Русская картошка как жертва демократии
Реплика по поводу
"Инфляция - не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством", Л. Эрхард.
Накануне по многим телеканалам не была обойдена вниманием (и слава Богу) значимая и памятная для нашей страны дата – очередная годовщина снятия блокады Ленинграда. Почему это произошло – секрет полишинеля – нынешняя "Культурная столица" символизирует в России не только "вторую столицу" как таковую, но и, по сложившейся еще со времен конца СССР традиции, - это "колыбель" не Революции, нет, а если так можно выразиться – "колыбель" целой когорты руководителей государства, включая самых высших. Отсюда и повышенное внимание центральных СМИ ко всяческим датам, отсюда и многочисленные форумы, как российского, так и международного уровня, стройным чередом проходящие в Питере, отсюда и "Зенит-чемпион" с безразмерным газпромовским бюджетом, отсюда, собственно, и все прочие финансовые вливания в многочисленные памятные даты и просто мероприятия.
Но в данном случае все было как раз совершенно справедливо – ведь любой из нас должен помнить и свято чтить тот беспримерный по мужеству высочайший духовный и нравственный подвиг ленинградцев и защитников города, отдавших более 600 тысяч жизней, но не сломленных и город врагу не сдавшим.
И, рассказывая в очередной раз душераздирающие истории о том, как страдали, умирали, но не сдавались старики, женщины и дети, в очередной раз вспоминая дневник Тани Савичевой, было сказано и о том, что тогда, когда подавляющая часть населения вела себя в высшей степени мужественно и самоотверженно, даже перед лицом голодной смерти, находились подонки, мерзавцы и прочие выродки рода человеческого, которые и во время этой величайшей трагедии были озабочены только одним – собственной наживой, действуя строго по принципу – "Кому война, а кому и мать родна". Спекулянты без чести и совести за полбулки хлеба "скупали" у граждан, готовых отдать всё для продления жизни своих детей их семейные, часто хранившиеся поколениями, ценности. В замерзающем блокадном городе, где были съедены все собаки и кошки, шакалили мародеры. Так эти человекообразные наживались на людской беде, на людских страданиях и на самой смерти.
Понятно, что с мародерами тогда велась беспощадная борьба – в соответствии с законами военного времени – жестокая и бескомпромиссная. А что делают с мародерами, спекулянтами и барыгами в военное время при поимке? Правильно – расстреливают на месте. Для того, чтобы эта гниль своими метастазами не поразила бы всю инфраструктуру – сверху донизу.
И такие методы применялись, к слову говоря, не только в блокадном Ленинграде. Многие наслышаны о событиях в Москве 16 октября 1941 года. Тогда, когда в Москве началась повальная истерия – инспирированная прежде всего субъектами из всяческого рода начальников разного калибра, которые вместе со своими домашними и всем скарбом массово ломанулись из Москвы на машинах – бросая посты, бросая своих подчиненных, бросая заводских рабочих, над которыми они начальствовали и вызывая этим самым массовую панику со всеми вытекающими отсюда последствиями. Толпы людей пошли грабить магазины. Моментально активизировался криминальный элемент – мародеры и бандиты стали практически хозяевами (правда всего на пару-тройку дней) на московских улицах. Положение спасла лишь жесткая позиция Сталина (сказавшего, что если надо, он сам поведет в атаку Кремлевский полк) и действия Берия и подразделений НКВД – жестко, беспощадно, решительно и моментально прекративших панику, установивших порядок и тем, по сути, восстановивших обороноспособность столицы в самый критический для нее момент.
Опять же, не могу не отметить, что паника и хаос, инспирированная именно толстосумами – явление присущее вовсе не только Советскому Союзу. Точно также ведут себя в критических ситуациях нувориши во всем мире. Как свежий пример – поведение нуворишей и тамошних олигархов в Египте – мелькнуло сообщение, что 19 (!) авиалайнеров с таковыми на борту в ходе беспорядков уже вылетели то ли в ОАЭ, то ли в Саудовскую Аравию.
******
К чему это я? А вот к чему. Накануне, разговаривая с моим хорошим и очень давним другом, который, помимо прочего, в свое время семь месяцев жил и работал в Японии, я услышал от него интересную мысль. Между делом он мне сказал, что, мол, пока он там жил, ел всякое, зачастую для русского человека непривычное и местами даже экзотическое. Но, говорит, я тогда (это было во второй половине девяностых) ни разу не ел там один продукт. Картошку. На мое изумленное "почему?" он ответил просто – потому что там картошка стоила доллар за килограмм. Ну, то есть, говорит, практически как киви на тамошнем местном рынке. То есть, по их местным меркам дорого очень.
