Александр Дугин: Президентское послание - как социальная терапия
Медведев в своем очередном послании сделал ставку на "умную экономику" и "умное общество". Звучало много "смелых" предложений, в том числе, возможность отмены "зимнего" и "летнего" времени, сокращение количества часовых поясов в стране. Не секрет, что в этот раз президент пользовался "подсказкой зала", а, точнее, самого населения страны. Что из этого получилось, в интервью Накануне.RU рассуждает известный политолог и философ, глава Международного евразийского движения, руководитель Центра консервативных исследований Александр Дугин.
Вопрос: Расскажите, как Вы восприняли второе послание Медведева Федеральному собранию? Было для Вас в нем что-то неожиданное?
Александр Дугин: На самом деле послание, на мой взгляд, очень свеженькое, в нем очень много новых слов, есть новый стиль. Медведев, насколько я понял структурную композицию послания, противопоставляет Россию будущего, которую связывает с самим собой, со своим окружением и курсом, с Россией прошлого. Однако, что касается России прошлого, то не очень понятно, то ли он имеет в виду всю нашу тысячелетнюю историю, то ли последние месяцы. Все это можно понимать по-разному.
Он говорит о том, что раньше было плохо, а теперь будет хорошо, а это одна из сторон классического мифологического мышления. С точки зрения общего стиля я бы назвал это послание эсхатологическим, оно выдержано в духе "оптимистической эсхатологии" – "все будет хорошо", "все у нас получится". Такое послание читать и получать очень приятно, это как новогодняя открытка. Я с удовольствием послушал это послание и полностью его поддерживаю, я подписался бы под каждым словом. Это, что касается общего настроя.
В частности же он говорит столько хороших вещей, например, о том, как Россия будет свободна от коррупции, как с помощью электронного правительства будет бороться с очередями, как мы будем ввинчивать энергосберегающие лампочки, как от абсолютно неэффективной экономики мы придем к абсолютно эффективной. С точки зрения социальной терапии послание прекрасно выдержано, направлено против старого и плохого, это "плохое" Медведев бичует, но мягко.
Вопрос: Неоднократно звучало в послании и противопоставление нынешней России Советскому Союзу. Он отмечал, что мы продолжаем жить за счет достижений той эпохи, но пора бы уже и самим начать "побеждать". В то же время, указывал, что СССР "не выдержал конкуренции с постиндустриальными обществами". Насколько призывы Медведева вроде "Россия, вперед!" возымеют действие?
Александр Дугин: Дело в том, что в послании Медведев вообще никого не осудил, послание не относится ни к Советскому Союзу, ни к Путину, ни к реальному будущему, ни к настоящему, оно, повторюсь, больше похоже на открытку. Получается лишь то, что он за хорошее и против плохого.
Но если все, о чем говорил Медведев, реально будет реализовываться, то это будет очень страшно. Чтобы провести модернизацию нашего архаического общества, надо его фундаментально потревожить, для этого нужна жесткая, диктаторская стратегия, потому что в России все модернизации проходят с чудовищными издержками.
При этом стоит вдуматься, а что стоит на пути ввинчивания энергосберегающих лампочек и других процессов, заявленных Медведевым? За этим стоит куча людей, которые крадут на неэнергосберегающих лампочках миллиарды рублей, которые занимаются выжиганием попутного газа, которые не обеспечивают ветеранов жильем, которые манипулируют процессами безработицы. Это огромные коррупционные миры, которые надо уничтожать, уничтожать "по-живому". Я думаю, что Медведев, когда мечтает, забывает об этом. Ленин – кремлевский мечтатель, но у него был НКВД, а у Медведева НКВД нет, потому что, чтобы реализовывать каждый пункт его политики, надо пускать мощные потоки крови, устанавливая жесткую антикоррупционную диктатуру. Медведев к этому не готов. У него в послании нет того натруженого понимания, что за чем следует.
Но, в принципе, такие послания можно делать почаще. Чем он (Медведев) и занимался в блогах. Интернет-сообщество действительно первым откликнулось на эти модернистические предложения и очень радуется сегодня.
Вопрос: Президент действительно не раз акцентировал внимание на обратной связи с обществом, простыми гражданами. Для чего?
Александр Дугин: Да, особенно меня поразила эта история про Серпухово, где доярка полностью поддержала идею введения электронного правительства. Обратная связь с народом свидетельствует о том, что на идеи Медведева люди на самом деле откликаются!
Вопрос: А за этим что-то стоит? Вы, как уже отметили, это больше похоже на мечтания президента.
Александр Дугин: А почему мы отрицаем силу мечты? Мечта – это то, что движет. Да, это мечтания, да это "обломовщина", но Обломов – это одна из главных фигур русской культуры. Это необычное послание, оно оторвано от реальности. Протрем глаза, смотрим – опять гаишник мордатый машет нам: "Давай бабки", а закроем – и слышим мягкий голос Медведева, который говорит о том, как мы будем вворачивать лампочки энергосберегающие. Налицо диссонанс, но он позитивный. Чтобы справиться с тяжелой действительностью, нам нужна терапия в виде таких посланий.
Вопрос: А что можно сказать о состоянии тандема Путин-Медведев по этому посланию?
Александр Дугин: Я думаю, что тандем тверд, как никогда. Особенно после того, как Медведев предложил закрыть госкорпорации, которые создавал Путин, этот тандем еще больше окреп. Мы знаем, что Путин – очень тонкий политик, он всегда работает на использовании силы противника, он не сам кидает, он позволяет противнику самому себя кинуть. Поэтому тандем после этого заявления фундаментально окреп.
Вопрос: И в нынешнем, и в прошлом послании Медведев говорил об "Искандерах", правда, теперь уже в другом ключе. Также он сказал, что не нужно "надувать щеки" и надо вести прагматичную внешнюю политику. Что это значит? Сказывается "перезагрузка"?
Александр Дугин: Перезагрузка на все это полностью повлияла, он правильно говорит, что не надо надувать щеки, правильно говорит насчет прагматичной внешней политики. Надо действовать всегда исключительно из прагматичных соображений. Необходимо перезагрузиться "по полной", единственное, я боюсь, что мы остановимся в середине этой перезагрузки.
Вопрос: А сейчас мы уже на сколько перезагрузились?
Александр Дугин: Пока перезагрузка не произошла вообще ни на сколько. Но мы не можем не оценить, что человек, ведущий разрушительные завоевательные войны в двух странах мира без всяких на то санкций, уничтожающий десятки и тысячи невинных женщин, стариков и детей – президент США Обама – получил Нобелевскую премию мира. То, что он на нее согласился, уже внушает надежду. Мы только готовимся к перезагрузке...