"Мистраль предназначен только для одной цели - совершать круизы штаба ВМФ"
Двухлетние переговоры по покупке французских вертолетоносцев "Мистраль" выходят на финишную прямую. По мнению экспертов, сделка эта будет заключена на совершенно невыгодных для России условиях. Стоимость двух кораблей выросла до 1,2 млрд евро, против предлагаемых российской стороной 980 млн евро, при этом Россия не получит лицензии и технической документации по технологиям, которые были камнем преткновения переговоров. О целесообразности этого контракта для российских вооруженных сил и политической подоплеке переговоров рассказал Накануне.RU руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
Вопрос: Как можно охарактеризовать окончание переговоров по приобретению французских вертолетоносцев "Мистраль"?
Анатолий Цыганок: Это исключительно безобразный контракт. Почему-то мы проиграли Франции во всех отношениях. Мы проиграли Франции в том, что наши судостроители остались без работы. Это – раз. Во-вторых, мы уступили Франции в том смысле, что заявка была на 980 млн евро, а мы купили по французской цене 1,2 млрд евро. Я считаю, что это политический акт, который не имеет отношения ни к военной технике, ни военному образованию, ни к морской науке. Как я понимаю, это нынешний президент выстроил хорошие отношения с французским президентом, и, наверное, именно французский президент будет оказывать ему помощь в предвыборной кампании.
Вопрос: Как получилось так, что технологии, которые были самым ценным элементом контракта, не вошли в договор?
Анатолий Цыганок: Дело в том, что "Мистраль" имеет исключительно плохую экспортную историю. До того, как французы предложили "Мистраль" России, его дважды пытались продать. Первый раз - в 2002 году в Австралии. Австралия тогда отказалась. Мотивация отказа была такая: вы стройте свои корабли на территории Франции, чтобы корабелы работали. Кроме того, им показалось, что очень дорого это все. Вторая продажа, после Австралии, была еще одному государству, но и они плюнули. Нынешнее решение - чисто политическое. Видимо, нам нужны были хорошие отношения с Францией, вот только наши судостроители остались без работы. У нас уникальная получилась ситуация. Тендер, который был согласован, еще не окончился, а фирма, которая должна производить "Мистрали", уже найдена. Коррупционные взгляды в данном случае решают все.
Вопрос: И третья попытка стала удачной для французов?
Анатолий Цыганок: Для того, чтобы дать возможность закупить "Мистрали", государство должно быть замешано, все понимают, в конце концов, какой идет процесс. Хотя "Мистраль" не нужен в военном отношении. "Мистраль" не готов к действиям морской пехоты по российской технологии. На Черном море "Мистраль" действовать не может, на Балтике действовать также не может. А если говорить о Северном флоте и Тихоокеанском флоте, то должно быть усиление, которого нет у "Мистраля", поскольку предполагалось, что действовать он будет в другой обстановке.
Мы поступились всем, чем можем. Мы закупили французский "Мистраль" за те деньги, которые предлагает президент Франции, не получая технологий. Самое главное, для чего нам нужны были иностранные корабли – это хорошие технологии, это было самое ценное. Но Франция никакие технологии нам не продала. Собственно говоря, этот вертолетоносец могли бы строить наши корабелы, в том числе, и в Калининграде.
Вопрос: Подписание контракта может быть расценено как знак слабости российского военно – промышленного комплекса?
Анатолий Цыганок: Я так не думаю. То, что мы сейчас покупаем импортное оружие, совершенно не говорит о том, что российская промышленность не может этого делать. Пытаются внушить мировому сообществу то, что Россия не в состоянии делать ни самолеты, ни танки, ни вертолетоносцы. Более того, судя по всему, будем покупать еще и подводные лодки.
Вопрос: Как будут изменяться взаимоотношения России и Франции после подписания этого контракта?
Анатолий Цыганок: Отношения будут очень хорошие. После того, как подписан контракт, естественно, что отношения будут хорошими. Я считаю, откровенно говоря, что это предвыборная кампания, которая сейчас развязана, в которой сделке отводится главная роль. Мы заручаемся поддержкой Франции, поддержкой Берлускони, поддержкой американского президента. Собственно говоря, это политические цели. Никаких военных целей, никаких морских целей эта покупка не преследует. Судя по всему, "Мистраль" предназначен только для одной вещи - совершать круизы штаба Военно-Морского Флота.
Справка: проект строительства вертолетоносцев в СССР появился в конце 1950-х годов, было построено два корабля (противолодочных крейсера), способные принимать 14 вертолетов на борт: "Москва"(1965), в 1996 году продан Индии на металлолом, и "Ленинград"(1969), продан Индии на металлолом в 1995 году. Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей атомных ракетных подводных лодок, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами, вынудил ограничиться двумя кораблями.