Каддафи мешает печатной машинке развязать третью мировую войну
Мифы о новой ливийской "революции" рассыпаются одним за другим. Вдруг выясняется, что никаких авиаударов по демонстрантам ливийская армия не наносила, и это вынуждены признать американские военачальники на пресс-конференции. Граждане России, Украины, живущие в Ливии, пишут родным, что у них "все спокойно", рассказывают о том, как они празднуют Масленицу. Да и слухи о политической смерти Муамара Каддафи, как мы видим, оказались преувеличением. О попытке воплощения сценария управляемого хаоса в Ливии и о том, как Каддафи не дал печатной машинке начать новую мировую войну – в материале Накануне.RU.
О ситуации в Ливии корреспондент Накануне.RU побеседовал с известными экспертами – писателем Николаем Стариковым, политологом Юрием Крупновым и журналистом Максимом Шевченко.
Писатель Николай Стариков резко критикует мировые СМИ за введение аудитории в заблуждение по поводу ситуации в Ливии. Один за другим он развенчивает мифы о новой ливийской "революции", и, по его мнению, Муамар Каддафи, ни много ни мало, помешал печатной машинке развязать третью мировую войну.
Вопрос: Как вы оцениваете подачу мировыми СМИ информации по поводу Ливии? Что указывает на то, что аудитория вводится в заблуждение, по вашему мнению?
Николай Стариков: Тон задают международные СМИ – ВВС, Аль Джазира, CNN. Здравый смысл указывает на то, что они говорят глупости. По телевизору идет один и тот же видеоряд. Если рассказывают об авианалетах на города, то мы не видим ни раненых, ни убитых. Если говорят, что несколько ливийских бомбардировщиков улетели на Мальту, потому что летчики отказались выполнять бесчеловечные приказы (Каддафи, – прим. Накануне.RU), то почему-то никто не называет ни имен, ни званий этих летчиков. Никто не берет у них интервью, хотя это было бы доказательством таких фактов. Издалека показывают самолеты, которые являются истребителями, а не бомбардировщиками. Показывают непонятных повстанцев, у которых откуда-то куча оружия. На наших каналах идут кадры, где свалены в кучу переносные противоракетные зенитные комплексы. Для сравнения давайте вспомним, что в Афганистане или Ираке не было ни одного случая, чтобы тамошние борцы с оккупантами применили ПЗРК, потому что за этим зорко следят спецслужбы Запада, чтобы не дай бог ни один такой комплект не попал к ним в руки. Тут мы видим целую кучу – откуда они у них взялись? На вооружении Ливии они стоят? Конечно, нет.
Кроме того, масса информации идет от людей, которые находятся в Ливии, которые общаются со своими родными, близкими здесь. Если начинаешь смотреть на эту ситуацию незашоренными глазами, то ложь абсолютно очевидна. Например, говорят о массовых беженцах. И тут же корреспондент берет интервью у беженца, и оказывается, что он египтянин. Может, неискушенный западный зритель поверит в такое, но наш человек, которого обманывали многократно на протяжении последних 20 лет, уже как-то не доверяет и все хочет проверить, а когда начинает проверять, то оказывается, что все это полная глупость. Представьте себе, как можно наносить авиаудары по демонстрантам? Как это себе представляют авторы? Идет колонна с плакатами, прилетают бомбардировщики и начинают ее бомбить. Зачем? Водометы и слезоточивый газ закончились? Или нам говорят о безоружных демонстрантах, которые захватили город Бенгази и два дня сопротивляются элитной бригаде ливийской армии. Это что за демонстранты, которые могут с бронетанковой дивизией потягаться?
"Паника" в Триполи
Вопрос: А с чем вы связываете эту медиавакханалию?
Николай Стариков: Запад всегда устраивал медиавакханалию вокруг своих агрессий, не исключением был и Адольф Гитлер. Его последователи до сих пор говорят, что Германия напала на СССР, потому что СССР сам был виноват и собирался сделать то же самое. Это точно такая же чудовищная ложь, просто тогда не было прямых трансляций. А если бы они были, то обязательно бы велись Брестской крепости, нам бы показывали ликующее население, какого-нибудь загримированного в германском "Голливуде" красноармейца, который бы рассказал, что у них был приказ наступать на Германию. У Гитлера были не такие широкие медиавозможности, как у "Гитлеров" сегодняшних.
