее интересны – они направлены и на развитие "независимой журналистики", и на финансирование "гражданских инициатив".
NDI, в свою очередь, зависит от Национального фонда в поддержку демократии - National Endowment for Democracy (NED). Эту организацию, созданную четверть века назад Рональдом Рейганом и Конгрессом США, не раз упрекали в связях с ЦРУ. Да и список фигур, входящих в совет директоров NED, тоже достаточно красноречив: Велсли Кларк, генерал, бывший командующий войсками НАТО, руководивший операцией НАТО в Югославии; Франк Карлуччи, бывший министр обороны, ныне председатель инвестиционной компании Carlyle Group; Мортон Абрамович, бывший советник президента Рейгана, и т.д.
Кроме того, членом совета директоров фонда является и Джулия Финли, основатель комитета США по НАТО и председатель "Проекта по переходным демократиям". "Проект" этот ставит своей целью "ускорение процесса реформ" в бывших социалистических странах и "сокращение сроков интеграции этих стран в Евро-Союз и НАТО". И этот проект, например, финансировал югославскую антиправительственную молодежную организацию "Отпор", регулярно проводил с членами этой группы семинары, школы и другие "организационные" мероприятия. Напомним, группа приняла самое активное участие в подготовке и проведении в Сербии путча в 2000 г., приведшего к смещению президента Югославии Милошевича.
Почему провалилась попытка "бархатной" революции в Молдавии? Известный публицист, автор бестселлера "Манипуляция сознанием" Сергей Кара-Мурза объясняет это и тем фактором, что в Молдавии не нашлось достаточно харизматичных лидеров, и тем, что на информационной, идеологической подготовке сильно сэкономили. "Я думаю, что в Кишиневе была попытка провести тот же сценарий, что был на Украине. Но в Молдавии была очень слабая подготовка. Мне кажется, что младших школьников было проще организовать непосредственно через школы, а не через Интернет. Интернет в случае с Молдавией не сыграл ту роль, которая была у него в Сербии или на Украине, - говорит эксперт. - В Интернете все надо готовить заранее, здесь же была цель сделать все как можно быстрее. И я не уверен, что подготовка в этом случае могла быть сильнее. Одно дело Украина, Киев – там действительно были затрачены немалые ресурсы, и совсем другое дело Кишинев. И не думаю, что в случае с Кишиневом была такая сильная поддержка извне, как в случае с Украиной. Мне кажется, что в условиях кризиса это не очень-то кому-то и нужно – отвлекать ресурсы на зону такого хаоса".
Другими словами, Молдавия с ее неопределившимся руководством и бледной оппозицией весьма рискованная зона инвестиций. Но это вовсе не значит, что "проект" будет свернут. Поколение вечно юного "тела" никуда не денется, а значит продолжит быть благодатной почвой для экспериментов "мозга". Молодежь вновь подключится к Интернету и придет в сеть – искать "правду". "Правду" уже готовы подсказать. Потому что "война никогда не меняется".