Александр Храмчихин: Войсками Военно-космической обороны названа все та же система ПВО Московского региона
Создание нового рода войск – войск Воздушно-космической обороны – вызвало удивление у экспертов. В состав этих войск, как планируется, войдет часть сил и средств ПВО, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и радиоэлектронной борьбы. Военный аналитик, замруководителя Института военного и политического анализа Александр Храмчихин рассказал в интервью Накануне.RU, что системой ВКО страны названа, по сути, система ПВО Московского региона. По его мнению, создание системы ВКО – результат лоббизма, при этом Космические войска оказались более эффективными лоббистами, чем ВВС.
Вопрос: К 1 декабря 2011 года у нас должен появиться новый род войск. Как они будут формироваться, на Ваш взгляд?
Александр Храмчихин: Я совершенно не понимаю, что они хотят сделать, если хотят создать ВКО на базе Космических войск. Космические войска до сих пор никакого оружия не имели. Это были войска наблюдения и обеспечения. А теперь, если создается оборона на их базе, то непонятно, что именно им хотят передать? Им могут передать зенитно-ракетные войска, но там их никогда не было, они не имеют никакого опыта их применения, управления ими. Я нахожусь в большом недоумении по этому поводу.
Вопрос: Ранее в сфере ПВО у нас функционировало две системы - войсковая (зенитные ракетные и радиотехнические части Сухопутных войск) и объектовая (зенитные ракетные и радиотехнические войска ВВС). Первая защищала военные объекты страны, вторая - Московский промышленный район. Сочетать две системы и производить вооружения с аналогичными характеристиками для двух заказчиков было накладно. Как сейчас обстоят дела?
Александр Храмчихин: У нас все уже не так. Большую часть войсковой ПВО передали в последние годы как раз ПВО, которая раньше была войсками ПВО страны, а теперь – часть ВВС. При этом, действительно, некий особый статус имеет ПВО Московского региона. Формально оно входит в те же самые ВВС. То есть, как раз войсковая ПВО, по сути, исчезла. Остались маловысотные комплексы. Ее как-то совсем глупо передавать в войска ВКО, потому что они совершенно для этого не предназначены. Соответственно, непонятно, что будет передано в ВКО, какая часть из нынешних ПВО, являющихся частью ВВС. Или опять будут войсковую ПВО возвращать в Сухопутные войска? Хотя у нас все может быть. У нас не впервой производить действия противоположного характера на протяжении нескольких лет.
Вопрос: Сенатор Озеров в минувшую пятницу заявил, что в систему ВКО войдет часть сил и средств ПВО, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и радиоэлектронной борьбы. О чем пойдет речь?
Александр Храмчихин: Тогда получается, что системой ВКО страны названа все та же система ПВО московского региона. Очевидно, что это просто создание некоей дополнительной надстроечной структуры. И я сомневаюсь, что это повысит качество управления.
Вопрос: Таким образом, просто обозначается особая роль этого района для обороны страны?
Александр Храмчихин: Вообще декларировалось, что создается система ВКО всей страны. Но из чего тогда она будет состоять технически – неизвестно.
Вопрос: И это вряд ли стоит воспринимать, как наш ответ, например, на развертывание американской ПРО?
Александр Храмчихин: Воспринимать можно, как угодно, только мне кажется, что ответом на ПРО должно быть развертывание наступательных вооружений. Одна ПРО с другой ПРО никаким образом не пересекаются.
Вопрос: Как отразятся проблемы с ГЛОНАССОМ на формировании нового вида войск?
Александр Храмчихин: ГЛОНАСС, конечно, относится к военной отрасли, и это свидетельство того, что по части технического оснащения мы еще далеки от того, чтобы создавать такие войска. Может быть, они создаются на перспективу, но, вообще-то, нам, конечно, далеко до этого, только если не идти по пути передачи имеющейся техники.
Вопрос: Но ведь решение о создании системы ВКО принималось не спонтанно?
Александр Храмчихин: Я тоже раньше думал, что, наверное, решение как-то обсуждалось, но сейчас все больше прихожу к выводу, что решения принимаются волюнтаристски, под действием лоббистов, а, во-вторых, в силу политических соображений при полном игнорировании военной составляющей.
Вопрос: О каких лоббистах может идти речь?