Вопрос: Но в случае с Ливией все пошло не по сценарию, аналогичному Египту и Тунису?
Николай Стариков: Действительно, план дестабилизации всего ближневосточного региона подразумевает смену проамериканских, но стабильных режимов на такие же проамериканские, но нестабильные. В итоге к власти должны прийти исламские радикалы, создать мусульманский халифат, который должен развязать войну против Израиля, а потом дестабилизировать весь мир. Американцы, англичане, как всегда, хотят чужими руками развязать мировую войну, перезагрузить финансовую систему и остаться мировыми гегемонами. Каддафи не уходит, и они не могут позволить себе этого прокола. Точно так же они не могут позволить себе оккупацию Ливии. Поэтому они не хотят туда входить, но хотят свергнуть Каддафи, чтобы погрузить страну в хаос. Отсюда и разговоры о бомбардировках, о поставках оружия так называемым повстанцам.
Вопрос: И Каддафи уже оказался за той чертой, когда можно было уйти.
Николай Стариков: Каддафи прекрасно понимает, что уходить в данном случае нельзя. Речь идет не о его мифических миллиардах, речь идет о стране. Может быть, наши либералы не понимают, что такое патриотизм, что такое страна. Если Каддафи уйдет, там начнется гражданская война, погибнут не несколько тысяч человек, а сотни тысяч человек. И больше такой страны, как Ливия, больше не будет, может быть, никогда.
Вопрос: Разве сейчас там не гражданская война?
Николай Стариков: Сейчас она вялотекущая. Каддафи их не атакует, они не атакуют Каддафи. Все разговоры о бомбежках – это вранье и ложь, эта информация опровергается очевидцами, которые там проживают. На самом деле, в Ливии сошлось много перекрестных точек. На сегодняшний день Муамар Каддафи мешает печатной машинке организовывает третью мировую войну, как это ни смешно звучит, может быть. Поэтому его будут давить любой ценой.
Политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что попытка госпереворота в очередной африканской стране не удалась благодаря стойкости ливийских элит.
Юрий Крупнов: Ситуация информационного освещения событий в Ливии позволяет нам сделать, может быть, и странный и неожиданный, но все-таки аргументированный вывод. Может быть, мировые СМИ и являются тем субъектом, который заинтересован и в этих революциях в арабском мире, и в том, чтобы структурировать целые регионы в интересах олигархии? Мы привыкли говорить, что СМИ обслуживают капитал, государства, транснациональные корпорации. Это, безусловно, так. Но в данном случае все СМИ работали в одном ключе и не то, чтобы обосновывали и обеспечивали принятие решение рядом стран по позиции США, но, по сути, ее вырабатывали и формировали такие решения. Это касается и российских СМИ, в том числе, государственных. Контент-анализ телеканала "Россия" показывает, что не только была масса непроверенной информации, но и общий настрой проводился в рамках противостояния восставшего народа против диктатуры, что крайне упрощало ситуацию и работало на дестабилизацию ситуации внутри РФ. Надо анализировать, почему государственные российские СМИ, не выполняя задачи о предоставлении достоверной информации, не имеют своих источников информации, и при этом с огромным энтузиазмом транслируют самые убогие, примитивные мировые СМИ.
Вопрос: А что на самом деле происходит в Ливии?
Юрий Крупнов: В Ливии идет гражданская война. Как минимум, в гражданской войне есть две равные стороны. Есть момент, который изначально выделил белорусский аналитик Юрий Шевцов, он говорил о том, что это напоминало контрреволюцию ряда племен против модернизационных усилий Каддафи. Мы видим в Ливии участие самых разных сил, в том числе, какой-то части "Аль-Каеды" или ее дочерних организаций. Идет уже в открытую помощь от ряда западных государств восставшим. Мы, таким образом, видим не ситуацию восставшего народа и диктатора, а региональных сепаратистов, по сути, ничем не отличающуюся от Чечни. Вызывает недоумение то, что Россия, имея столь сложный регион в своем составе, через государственное телевидение транслирует столь примитивные картинки, которые можно трактовать следующим образом: боевики на Северном Кавказе, расстреливающие туристов, - это тоже те свободолюбивые революционеры, восставший народ, который соответственно протестует против тирании Москвы.
Вопрос: Склонны ли вы считать происходящее попыткой госпереворота по египетскому сценарию? И почему в данном случае сценарий не удался?