Вот так – в Японии, где нет ни одного картофельного поля (ну негде их там размещать) картошка стоит доллар. Это при том, что вся она, вымытая и упакованная, завозится туда в качестве экзотического продукта из Южной Америки. Что, собственно, объясняет ее высокую цену. Но вот в той же Японии невозможно, немыслимо себе представить, чтобы цены на основной продукт питания – рис – одномоментно взлетели бы в два-три раза. В этом случае, если на секунду представить такое, тамошний властный верх моментально слетел бы с высоких кресел.
А теперь обратимся к нынешним российским реалиям.
Все больше тревожных прогнозов по поводу ускорения инфляции делается в последнее время.
По данным Росстата, потребительские цены в России за три с половиной недели, прошедшие с начала года, выросли на 1,8%. Очевидно, что по итогам месяца инфляция достигнет как минимум 2%. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что рост потребительских цен в январе в РФ составит 2,1–2,3%.
Полюбуемся на прекрасные, чудесные, успокаивающие циферки в 2% и пойдем дальше.
Всплеск инфляции в начале месяца чиновники объясняли традиционным сезонным фактором — с 1 января обычно поднимают цены монополии: на услуги ЖКХ, транспорт и прочие. Однако при прочих равных в январе 2010 года рост цен составил 1,6%. Как объясняют в МЭР, к росту тарифов ЖКХ (плата за холодное водоснабжение и водоотведение возросла на 3%, горячее водоснабжение и отопление — на 2,6 и 2,4% соответствено) в этом году добавился эффект аномальной прошлогодней жары, который "имеет влияние на длительный период времени и будет исчерпан только к началу второго полугодия".
Сейчас уже не только эксперты, но и федеральные чиновники считают, что инфляция по итогам года может выйти на уровень двузначных чисел. Это при том, что последний раз двузначная инфляция в России была на пике кризиса в 2008 году — годовой рост цен пробил отметку 13,3%.
Масла в огонь подлило и удорожание топлива, в первую очередь – на солярку – основное топливо для сельхозпроизводителей. Только за последнюю неделю, по данным Росстата, цены на бензин увеличились на 1,3%, на дизельное топливо — на 1,6%.
Разгону внутренних цен будет способствовать и увеличение налоговой нагрузки на бизнес: главное — увеличение суммарной ставки страховых взносов с 26 до 34%...
Но основная причина инфляции, по словам замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, — "рост цен на продовольствие". "И они пока продолжают повышение. В этой группе сахар, картофель, овощи, крупы. И это комплексная проблема, которая связана как с ростом мировых цен, так и с засухой, и с летними лесными пожарами в нашей стране", — пояснил он. "Урожай гречки, например, оказался ниже почти на 40%, картофеля — на треть. Компенсировать такой провал достаточно сложно, это продукты, нехватку которых импортом не закроешь. Плюс сказывается недостаточная логистика", — уточнил Клепач. По его мнению, "наиболее сложным периодом будет весна, а потом цены могут прекратить рост". (То есть, могут и не прекратить) "Но это произойдет лишь после того, как перестанет действовать эффект засухи и на рынок придет новый урожай", — уточнил он.
Напомним, что цены на продукты питания (по официальным данным) за 2010 год выросли на 14,7%, при этом овощи подорожали на рекордные 67%.
Не знаю, как считаются эти проценты, но то, что вслед за гречкой цены на основной продукт питания для большинства россиян – картошку – выросли в разы, очевидно любому, кто хоть иногда самостоятельно покупает овощи. Буквально накануне видел ценник – "картофель (Богданович) – 50 р./кг". Это – в Екатеринбурге, до которого от Богдановича полсотни километров. В Москве, соответственно, картошка стоит еще дороже. То есть, возрастание цен в разы на основной продукт питания привело к парадоксальной ситуации – сегодня картошка в России стоит в полтора-два раза дороже чем в Японии (!!), где нет ни одного картофельного поля и практически ее цена сравнялась с ценой на апельсины (бананы зачастую стоят уже дешевле).
Как такое в испокон веков аграрной России вообще может быть?! Засуха, пожары, говорят нам через телевизор высокие правительственные чиновники. Но это же, простите, полная чушь!
Во-первых, если уж на то пошло, и засуха и пожары прошлого лета во многом были спровоцированы не столько непосредственно природными катаклизмами (хотя они и послужили детонатором-проявителем), но в первую голову – развалом всего лесоохранного хозяйства страны, уничтоженного за последние 20 лет демократической России почти под корень, а также уничтожением собственного сельпрома советского образца, с его системами мелиорации на полях типа "Фрегат" (в большинстве своем в девяностых порезаных на металлолом),и прочими "мудрыми" демократическими инновациями, гробившими и продолжающими гробить российское овощеводство, российское животноводство, российский птицепром.
