Нет такой профессии - Родину защищать
Можно быть каким угодно сторонником масштабных и даже "революционных" реформаций нашей Армии, под знаком которых якобы проходит вся бурнокипучая деятельность нынешнего министра обороны господина Сердюкова. Несмотря на то, что подавляющее большинство кадровых офицеров, из породы тех, что еще остались истинными офицерами, убежденных в том, что "есть такая профессия – Родину защищать", как совершенно справедливо заметил господин Зюганов, без мата о нем, равно и о его реформах не отзываются. Можно искренне восхищаться новой огламуренной формой для солдат и офицеров от Юдашкина, несмотря на то, что при миллиардных тратах на нее по функциональности она представляет собой, пожалуй, нечто среднее между советской формой 50-х и 70-х годов прошлого века. Можно продолжать с упрямой маниакальностью отстаивать тезис о том, что еще немного, еще чуть-чуть, и господин Сердюков не только со своей высокодуховной физиономией начнет влезать в экраны телевизоров размером хотя бы 72 дюйма по диагонали, но и «оптимизирует» расходы на Армию. Это при том, что гигантские траты на один только ремонт здания министерства обороны исчислялся опять же не порядком млн, но – млрд.
Можно искренне верить, что Сердюков оснастит нашу российскую армию самыми лучшими и современными вооружениями отечественного производства. Это при том, что совсем недавно было озвучено, что Армия вообще отказывается от БТР-80, БМП-3 и танка Т-90. Сердюковское министерство обороны в последние годы и без того закупало танки и бронетранспортеры в минимальной конфигурации. В частности, военные покупали БТР-80, оснащенные только пулеметами, в то время как на экспорт эти машины идут с малокалиберными пушками. А еще собираются отказаться от разработок 152-мм САУ "Коалиция СВ", 125-мм САУ "Спрут СД", БМПТ, БМД-4 "Бахча" и от "объекта 195"... Список можно продолжить.
Даже броню для российских БТР и БМП Сердюков ЗАСТАВИЛ (слава рыночной экономике!) закупать российских производителей за рубежом (ээээ... мы что легированные стали и сплавы разучились варить?!) – о чем с неподдельной гордостью не так давно и поведал всей изумленной общественности. Что характерно: в бундесвере НЕТ легкобронированной техники, которая способна противостоять нашей отечественной винтовочной пуле. Откель возьмутся вдруг сотни тонн "качественной бронезащиты" для НАШИХ солдат, если умники в бундесвере СВОИХ решили защищать лишь от боеприпасов калибра 5,56 и им подобных?
Плюс накануне проскочила новость: минобороны к 1 декабря сократит количество военных округов с шести до четырех, а на их основе создаст оперативно-стратегические командования. Денег, мол, нет, надо оптимизировать, ага. Зато принятие решений о трате миллиардов на ветролетоносцы "Мистраль" принимаются с легкостью необычайной, не вызывая отторжения ни у министра обороны, ни у его непосредственного начальника – верховного главнокомандующего.
Можно радостно хлопать в ладоши, узнав, что отныне наш армейский спецназ по приказу министра обороны будет проходить подготовку в структурах НАТО, попутно делясь с ними (а без этого никак) своими профессиональными навыками и наработками.
Тем более, можно еще более громко хлопать и кричать о победе гуманизма и демократии при известии о новой сердюковской инновации – радуясь тому, что отныне, оказывается, всякий солдат срочной службы будет иметь, помимо прочих благ, два законных выходных в неделю, во время которых он, одев гражданскую одежду, может смело отправляться гулеванить по кабакам и бабам, согласно инновации Сердюкова плюя и на офицеров и на Устав. А вернувшись в часть, он продолжит плевать на все и вся в прямом смысле этого слова – так как высочайшим сердюковским указом предполагается, что порядок и чистоту за будущими бравыми защитничками Родины должны будут наводить специально нанятые граждане из числа гражданских. Можно радоваться тому, что нас клятвенно заверяют, мол срок службы в армии даже в таких тепличных условиях (с двумя выходными) останется ограниченным одним годом. Правда, призывной возраст теперь планируется увеличить аж до 30-ти лет, что прямо свидетельствует о полном провале масштабного эксперимента по переводу ВС на полностью контрактную основу.
Это при том, что заявленная и с такой помпой разрекламированная реформа Армии еще несколько лет назад подразумевала не только сокращение расходов, то бишь, экономию на вооруженных силах, но и поэтапный перевод Армии на контрактников – срочников имея в виду лишь в виде обучающих центров и вспомогательных частей.
И это при том, что еще тогда было совсем нетрудно заметить, что перевод армии на контрактную основу и минимизация расходов на ее содержание – есть вещи не простно несовместные, но прямо противоречащие друг другу.
Ну ладно, черт с ним, не получилась у нас и эта реформа – с контрактной армией. Казалось бы – чего уж там, мало ли таких эпохальных реформ, оказавшимся в конечном итоге провальными и не выполнившими ни одной официально заявленной задачи, мы наблюдали? Перечислять их – лишь отнимать время – всякий читатель и сам с легкостью навскидку наберет их не менее десятка. Как характерный пример, да и то, потому что он из самых недавних, можно вспомнить хотя бы четыре с такой помпезностью "раскрученных" "национальных проекта", ни один из которых не достиг своих целей, несмотря на то, что до народа российского было высочайше доведено, что все поставленные перед ними цели были выполнены. Может быть, они и были выполнены – в части того, что солидные средства на них были успешно выделены и так же успешно "освоены" – то есть "попилены" определенным кругом причастных к этому лиц.