Александр Храмчихин: Очевидно, что Космические войска оказались более эффективными лоббистами, чем ВВС.
Вопрос: А насколько какие-то новые изменения могут быть связаны с отставкой Перминова с поста главы Роскосмоса?
Александр Храмчихин: Как раз Поповкин (ранее занимал должности командующего Космическими войсками и замминистра обороны РФ), очевидно, и будет осуществлять все это. Ведомства, конечно, разные, но очень сильно связаны между собой.
Справка: О создании единой системы ВКО России президент РФ Дмитрий Медведев объявил в ноябре 2010 года в своем очередном послании Федеральному собранию. А в марте на расширенной коллегии Минобороны он заявил: "В этом году должна быть создана единая система воздушно-космической обороны. И объединить под ее общим управлением существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства".
Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России (на тот момент) генерал-полковника Александра Зелина, на ноябрь 2010 года российские ВВС и ПВО состоят из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединенных стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку.
Отметим, что в настоящее время в войсках уже существует оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (ОСК ВКО). В ОСК ВКО было переименовано командование специального назначения (КспН) ВВС РФ, отвечающее за противовоздушную оборону столицы.
Приблизительная структура послереформенных ВВС РФ на осень 2010 года, без учета частей центрального подчинения (по данным портала www.vko.ru).
Оперативно-стратегическое командование воздушно- космической обороны (управление – Москва):
4-я бригада воздушно-космической обороны (Долгопрудный);
5-я бригада воздушно-космической обороны (Петровское);
6-я бригада воздушно-космической обороны (Ржев);
6963-я авиационная база – на вооружении самолеты МиГ-29СМТ (Курск);
6968-я истребительная авиационная база – Су-27, МиГ-31 (Хотилово).
1-е командование ВВС и ПВО (Воронеж):
1-я бригада воздушно-космической обороны (Североморск);
2-я бригада воздушно-космической обороны (Хвойный);
6961-я авиационная база – Су-27 (Бесовец);
6964-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР (Мончегорск);
6965-я авиационная база – Ми-8, Ми-24 (Вязьма);
7000-я авиационная база – Су-24М, Су-24МР, Су-34 (Воронеж).
2-е командование ВВС и ПВО (Екатеринбург):
9-я бригада воздушно-космической обороны (Новосибирск);
10-я бригада воздушно-космической обороны (Чита);
6979-я авиационная база – МиГ-31 (Канск);
6980-я авиационная база – Су-24М (Челябинск);
6982-я авиационная база – МиГ-29 (Домна).
3-е командование ВВС и ПВО (Хабаровск):
11-я бригада воздушно-космической обороны (Комсомольск-на-Амуре);
12-я бригада воздушно-космической обороны (Владивосток);
6983-я авиационная база – Су-25, Ми-8, Ми-24 (Воздвиженка);
6987-я авиационная база – Су-27СМ (Дземги);
6988-я авиационная база – Су-24М, Су-24М2, Су-24МР (Хурба);
6989-я авиационная база – Су-27СМ (Центральная Угловая);
265-я транспортная авиационная база (Хабаровск).
4-е командование ВВС и ПВО (Ростов-на-Дону):
7-я бригада воздушно-космической обороны (Ростов-на-Дону);
8-я бригада воздушно-космической обороны (Екатеринбург);
6970-я авиационная база – Су-24М (Морозовск);
6971-я авиационная база – Су-25СМ, Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Буденновск);
6972-я авиационная база (Крымск);
6974-я авиационная база – Ми-8, Ми-24, Ми-28 (Кореновск);
6977-я авиационная база – МиГ-31 (Пермь);
999-я авиационная база – Су-25, Су-27, Ми-8 (Кант);
229-я транспортная авиационная база (Ростов-на-Дону).
Командование военно-транспортной авиации (Москва):
6955-я авиационная база – Ил-76 (Тверь);
6956-я авиационная база – Ил-76 (Оренбург);
6958-я авиационная база – Ил-76 (Таганрог);
6985-я авиационная база – Ил-76 (Псков).
Командование дальней авиации (Москва):
6950-я авиационная база – Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 (Энгельс);
6952-я авиационная база – Ту-95МС (Украинка);
6953-я авиационная база – Ту-22М3 (Средний).