Историки бьют тревогу: в Подольске могут быть уничтожены архивы Великой Отечественной войны
Военные историки высказывают серьезные опасения в связи с судьбой документов, хранящихся в настоящее время в Центральном архиве Минобороны РФ (ЦАМО) в Подольске. В декабре ЦАМО планируют закрыть до 2015 года, фонды будут переданы в новый архив Великой Отечественной войны. Как считают эксперты, большая часть документов при "переезде" может быть уничтожена – как по злому умыслу, так и из-за элементарного "головотяпства".
Информация о возможности уничтожения фондов ЦАМО появилась на военно-исторических форумах, где высказывались опасения, что будут ликвидированы архивные фонды, не имеющие культурной и исторической ценности. Возможность такого поворота событий подтверждают военные историки.
Справка: ЦАМО РФ — ведомственный архив Российской Федерации, в котором хранятся документы различных штабов и управлений, объединений и соединений, частей, учреждений и военно-учебных заведений Минобороны России с 1941 до конца 1980-х годов. Подчинён Архивной службе Вооружённых сил Российской Федерации, относится к числу подразделений истории, культуры и воинского воспитания Минобороны России. Основан в 1936 году. С 1946 года располагается в Подольске Московской области. В ЦАМО России хранится порядка 90 тыс. фондов, включающих 18 млн 600 тыс. единиц хранения. Организация фондов в целом соответствует принципам организации самой армии: самостоятельные фонды составляют документы управлений центрального аппарата Министерства обороны, управлений военных округов, управлений армий, дивизий, воинских частей и отдельных учреждений. Всего в структуру ЦАМО входит более десяти отделов. Так, 2-й отдел содержит наградные документы (приказы о награждении и наградные листы), 5-й отдел — личные дела офицеров и генералов, 6-й отдел — документы на политический состав РККА, включая картотеку потерь и послужную картотеку, 9-й отдел — картотеку потерь сержантского и рядового состава, а также картотеку находившихся в плену и освобожденных нашими войсками, 11-й отдел — четыре картотеки: персонального учёта офицерского и генеральского состава; потерь офицерского и генеральского состава; военнопленных офицеров и генералов, погибших в плену; награждённых орденами и медалями на весь личный состав Красной Армии (включая рядовых и сержантов).
Неофициальные сообщения о том, что по результатам визита в ЦАМО министра обороны России было принято решение о закрытии ЦАМО и передаче территории архива под застройку, появлялись еще в марте 2008 года.
Теперь же началось реальное строительство здания нового архива, рассказал Накануне.RU военный историк Алексей Исаев.
"Сейчас мы увидели зримо, что строительство идет, что процесс из плоскости рассказов о планах перешел в практическое русло. Решается вопрос о передаче архивных документов времен войны из ведомственного подчинения минобороны в архивную службу. Это новый архив, он станет в один ряд с уже существующим военным архивом, архивом экономики и так далее. Сейчас строится здание на территории архива Минобороны, куда фонды будет переноситься", – рассказал Алексей Исаев.
По его словам, опасения за судьбу фондов появились, поскольку ЦАМО закроется в декабре, а новый архив будет открыт только в 2015 году. "Исследователям, мне, в частности, очень не хотелось бы, чтобы при его открытии мы не досчитались многого, что представляет безусловный интерес. Пока это только опасения. Никто из ответственных лиц не заявлял, что это будет уничтожаться", – отметил Алексей Исаев.
У экспертов вызывает опасение судьба двух групп документов. К первой группе относятся различные секретные документы.
"Существует группа секретных дел, и, несмотря на приказ министра обороны №181 от 2007 года, не все дела оказались рассекреченными . Есть целые фонды и группы документов, которые остаются на секретном хранении. Например, по ГАБТУ из 300 дел реально доступны исследователям 12. Все остальное, в частности, отчет закупочной комиссии, которая ездила в США закупать танки в 1941-1942 годах, – недоступен. Востребованная обществом тема не может быть раскрыта с помощью, в частности, этого документа", – рассказал историк.
