Сиенко подключает "Уралвагонзавод" к ВСТО
"Смутное" время для "Уралвагонзавода" позади. Все полтора месяца, которые успел проработать новый гендиректор УВЗ Олег Сиенко (сменивший на этом посту Николая Малых), над ним сгущались тучи. А в последние недели активно муссировались слухи о социальном бунте в Нижнем Тагиле, увольнении 24 тыс. человек (они с приходом Сиенко были отправлены в вынужденные отпуска). Ситуация продолжает оставаться тяжелой, Сиенко успокаивает работников тем, что увольнять никого не собирается и находит для предприятия пока небольшие заказы. Однако Накануне.RU удалось узнать прорывной план нового руководителя по спасению от кризиса УВЗ, вагоны которого оказались не нужны главному покупателю – ОАО "РЖД". У крупнейшего в стране машиностроительного предприятия, которому в последнее время стали предрекать банкротство и развал, уже имеются договоренности с "Траснефтью", заинтересованной в том, чтобы возить нефть по железной дороге в рамках проекта ВСТО. Создается беспрецедентное СП. Заказ для УВЗ, по нынешним кризисным временам, – огромный. Об этом – только в материале Накануне.RU.
***
В связи с остановкой вагоносборочного производства на УВЗ в вынужденные отпуска были отправлены 24 тыс. человек (всего на заводе числятся 32 тыс. чевлоек). Завод, как известно, стал жертвой сокращения инвестпрограммы ОАО "РЖД" и ее крупнейшей "дочки" — Первой грузовой компании (ПГК) — из-за падения перевозок. В 2008 году УВЗ выпустил 19 тыс. 950 вагонов (70% выручки), из них 14 тыс. 800 — для РЖД. На 2009 год частные операторы вообще ничего не заказали, а РЖД сократила закупки в 2,4 раза — до 6 тыс. штук.
Накануне же прошла закрытая для прессы встреча нового руководства УВЗ с властями Нижнего Тагила, а также представителями областных властей. Так, на встрече присутствовали мэр города Валентина Исаева, главный свердловский "единоросс" Виктор Шептий, депутаты облдумы, свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова.
Олег Сиенко представил им антикризисную программу и рассказал, что новые договоры, заключенные на производство подвижного состава, уже позволили уменьшить до 17 тыс. 800 число людей, находящихся в вынужденных отпусках, сообщает пресс-служба УВЗ. На 1 июня у завода нет долгов по заработной плате и уплате налогов во все уровни бюджетов.
Сейчас на УВЗ уже идет речь об увеличении производственной программы, в два раза по сравнению с маем в июне увеличивается объемы выпуска цистерн. По словам Сиенко, с июля планируется увеличить до 500 цистерн и 500 вагонов выпуск подвижного состава. "Самое главное, есть тенденция к тому, что мы будем постепенно из отпусков людей отзывать", - прокомментировал ситуацию по итогам совещания гендиректор УВЗ.
Однако, как удалось узнать Накануне.RU, это только начало. Источник, который принимал участие во вчерашнем совещании, рассказал, что УВЗ готовит прорывной проект, связанный с созданием совместного предприятия по транспортировке нефти в цистернах.
Эту информацию в эксклюзивном интервью нашему агентству подтвердил сам Олег Сиенко. "Мы наметили производственную программу с одной из естественных монополий по созданию совместного предприятия, которое займется производством подвижного состава в рамках программы перевозки жидких углеводородов. Также у нас есть программа по передвижной буровой для ремонта буровых скважин", – сказал он.
По его словам, СП планируется создавать с "Транснефтью". "Мы планируем привлечь в совместную компанию от 7 до 10 тыс. единиц подвижного состава, мы договорились о том, что он будет новый, а производственную программу мы будем размещать на "Уралвагонзаводе", – поделился он.
Примечательно, что речь идет именно о новом подвижном составе, который будет готова заказать у крупнейшего вагоностроительного предприятия страны "Транснефть". Для УВЗ это новая сфера деятельности. Пресс-секретарь компании "Транснефть" Игорь Демин подтвердил Накануне.RU, что с "Уралвагонзаводом" ведется переговорный процесс по созданию СП.
"Мы, действительно, ведем переговоры о создании СП в рамках проекта "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) с "Уралвагонзаводом". У нас есть большой "железнодорожный" интерес, которого до сих пор не было – именно в рамках пуска первой очереди ВСТО", – заявил представитель компании.
***
В ходе реализации первого этапа проекта планируется перекачивать 30 млн тонн в год. Здесь-то нефтяники и намерены задействовать железнодорожный транспорт.
По нефтепроводам из месторождений Восточной Сибири нефть будет доходить до города Сковородино (что в Амурской области), после чего уже необходимо использовать две схемы транспортировки. В Китай углеводороды будут поступать по ответвлению трубопровода (15 млн тонн в год), а на Дальний Восток – именно по железнодорожным путям (также 15 млн тонн).
"От Сковородино до Козьмино (новый нефтяной порт в Приморском крае, – прим. Накануне.RU) нам нужно возить нефть, и здесь мы рассматриваем различные варианты для организации этих перевозок, ведем переговоры с разными компаниями-перевозчиками, в том числе, и с "Уралвагонзаводом", – отметил Игорь Демин.
