Налоговая подножка для населения
С 1 января 2008 года в России увеличен налог на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности. При этом налоговые органы ссылаются на письмо Министерства финансов от 21 апреля 2008 года. Примечателен и тот факт, что налог этот высчитывается от общей доли собственности, то есть по сути граждане должны платить отчисления с имущества, которое им не принадлежит. К чему могут привести такие "налоговые эксперименты" и кому все это нужно? На эти и другие вопросы Накануне.RU ответил Владимир Герасименко, вице-президент национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности РФ.
Вопрос: Не так давно российские власти задним числом увеличили налог на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности. Как Вы считаете, правомерно ли это?
Владимир Герасименко: Я считаю, что налог этот абсолютно немотивированный. Посудите сами, зачем гражданам платить за общее имущество? Им по закону принадлежит только доля, владельцем которой они являются. Зачем платить за все, это же абсурд. На мой взгляд, налогоплательщики должны применять прямые нормы налогового законодательства, а не рекомендации Министерства в их понимании. Я убежден, что собственник должен нести бремя налоговых расходов только в отношении своей зарегистрированной в установленном законом порядке доле.
Вопрос: Как Вы считаете, что является основной целью увеличения налогового бремени для физических лиц?
Владимир Герасименко: Сегодня прослеживается четкая тенденция – недобор налогов. Особенно в местных бюджетах. Бизнес уже и без того задавлен налогами, казна пустая, взять деньги просто неоткуда. В условиях ухудшающейся экономической ситуации чиновники нашли самый простой и эффективный способ пополнения выпадающих доходов за счет увеличения налогов на имущество физических лиц и земельного налога. Попросту говоря, чиновники решили пополнить местные бюджеты за счет граждан. Их логика ясна. Собственно, власти и не скрывают своих намерений. Во всех планах они четко проговаривают, что намерены строить новое жилье на деньги, полученные от налогов физлиц.
Вопрос: Чем это может грозить гражданам?
Владимир Герасименко: Им придется платить больше налогов, причем абсолютно необоснованно. Безусловно, это вызовет недовольство.
Вопрос: Что, на Ваш взгляд, могло бы исправить ситуацию?
Владимир Герасименко: Выправить ситуацию могли бы народные избранники городской думы, установив минимальную ставку налога. Но для них сегодня важнее наполнить местный бюджет, а какой ценой, уже неважно. Для меня непонятно, как могло случиться, что раньше платили налог на имущество согласно закону, а теперь решили пересчитать только на основании разъяснительного письма Министерства финансов. Ведь чиновники так и пишут, что Минфин посчитал это правильным. Это только предложение, не более того. Тем не менее, все уцепились за этот вариант и приняли как руководство к действию.
Вопрос: В ближайшее время ожидается введение единого налога на недвижимость, который будет рассчитываться по рыночной стоимости. Как Вы относитесь к подобной инициативе?
Владимир Герасименко: Я вообще называю этот налог – "налог на бедность". В случае, если ставки налога будут устанавливаться, исходя из рыночной стоимости, он вырастет в 5 – 10 раз. Я считаю, что после того, как будет введен единый налог на недвижимость, граждане должны получить право оспаривать его ставку в суде, так как сегодня налоговые ставки не смогут соответствовать реальной стоимости недвижимости. Однако тут стоит учесть один момент - за чей счет будет проводиться судебное разбирательство. Например, для оспаривания нужно провести оценку объекта. Услуги оценщика сегодня стоят порядка $200. Естественно, граждане с невысоким уровнем дохода не смогут позволить себе такие расходы. Поэтому я считаю, что необходимо тщательно прорабатывать все возможные варианты, прежде чем вводить единый налог.
Вопрос: Вы считаете, что единый налог на недвижимость – это еще один способ нажиться на собственниках жилья?
Владимир Герасименко: Посудите сами, сегодня мы платим два налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на имущество оценивается из оценок БТИ, налог на землю – исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая уже приближена к рыночной. Чисто теоретически, замена этих двух налогов на единый вполне оправдана. Но стоит учитывать, что в России еще не сложилась объективная рыночная оценка недвижимости. Вот и выходит, что объективно оценить недвижимость практически невозможно. Всем гражданам, которые не согласны с оценкой, нужно будет привлекать независимого оценщика, услуги которого стоят дорого. В результате пострадают опять же малообеспеченные граждане.
Вопрос: Как Вы считаете, единый налог на недвижимость вообще не жизнеспособен или его можно корректировать?
Владимир Герасименко: Единый налог на недвижимость нельзя вводить, пока нет системы оценки жилья. Для того, чтобы оценить объекты недвижимости, надо создать Единый кадастр. Когда он будет введен, тогда и можно будет вводить какие-то методики оценки. По тем методикам, которые я видел, граждане будут платить намного больше. Я считаю, что на жилые помещения, полученные в порядке приватизации, налог вообще не нужно вводить потому, что там проживают малоимущие граждане. Они в первую очередь пострадают. Налог можно вводить на те квартиры, которые куплены, которые имеют большие площади. Но опять же здесь методики должны учитывать техническое состояние дома, благоустройство, количество проживающих.