Чем меньше, тем проще?
Вопреки известной поговорке "обещанного три года ждут" российскому малому бизнесу пришлось ждать всего три месяца. Помните, в апреле, на Всероссийском форуме малого и среднего предпринимательства первые лица государства, в частности, премьер-министр, обещали помочь бизнесменам? Помимо прочего, говорилось о введении налоговой "упрощенки" на три года для некоторых малых предприятий? Так вот, в понедельник, 20 июля Президент России подписал указ о внесении изменений в Налоговый кодекс, уже одобренных обеими палатами российского парламента. Правда, вступит в силу изменение еще не скоро, да и ждали его, как выяснилось, гораздо больше трех лет.
Стоит сразу отметить, что "упрощенка" светит далеко не всем. В комментарии к подписанному Президентом документу на сайте главы государства говорится: "Федеральный закон направлен на увеличение установленного предельного размера доходов организации, ограничивающего ее право перехода на упрощенную систему налогообложения, с 15 до 45 млн руб. Федеральным законом также предусматривается увеличение установленного предельного размера доходов, при превышении которого организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, теряют право применять указанную систему налогообложения, с 20 до 60 млн руб.". Другими словами, теперь компания, годовой доход которой не более 45 млн руб., также может рассчитывать на упрощенную систему налогообложения.
Не думайте, что законопроект был придуман во время или после вышеупомянутого форума – в Госдуму он был внесен еще в сентябре прошлого года, а в первом чтении одобрен лишь 20 мая года текущего (кстати, тюменцам наверняка будет приятно узнать, что депутаты приняли вариант законопроекта, предложенный экс-мэром Тюмени Сергеем Сметанюком). "В целом это положительное решение, антикризисная мера, которая давно назревала. Другое дело, что решение это нужно было принимать еще в начале 2008 г., когда вступил в силу федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Данное решение расширяет доступность льготного налогового режима для малых предприятий. Однако, как это часто бывает, решение немного запоздалое. Реально изменения начнут действовать только с 2010 г., когда начнется и новый бюджетный год. Вполне вероятно, что в новом году кризисные явления будут проявляться меньше, и, возможно, антикризисный потенциал этого решения будет также меньше, и такой режим будет не столь актуален, как в начале 2009-го", - говорит эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.
Не прошло и полугода, как говорится, а депутаты уже готовят новый законодательный акт. Предполагается, что в случае его одобрения с 2011 г. снизится налоговая ставка по упрощенной схеме. Так, региональные власти смогут снижать налоговое бремя предпринимателей с нынешних 6% до 3%. Но это пока лишь призрачные планы, которые наверняка не порадуют налоговиков. Последние как раз накануне отчитались о сокращениях отчислений в бюджет. Между прочим – на 30% за полгода. Правда, основные убытки связаны, конечно, не с малым предпринимательством, а с падением цен на нефть и металлы.
Нельзя сказать, что малый бизнес полностью удовлетворен. Например, после окончания Форума, комментируя Накануне.RU прозвучавшие предложения, управляющий партнер консалтинговой фирмы "Ардашев и партнеры" Владимир Ардашев отмечал, что ранее порог предельных доходов вообще планировалось поднять до 100 млн руб. Кроме того, эксперт заметил, что реальную помощь могло бы оказать и изменение графика уплаты УСН. "Сейчас мы платим этот налог каждый квартал, но было бы удобнее перечислять его один раз за весь год, как это делают физические лица", - отметил он. С ним согласен и Алексей Шестоперов. "Понятно, что сейчас, отчитываясь ежеквартально, бизнесмены вынуждены тратить время и деньги на ведение счета. В результате небольшие предприятия достаточно много средств тратят на подготовку документов и т.д. Поэтому я бы тоже положительно оценил инициативу перехода на ежегодную отчетность. Другое дело, что налоговые органы, скорее всего, будут этому сопротивляться", - отмечает эксперт.
А вот что по этому поводу написал в своем блоге президент "Опоры России" Сергей Борисов: "Бизнес неоднократно обращался к государству с просьбой ввести отсрочку/рассрочку уплаты налогов в 2009 г. Но нам говорят - это нереально, ведь речь о 140 млрд. руб. выпадающих доходов. Правда, неясно, откуда уверенность, что эти деньги удастся собрать по итогам 2009 г.? Сокращение налоговой нагрузки по упрощенной системе с 15 до 5% - решение правильное, но его нельзя назвать даже половинчатым. Оно поможет только 14% предпринимателей (на практике – 5-7% - 25 регионов приняли, 27 – отказались рассматривать). Почему-то не было предложено распространить аналогичные меры на плательщиков ЕНВД (а это половина предпринимателей) и тех, кто на "упрощенке" платит налог с 6% дохода (еще 20% предпринимателей). Конечно, для государства это обернется недоборами, но, учитывая, что малый бизнес будет кормить и давать работу людям, на это стоит пойти". К слову, по данным опроса, который ежемесячно проводит Российская торгово-промышленная палата, такую меру как снижение налоговой нагрузки предприниматели называют первой среди тех, что могло бы принять государство, дабы помочь малому бизнесу (в среднем, так считают около 80% опрошенных).
Можно понять и страхи государства, и его осторожность в вопросе снижения ставок по УСН. Об этом, в частности, говорил и Владимир Путин: "Наверное, нужно увеличить, но к этому вопросу нужно подходить аккуратно, чтобы мы не подтолкнули к дроблению предприятий". Премьер-министр пояснил на примере торговых сетей: они особенно легко могут дробиться на отдельные юридические лица, доходы которых легко уместятся в расширенные рамки предельных доходов. "Это типичное возражение против подобных решений, его постоянно используют при обсуждении налоговых послаблений для малых предприятий. Мол, появятся фирмы-однодневки, злоупотребления и т.д. Я считаю, что "упрощенка" не слишком отразиться на количестве этих негативных явлений, наоборот, в большей степени поможет добросовестным малым предприятиям воспользоваться упрощенным налоговым режимом. Само по себе решение является нейтральным и отлично подходит под логику принятого в прошлом году федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства. Сам налоговый режим был введен еще в 2003 г., а малый бизнес не стоит на месте, появляются малые предприятия с довольно большими доходами", - считает Алексей Шестоперов.
В итоге эксперты приходят к мнению, что любые предпринимаемые государством шаги в отношении малого предпринимательства, даже те, польза которых не ставится под сомнение, принимаются зачастую так долго, что положительной отдачи от них ждать не приходится. Тем более в кризис, когда для малого бизнеса каждый день может быть на счету – закрыться или все-таки перетерпеть кризис.
По подсчетам специалистов, до 2009 г. малое предпринимательство было одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Кто еще мог похвастаться ежегодным приростом в 10-15% по ключевым показателям, таким как количество задействованных в отрасли людей, оборотом средств и ростом объемов производства? Однако сегодня наблюдается такое же стремительное падение – на те же 10%. Возможно, если бы "упрощенка" была расширена в прошлом году вместе с принятием закона о развитии малого и среднего предпринимательства, то сегодня показатели падения были бы ниже. Но история не терпит сослагательного наклонения. Остается только ждать, когда поправки в Налоговый кодекс реально начнут облегчать жизнь малому бизнесу.