Юрий Крупнов: Безусловно, это попытка государственного переворота. Более того, в англосаксонской геополитике давно уже отработаны такие устоявшиеся формулы, как "смена режима", а это более глубинная и проработанная технология, нежели госпереворот. После "regime change" происходит "nation building", когда заново проходит организация государственных институтов. Государство при этом полностью контролируемо, но имеет все внешние атрибуты суверенитета. Другое дело, что с Ливией все пошло не так, как планировалось – благодаря стойкости элит и меньшему количеству предательств в этой элите.
Журналист, член Общественной палаты РФ Максим Шевченко считает, что в Ливии мы наблюдаем попытку воплощения сценария управляемого хаоса.
Вопрос: Что же происходит в Ливии? Борьба против диктатуры? Гражданская война? "Цветная" революция?
Максим Шевченко: Начнем с того, что никакой диктатуры в Ливии не было. Джамахирия сама по себе не была диктатурой. Каддафи не является даже президентом (Каддафи считается "лидером революции", как говорит он сам, "у него нет поста, чтобы его покинуть", – прим. Накануне.RU), там было правительство в Ливии, которое полноценно работало. При этом право на распределение доходов от продажи нефти было передано в руки народных комитетов. Отмечу, что Ливия является ведущей страной в Африке по уровню образования, среди всех стран Африки в Ливии самая низкая смертность, в Ливии один из самых высоких в странах Африки уровней дохода на душу населения. В целом общество Ливии можно назвать довольно гармонично развивавшимся до недавнего времени.
Я думаю, что на ситуацию в Ливии влияет ряд факторов. На нее повлияли, конечно, события в Тунисе и в Египте – двух странах, между которыми Ливия "зажата". А все эти страны связаны между собой, там есть внутренние племенные отношения, есть экономические связи, а также и давние конфликты. Но. Сам факт того, что Каддафи держится столько времени, говорит о том, что не все население страны выступает против него, как нам пытаются представить. Только какая-то часть людей восстала, при этом, оппозиция Каддафи – очень пестрое общество от исламистов, до западных либералов, от "Братьев мусульман" до "левых". Там очень трудно в этом разобраться. Там есть какие-то американские разведчики, которые присутствовали в Бенгази, какие-то британские спецназовцы – в общем, все, кому не лень, пытаются играть на этой ситуации, поскольку кусок очень жирный.
Вопрос: Кто на него посягает?
Максим Шевченко: Понятно, что под лозунгом свержения Каддафи можно осуществить интервенцию, как в Ирак, и спокойно все это сделать. А еще лучше для американцев не самим осуществить интервенцию, а руками европейцев, чтобы посеять на южных рубежах Европы постоянную войну – террористическую войну, войну по типу того, что было в 40-е и 50-е годы, когда гражданские войны сотрясали север Африки и юг Европы. Все, что происходит, очень хорошо складывается для американцев в изоляцию Европы от энергетических ресурсов, в резкое обострение террористического фона в Европе. А если европейские войска появятся на территории Ливии – например, французы, – то это совсем хорошо будет для американцев. Их фрегаты будут стоять в Средиземном море и обстреливать позиции издалека крылатыми ракетами, а европейцы будут расхлебывать всю эту кровавую кашу, которая заварится, и все эти вопли "Аль-Каеды" или тех, кто говорит от имени "Аль-Каеды", которые будут направлены в адрес "новых крестоносцев", высадившихся на исламские земли.
Понять, что происходит в Ливии, достаточно трудно. Понятно, что разыгрывают игру, понятно, что Каддафи держится, понятно, что за Каддафи стоят достаточно серьезные силы в ливийском обществе и не собираются его предавать. Каддафи получается поддержку в мире. Европейские страны под давлением США, в основном, разорвали с ним отношения. Но посмотрим на Италию – это страна, которая имеет давние интересы в Ливии, и Ливия – бывшая итальянская колония. Италия очень пессимистически относится к идее военного присутствия в Ливии, ведь в этом случае Италия сразу превращается в прифронтовое государство.
Трудно разобраться, что происходит в Ливии, но это фактически тот самый управляемый хаос, о котором столько говорили неоконсерваторы. Этим хаосом очень легко управлять с помощью СМИ, с помощью военной силы, политических мер типа эмбарго.