Но на фоне провала армейской реформы в той ее части, где было заявлено о переводе ВС на контрактную, то бишь профессиональную, основу не может не изумлять тот факт, что вопрос о якобы минимизации расходов на Армию по прежнему стоит на повестке дня. А ведь давно было сказано – кто не хочет содержать собственную армию, будет содержать чужую.
Что же касается профессионализма, то к профессионалам, то бишь, в первую голову, офицерам и прапорщикам, которые всегда составляли основу, костяк, становой хребет наших вооруженных сил, у господина Сердюкова отношения, мягко говоря, специфическое. Институт прапорщиков и мичманов он вообще вознамерился ликвидировать как класс – и если пока он этого сделать по независящим от него причинам до конца не смог, то не приходится сомневаться, что со своими табуреточно-менеджерскими установками он в самом скором времени своего добьется.
Что же касается офицеров, то массовые сокращения, о которых было заявлено, идут полным ходом. Что само по себе никак не может радовать – несмотря на вопли сердюковских адептов на предмет того, что мол, - "И правильно! Так им и надо, дармоедам! Вот останутся в Армии самые толковые и грамотные, и тогда мы – УХ!!"
Я не буду обращать внимание на одну очевиднейшую для всякого постороннего наблюдателя вещь – а именно на то, что грамотные и толковые специалисты (а не паркетные офицеры и не "эффективные менеджеры" в погонах) при таком подходе из вооруженных сил уходят в первую очередь – именно в силу того что они грамотные и толковые, а, следовательно, вполне способны устроиться и на "гражданке". И я не буду заострять внимание на том, что при таком идиотском подходе армия изначально обречена на обескровливание в кадровом плане – ибо ценными кадрами в сердюковском ведомстве при таких раскладах становятся не те, кто способен воевать и защищать Родину, а те, кто способен воровать и пилить бабло. А на что способны эти табуны «эффективных менеджеров», в не зависимости от того, есть на них погоны, или нет мы можем наблюдать воочию – хоть по катастрофе на СШ ГЭС, хоть по катастрофе на "Распадской". Я не про это даже, я про "Ух!"
"Ух", говорите? Что ж, похоже, и в самом деле большой "ух" для Армии грядет стремительным домкратом – так стремительно и с таким всесокрушающим размахом, что мало кто такого мог ожидать.
Министр обороны России Анатолий Сердюков принял решение в этом году до минимума сократить набор абитуриентов в военные вузы страны на получение офицерских должностей, сообщил источник в Минобороны. По его данным, в 2010 году набор в военные вузы для подготовки курсантов по офицерским должностям должен составить всего несколько сотен человек. Еще в 2009 году курсантами стали более 2 тысяч абитуриентов (при том, что еще три-четыре года назад в военные вузы и академии поступали 18–20 тысяч человек!), а несколько сотен поступающих в военные вузы в нынешнем году на миллионную Российскую армию – это мизерная цифра.
Напомним, уже в 2009 году военное ведомство в шесть раз (!!) уменьшило заказ на подготовку офицеров.
Что тут бросается в глаза прежде всего?
Прежде всего в глаза бросается явное, кричащее несоответствие между заявляемыми на самой вершине российской власти целями по техническому перевооружению, качественному оснащению, усилению боевой подготовки и прочие бла-бла-ба с вопиющими, выпирающими наружу реалиями. Ведь что означает практически ликвидировать набор курсантов в военные ВУЗЫ? (Именно ликвидировать, так как сократить размер приема до таких мизерных, можно сказать нано, размеров, которые в масштабах нашей Родины, если просто тупо взглянуть на карту невозможно разглядеть в самый мощный микроскоп) Это означает ровно одно – через три, максимум, через 4-5 лет кадровый офицерский состав российской армии будет доведен до состояния издыхающего дряхлого старика. Ведь много офицеров стараниями Сердюкова и иже с ним за это время будут уволены, а многие (и это естественный процесс) уйдут на пенсию по выслуге лет. А заменить их будет просто некем – некому будет прийти им на смену.
Более того, таким образом кардинально и на корню рушится не только плавный и естественный процесс смены поколений в офицерском составе Армии, хуже всего то, что уходящим опытным кадровым офицерам просто некому будет передать ни свои навыки, ни знания, ни традиции, ни опыт.
Ах, да. За опытом мы уже начинаем ездить в НАТО – пускай они нас, сиволапых, научат…
Но и это ведь еще не все. Этим преступным приказом под корень уничтожается вся вертикальная и десятилетиями отлаженная система подготовки офицерских кадров для Армии России. Рушится вся инфраструктура – здания, полигоны, матчасть, военных вузов будет продана коммерсантам. Преподавательские кадры – по большей части из бывших кадровых офицеров окажутся выкинутыми в никуда. И даже если следущее руководство страны и армии вдруг, через три-четыре года опомнится и попробует воссоздать порушенное – будет поздно. На месте стройной и отлаженной Системы будет безжизненная пустыня, со ржавыми остовами, на манер мертвых солончаков бывшего Арала. И ВОССТАНОВИТЬ этот человеческий, структурный, материальный потенциал будет уже просто невозможно. Прибавим к этому неизбежную в таком случае деградацию и фактическое уничтожение сети суворовских и нахимовских училищ, а также кадетских корпусов – потому что их выпускники не смогут отныне поступить в военные вузы – они Родине тоже автоматически окажутся не нужны.
Что это будет автоматически означать для российской армии в целом? Это будет означать только одно – ее ликвидацию.
******
И, вспоминая прекрасный советский фильм "Офицеры", я первым делом цитирую замечательные слова: "Есть такая профессия – Родину защищать".
Сейчас такой профессии больше нет. Сердюков ее ликвидировал.