Для подтверждения этой истины не надо ходить далеко и копаться в бумагах и цифрах - что касается собственно засухи и пожаров достаточно сравнить ситуацию прошлого лета в центральных областях России и в соседней Белоруссии. Там ведь торфяников не меньше, погода стояла такая же, но там – ничего нигде не горело, и урожай был сохранен! Почему? – да потому в первую очередь, что там не была разрушена (а местами была даже восстановлена) советская система мелиорации, охраны лесного хозяйства и стимулирования собственного сельхозпроизводителя.
А у нас – засуха. Но не только в одной засухе тут дело. По тому же телевизору открыто и доходчиво эксперт поясняет, откуда сегодня в России такой запредельный рост цен на продовольственные товары – в первую очередь, на те, которые составляют основу для питания большинства (неимущих в массе своей) граждан. Все предельно просто. Собираются 5-6 человек из числа монополистов (а продовольственный рынок в России сегодня крайне монополизирован) и решают – "а давайте…" И "дают" И резко повышают цены. На все. На гречу. На картошку. На мясо. На овощи…
И снижать планку монополисты, а, значит и продавцы, не собираются. Продавцы объясняют рост цен тем, что оптовики (читай – те самые 5-6 человек монополистов) тоже повысили цену, и закупать картофель теперь им приходится по 30-31 рублю, а то и выше. Тем более, местной картошки в магазинах и на рынках почти нет - торгуют привезенной из Голландии.
Понятно, что в разы (а вовсе не на проценты!) подорожал не только картофель. Цены на мясо тоже значительно выросли. Если до праздников, например, в Пензе, приличную говяжью вырезку можно было купить за 250 рублей, то сейчас на некоторых рынках придется отдать 350 рублей за один килограмм. Причина та же – увеличение закупочной стоимости. Если осенью говядину покупали у оптовиков по цене 150 рублей за килограмм, то сейчас приходится брать за 190.
Отсюда вопрос. То, что для любого нормального человека спекуляция хлебом в голодном Ленинграде – есть гнусь и мерзость, с людской моралью не совместимая, для нынешних эффективных менеджеров" и "экономистов" гайдоро-ясинского толка – есть всего лишь "невидимая рука свободного рынка", который де все расставит на свои места. Скажете, я утрирую? Да ни в коей мере! Чем, скажите мне принципиально, отличаются наши нынешние нувориши-монополисты от тех мерзавцев, которые наживались на горе и несчастиях людских в голодном Ленинграде? С точки зрения аналогий – ничем!
Мне возразят – тогда была война… Господа! Сегодня в России идет та же самая война, пусть и в скрытой форме. Она не так явна, но она идет по всем фронтам, и результаты ее налицо – убыль населения продолжает составлять от 700 тысяч до миллиона человек в год – и это несмотря на непрекращающийся поток мигрантов из зарубежья.
Так почему же тогда Государство, призванное охранять и блюсти интересы граждан этой страны, смотрит сквозь пальцы на эти, мягко говоря, "шалости" "эффективных менеджеров"? Почему государство не предпринимает таких же превентивных мер, как Китай, который за второе полугодие прошлого года увеличил свои продовольственные запасы на 95%, и сейчас вроде бы собирается гасить ими возможный разгон инфляции на продукты в стране?
******
Молотов свидетельствует:
"Перед первой послевоенной сессией Верховного Совета маршал Василевский, спросил у Сталина, как он себе представляет коммунизм. "Я считаю, — сказал Сталин, — начальная фаза или первая ступень коммунизма практически начнется тогда, когда мы начнем раздавать населению хлеб задаром". На что был кем-то, кажется Вороновым, задан изумленный вопрос: "Товарищ Сталин, как же — задаром хлеб, это невозможное дело!" Сталин подвел нас к окошку: "Что там?" — "Река, товарищ Сталин". – "Вода?" — "Вода". — "А почему нет очереди за водой? Вот видите, вы и не задумывались, что может быть у нас в государстве такое положение и с хлебом". Походил, походил и говорит: "Знаете что, если не будет международных осложнений, а я под ними понимаю только войну, я думаю, что это наступит в 1960 году". И чтобы у нас у кого-нибудь тогда было сомнение, боже упаси! (Записано 02.12.1971 г.)".
Ну вот скажите мне, кто, кто из нынешних "эффективных менеджеров" вообще такое может себе представить? Как это можно - голодному населению хлеб задаром раздавать? Ведь с точки зрения "рыночников", если хлеба мало – за него можно с народа последние штаны содрать – это же Свобода, Демократия и Рынок!
Потому-то у нас сегодня та же картошка – в два раза дороже, чем в Японии.
Это, граждане, и есть настоящая демократия. И именно за нее вы или ваши родители в 1991 году или голосовали и митинговали или просто промолчали...