Протоиерей Всеволод Чаплин: Люди, выступающие против электронной карты, не анархисты, а патриоты России
Похоже, московским властям все же придется признать: далеко не все жители города желают вступать в "светлое электронное будущее", которое "несомненно" наступит, как только москвичи получат универсальные электронные карты. По данным соцопросов, до 40% горожан не хотят получать УЭК, поскольку не видят смысла менять привычное положение вещей и впадать в новую "электронную" зависимость от системы, которой будет управлять неизвестно кто и неизвестно как. О том, что делать этим внесистемщикам, корреспонденту Накануне.RU рассказал Председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин.
Вопрос: Читатели нашего портала выразили резкое недовольство словами спикера Мосгордумы Владимира Платонова, который заявил, что людям, которое собираются отказаться от универсальной электронной карты, как и тем, кто уже отказался от ИНН, жить будет хуже. Вчера вы встречались с Платоновым, он по-прежнему так думает?
Отец Всеволод Чаплин: Мнение Владимира Платонова про отказников от ИНН, которых он сравнил с людьми, отказывающимися от переливания крови, а потом сетующих на ухудшение здоровья, я слышал и на вчерашней встрече. Очевидно, что люди, которые отказываются от УЭК, будут испытывать некоторые неудобства, но они готовы понести это бремя. Поэтому все-таки нужно добиться от властей того, чтобы эти люди не были вытеснены в нелегальную сферу и чтобы не оказались лишены тех благ, которые сами себе заработали!
Вопрос: И как власти могут решить этот вопрос?
Отец Всеволод Чаплин: Вчера, когда я встречался с Владимиром Платоновым и министром Правительства Москвы, руководителем Департамента информационных технологий Артемом Ермолаевым, они заверили меня и представителя православной общественности, адвоката Ольгу Яковлеву в том, что при получении карты будет соблюдаться принцип добровольности и не будет дискриминации тех, кто откажется от карты. В окончательной редакции закона "Об универсальной электронной карте", который был принят Мосгордумой, говорится, что в течении определенного срока гражданин может обратиться с заявлением об отказе в получении УЭК. Также в законе содержится пункт 5 статьи 3, который гласит, цитирую: "Поступление от гражданина заявления об отказе от получения универсальной электронной карты не лишает его права на получение государственных и муниципальных услуг в иных формах". Хочется надеяться, что в дальнейшем власти Москвы дадут исчерпывающие разъяснения по этому вопросу и помогут успокоить людей. Нужно, чтобы было четко сказано, что при обращении в собес или в поликлинику, или любые другие учреждения, людям никто не говорил: "Идите отсюда, мы не знаем вас!".
Вопрос: Некоторые группы верующих, а также политические партии уже вовсю готовятся к протестам, а аналитики с тревогой говорят, что эти протесты будут носить массовый характер, и могут серьезно дестабилизировать ситуацию в стране?
Отец Всеволод Чаплин: Количество людей, отказывающихся от электронных технологий, не так велико, но и к ним государство должно проявлять внимание, уважать их чувства и понимать мотивы их поведения. При этом необходимо осознавать, что эти люди не анархисты, не антигосударственники, не поклонники разрушительных революционных идей. Это патриоты России, люди, настроенные достаточно миролюбиво, и чтобы снять их озабоченность, власти нужно постараться пойти им на встречу.
Вопрос: Будет ли Церковь давать разъяснение по богословскому аспекту этой проблемы, ведь наряду с теми, кто серьезно озабочен этой проблемой, будут выступать и маргиналы, которым везде три шестерки мерещатся?
Отец Всеволод Чаплин: Вообще-то это спорный вопрос. Некоторые верующие считают, что у этой проблемы есть богословский подтекст, другие считают, что нет. Мне видится это так. Если возникнет система, в которой каждый шаг человека, каждое его граждански значимое действие будут отслеживаться, и ничего нельзя будет сделать без определенного идентификатора, это очень облегчит возможность жесткого давления на личность, в том числе и давления мировоззренческого. Сегодня говорят, что законопослушному гражданину нечего бояться, но в то же время формулируются такие законы, которые утверждают несовместимую с христианством идеологию. Возьмем хотя бы недавнее требование одной известной артистки отказаться от осуждения гомосексуализма как греха. Если возникнет такая идеологизированная правовая система, и человек не сможет получить обязательный для всего идентификатор без декларирования верности этой системе, то это будет серьезной проблемой. Этим и обеспокоены верующие.