Вторая группа – так называемые невостребованные фонды. В течение десятилетий архивы были закрыты для широкого круга исследователей. "Соответственно, исследователи за истекшие два десятилетия не могли все перелопатить. Многое не брали с 50-60 годов, в лучшем случае – 80-х. Есть и те, у кого листы выдачи девственно чисты, их не выдавали с того момента, как какой-то полк отдал это дело на хранение. Под предлогом того, что это не представляет культурной и исторической ценности, это могут уничтожить. Но то, что документ не взяли за последние десятилетия, обусловлено объективными причинами, а не тем, что это реально не востребовано. Более того, это может оказаться востребованным завтра", – отметил Алексей Исаев.
Оцифровка тоже вряд ли спасет фонды. Из 18 млн 600 тыс. дел в ближайшее время планируется оцифровать лишь около 200 тыс.
С Алексеем Исаевым соглашается историк и писатель Игорь Пыхалов. "Архив преобразовывается, он будет переведен в новое здание, при этом, многие специалисты, в том числе, работавшие там с фондами архива, высказывают опасения, что большая часть фондов будет уничтожена и, к сожалению, зная нашу реальную практику, я допускаю, что такое может быть. В переезде в другое здание ничего плохого нет. В Петербурге перевели в свое время архив из здания Сената в новое помещение. Если сделать это добросовестно, то ничего страшного нет. Тут беда в том, что могут под это дело часть фондов списать, тем более, что идет передача междуведомственная. Идет не просто переезд архива, а его преобразование. У нас, во-первых, могут быть уничтожены все документы, которые считаются невостребованными", – рассказал Накануне.RU Игорь Пыхалов.
По его мнению, ситуация с ЦАМО может дать повод для спекуляций политического характера. "Сегодня у нас очень любят представлять наше прошлое как черную дыру, и под это дело часть архивных документов могут подвергнуть цензуре под предлогом того, что они невостребованы. Например, у нас есть "Мемориал" – база по погибшим и пропавшим без вести в Великую Отечественную войну, она выложена в интернете. Если, скажем, какой-нибудь солдат был не убит в бою, а расстрелян за воинские преступления, то такого рода данные оттуда уже изымались под предлогом того, что это персональные данные. Соответственно, картина может быть искажена", – говорит он.
Но это то, что может быть сделано со злым умыслом, однако эксперты не исключают и элементарного "головотяпства" при переезде.
"Вполне может быть, что при перемещении фондов люди, которые этим будут заниматься, решат, что в целях уменьшения объемов своего труда часть документов проще списать и уничтожить", – говорит Игорь Пыхалов.
Переезд фондов ЦАМО связан и с другой проблемой – попыток фальсификации истории, считают эксперты.
"Исчезновение материалов только усугубит ситуацию с фальсификацией. Когда есть данные о реальных потерях советских войск под Ржевом, ни о каких "миллионах" погибших рассуждать не придется. Есть данные, архивные документы, из которых следует, что никакого миллиона погибших под Ржевом, близко нет. А так, действительно, это даст лишний повод фальсификаторам, высказывать какие-либо сказки. Как раз фальсификаторам документы не нужны, они туда (в Подольск, – прим. Накануне.RU) не ездят за крайне редким исключением", – говорит Алексей Исаев.
Игорь Пыхалов также отмечает: "Был период перестроечных и постперестроечных "разоблачений", но сегодня выяснилось, что подавляющее большинство "разоблачений" были лживыми – был массовый вброс фальсификаций и вброс фактов, которые, на самом деле, не подтверждаются. В таких целях действительно интересно уменьшить количество источников с тем, чтобы избежать разоблачений своих домыслов".
Отметим, что в ЦАМО перспективы переезда фондов пока никак не комментируют.