Студенты пикетируют РЖД
Перспектива повышения стоимости проезда в московских электричках в полтора раза подняла волну негодования среди общественности. Согласно проведенными опросам, 65% жителей считают эту меру издевательством. Наиболее активными, как ни странно, стали студенты. Сегодня они организовали акцию протеста возле офиса РЖД в Москве. По мнению организаторов, сейчас все идет к повторению "кризиса жанра", когда летом людям из-за жутких давок приходилось добираться на электричках "верхом" и между вагонов. О последствиях подорожания тарифов и намерениях студентов в интервью Накануне.RU рассказал один из организаторов акции протеста, и.о. председателя общественной организации "Всероссийский студенческий союз" Артем Хромов.
Вопрос: Расскажите, почему и против чего студенты вдруг решили протестовать?
Артем Хромов: Мы решили выйти на акцию протеста в связи с тем, что ожидается подорожание стоимости проезда в полтора раза в условиях кризиса, а было заявлено, что базовая ставка стипендии не будет повышаться. Когда люди испытывают проблемы с трудоустройством, хотят увеличивать стоимость проезда, плюс еще штраф для "зайцев" – 2-3 тыс. руб. Будем откровенны, студенты даже не смогут себе позволить в таком случае продукты питания.
Вопрос: Не секрет, что сейчас на электричках многие ездят "зайцами".
Артем Хромов: Да, многие, кстати, из-за этого ездят "зайцами", потому что стоимость проезда в общественном транспорте уже дорогая, и дело в том, что их число, конечно, будет увеличиваться. Эта мера только породит социальный протест, напряжение.
Вопрос: Сейчас студенты ведь имеют какие-то льготы при проезде?
Артем Хромов: Тут очень хитрая система. У нас получается так, что РЖД – монополист в своей области деятельности, но они предоставляют льготы по договоренности с регионами. В большинстве регионов существует такая договоренность с органами власти, но это каждый раз разнится. Насколько московские власти согласятся "погасить" это подорожание, они не заявляли. Для школьников, студентов льготы существуют, но существуют они только в период учебного года, а два месяца – июль-август – льготы отсутствуют, но ведь в это время они не перестают быть студентами. А для тех, кто учится в аспирантуре, вообще льгот не существует, а это, прямо скажем, люди науки, и если они будут совмещать занятия с работой, чтобы были средства, то это влечет за собой последствия государственного масштаба, когда люди получают не знания, а опыт работы, при том, не самый лучший, не самый комфортный, лишь бы заработать себе на кусок хлеба.
Вопрос: В РЖД новый тариф считают экономически обоснованным, ссылаясь на убыточность перевозок, между тем, число "зайцев", как Вы говорите, только вырастет. Это замкнутый круг?
Артем Хромов: Действительно, повышение ничего не даст, число "зайцев" только вырастет, вырастет число недовольных людей, возрастет и социальное напряжение – когда транспорт едет, и люди перебегают из вагона в вагон, а некоторые уже держат двери для кондукторов. И если простому студенту скажут платить неустойку за проезд (мало ли, он мог забыть проездной, у него денег могло не быть), он это воспримет отрицательно, и это будет повсеместно. Тот кризис жанра, который произошел этим летом, когда люди ездили на крышах и между поездами, я уверен, что с нового года это может произойти и с этого может все начаться.
Вопрос: Сколько человек планируете собрать на акции возле офиса РЖД? Из каких вузов?
Артем Хромов: Нам согласовали только 50 человек. Люди, которые заинтересованы в том, чтобы протестовать, выражать гражданскую позицию, они придут, поэтому число может быть до 100. Вузы совершенно разные – это МГУ, Бауманка, МГИМО, РГСУ, РГГУ, это разные люди, из разных студенческих союзов, которые объединены в организацию "Всероссийский студенческий союз".
Вопрос: Можно ли прогнозировать отток иногородних студентов в случае, если тарифы будут повышаться?