Он объяснил, почему "Транснефть" не хочет заключать договор непосредственно с ОАО "РЖД". "Речь идет об оптимизации тарифа. У ОАО "РЖД" есть такие формы финансирования, как перекрестное финансирование, так, за счет грузоперевозок финансируются пассажирские перевозки. Если "выходить" на РЖД "в лоб", то тарифы получаются очень тяжелые, а так как здесь речь идет о больших объемах и направлении, которое не сильно загружено ОАО "РЖД", то можно говорить о каких-то договорах, создании совместных предприятий", – пояснил он.
Благодаря железнодорожному транспорту нефть можно будет подвозить непосредственно к потребителю – в этом еще один его плюс. Кроме того, Игорь Демин рассказал, что, по всей видимости, будет создаваться несколько СП.
***
Но пока окончательных договоренностей с УВЗ нет, констатирует представитель "Транснефти". А гендиректор УВЗ Олег Сиенко отметил в беседе с Накануне.RU, что "уже готовы предварительные документы". "А о подписании мы вам сообщим дополнительно", – оптимистично заверил он.
К слову, можно предположить, на чем крепится оптимизм нового гендиректора УВЗ. Его биография примечательна не только тем, что он является "главным" велосипедистом страны – председателем Федерации велосипедного спорта, а также представителем "Ростехнологий". Тесные связи он имеет и с представителями нефтегазового сектора – с 1997 по 2007 год Олег Сиенко занимал руководящие должности на предприятиях газовой отрасли – "Межрегионгаз ОАО Газпром", "Газкомерц", "Газпромэкспорт "ОАО Газпром", "НГК ИТЕРА".
Аналитик ИК "Тройка Диалог" Геннадий Суханов отмечает, что, скорее всего, в договоренностях с "Транснефтью" помогли именно прошлые связи Олега Сиенко с нефтяным бизнесом (кстати, в Нижнем Тагиле новый гендиректор УВЗ почти не появляется, оставив "хозяйство" на первого заместителя Николая Дубровского, и большую часть времени проводит в Москве).
"Это большой заказ, очень хорошая сделка для "Уралвагонзавода". Кроме того, сейчас очень удачное время купить вагоны для этого проекта. "Уралвагонзавод" находится в не самом лучшем состоянии, "РЖД" не делает заказы, денег нет и нужды в новых вагонах нет. Поэтому у "Транснефти" имеется хорошая переговорная позиция, потому что они могут получить хорошую цену за вагоны, да и поставки тоже будут осуществлены в кратчайшие сроки, так как предприятие незагружено", – прокомментировал он.
"Транснефть" намерена завершить строительство первого этапа нефтепровода ВСТО в декабре. К этому времени будет также подготовлен нефтеперевалочный порт в Козьмино, поскольку для полноценного запуска первой очереди необходимо обеспечение разгрузки железнодорожных цистерн с дальнейшей погрузкой нефти в нефтеналивные танкеры. Первый танкер под загрузку в специализированном морском нефтеналивном порту должен встать к причалу 25 декабря этого года. Проект порта предусматривает строительство сливной железнодорожной эстакады с объемом перекачки нефти 15 млн тонн в год, нефтебазы, имеющей семь резервуаров по 50 тыс. кубометров каждый, береговых и морских сооружений нефтепорта, а также около 30-ти км железнодорожных путей.
***
Остается добавить, что как только данные о планируемых акциях протеста на УВЗ, об увольнении 24 тыс. человек не подтвердились, зашла речь и о том, что это было заранее спланированной кампанией против предприятия или лично против Олега Сиенко.
Представитель профкома УВЗ, пожелавший сохранить анонимность, рассказал Накануне.RU, что здесь не готовили никаких акций протеста и на улицы выводить сотрудников не собирались. Более того, распространенное в СМИ заявление об акциях протеста в случае увольнений ими даже не готовилось. Представитель профкома предположил, что все это стало следствием борьбы за рынок. "В России 43 предприятия, занимающихся сборкой вагонов, идет борьба. Кто-то хочет сорвать переговоры", – полагает он.
Впрочем, секретарь свердловского отделения "Единой России" Виктор Шептий отметил в беседе с Накануне.RU: "Здесь, наверное, нет никакого злого умысла, есть просто неверное толкование тех заявлений, комментариев, которые дают руководители предприятия, руководители региона, ничего более того. Объективная истина установлена, перспективы предприятия существуют".
А вот как комментирует ситуацию глава города Нижнего Тагила Валентина Исаева. "Я не была свидетелем этих заявлений (об акциях протеста и увольнениях, – прим.), мне трудно говорить, были они или нет, у нас часто в СМИ появляется недостоверная информация, я часто в СМИ узнаю о себе то, чего не было вообще. Возможно, это делалось, поскольку кому-то хочется защитить честь собственного мундира, кому-то – оправдать собственные действия. Сегодня (на УВЗ) я вижу адекватных руководителей, которые пришли, чтобы поднять предприятие, и меня это радует", – сказала она Накануне.RU.
Сегодня, 5 июня в Екатеринбурге должна была состояться встреча уральского полпреда Николая Винниченко с гендиректором УВЗ Олегом Сиенко, губернатором Эдуардом Росселем. Ждали на нее и главу ОАО "РЖД" Владимира Якунина. Однако он оказался занят на Петербургском экономическом форуме, в связи с чем встречу решили отложить. Впрочем, ясно, что Якунину сейчас совсем не до УВЗ, да и у УВЗ на Якунине клином белый свет не сошелся – руководство активно ищет новых заказчиков и определенные успехи в этом уже есть. Хотя и проблем у Вагонки еще остается "вагон и маленькая тележка".