Артем Хромов: Я думаю, что такого не будет. Люди, которые учатся в вузах и проживают в Подмосковье, не пойдут на то, чтобы идти в другие вузы. Надо будет зарабатывать средства для того, чтобы как-то крутиться. Но рабочих мест нет, тем более, в Подмосковье, работать придется в Москве, это скажется на учебном процессе. Вторая проблема заключается в том, что студентам из Подмосковья приходится ехать в Москву, поскольку не хватает мест в общежитиях. Мы в четверг проведем митинг на Пушкинской площади, постараемся палаточный лагерь разбить, выразить протест по поводу того, что не приняты меры для того, чтобы расселить студентов в общежития.
В разных вузах существует коммерционализация. В педагогическом университете был скандал, когда 60% бюджетных мест сдавалось незаконно, и минобрнауки это выявило. Но такое происходит повсеместно, многие об этом знают, но студенты не имеют прав и возможностей, поэтому об этом молчат. Тем, кто проживает в общежитиях, – им повезло, а те, кто проживает в Подмосковье и не вписан в общежитие – им не повезло из-за государственной политики, из-за того, что не предусматриваются меры, не строятся новые общежития, не существует, как в Европе, компенсаций за аренду квартиры. Это угнетает очень сильно, и нельзя допускать ситуаций, которые бывают в Европе, когда люди бастуют, перекрывают улицы.
Надо дать возможность студентам почувствовать себя отчасти привилегированной кастой людей, которые могут строить то самое инновационное будущее, о котором говорит руководство страны.
Вопрос: А к властям каким образом намерены обращаться?
Артем Хромов: У нас совершенно циничные предложения будут. РЖД объясняет подорожание тем, что необходимо все довести до европейских стандартов. Мы считаем, что, прежде чем довести до европейских стандартов стоимость проезда, надо довести тогда до этого уровня качество обслуживания, поднять реальный сектор экономики и уровень жизни граждан, а также стипендии студентов. Вот мы и потребуем – до того, как стипендии студентов не будут дотянуты до европейского уровня, ни о каком подорожании не может идти речи в принципе. Если нас на нашей акции не услышат, мы будем проводить их до тех пор, пока РЖД наконец не даст ясные объяснения, почему она так поступает и куда, кстати, расходуются те средства, которые сейчас выделяются на проезд. Значит, может быть, надо сменить неэффективных менеджеров, а не повышать стоимость проезда, которую жители из своих зарплат не могут оплачивать?
Вопрос: Есть надежды, что будете услышаны? Недавно, например, и в ситуации с Химкинским лесом произошел поворот.
Артем Хромов: Да, мы, конечно, надеемся на это. На те гражданские акции, которые в последнее время происходят, власти реагируют, но, в большей степени, федеральные власти, нежели региональные чиновники и коммерческие структуры. Видимо, до тех пор и будет идти борьба гражданского общества с коммерсантами, пока не будут выстроены четкие приоритеты превалирующих интересов граждан над личностными амбициями высоких чинов.
Повторюсь, те события, которые были летом, действительно, могут повториться, и та волна, которая захлестнет в связи с подорожанием, вызовет протест не только студенческий, безусловно, это будет и пожилое поколение, и простые рабочие, которые в большом количестве ежедневно едут из Подмосковья в Москву, чтобы заработать на кусок хлеба. Мы наблюдаем вообще циничное отношение чиновников к обществу, когда подорожание, извлечение прибыли стоит над всем – это видно и по Химкинскому лесу, и по памятникам архитектуры, которые сносят. Это маленькие сигналы, которые должны быть услышаны, потому что все когда-то может аукнуться. Любая мелочь может стать детонатором социальных последствий. И мы надеемся на реакцию Общественной палаты, которая тоже сказала, что выступает критично по отношению к РЖД, надеемся, что и депутаты Госдумы на это откликнуться, может быть, сенаторы. Потому что если сейчас это пройдет на уровне Москвы (подорожание проезда, – прим. Накануне.RU), это пойдет и по городам. Тогда это может привести к ситуации, подобной той, когда была монетизация льгот.
Вопрос: Скажите, а студенты из других регионов планируют подобные акции?
Артем Хромов: Пока акции не готовятся, пока это специфическая московская тема, но если подорожание начнется в регионах, то наша организация обязательно организует эти акции во многих городах России.