Максим Шевченко: Мой конфликт с еврейским конгрессом носит политический и антифашистский характер
"Я, естественно, приму любое решение руководства Первого канала, но пока ничего такого, конечно, не последовало, потому что в моих высказываниях нет никакого антисемитизма", – заявил в интервью Накануне.RU журналист, член Общественной палаты РФ Максим Шевченко, комментируя свой конфликт с Российским еврейским конгрессом (РЕК). Ранее РЕК потребовал принять оргвыводы в отношении Шевченко после его высказывания о террористе Брейвике. "Мы уже не первый раз видим, как в европейском пространстве совпадают три вещи: неонацизм, гомосексуализм и радикальная симпатия к Израилю, вплоть до готовности убивать других", – отмечал Максим Шевченко, и его слова вызвали гневную и ожесточенную реакцию РЕК.
Поводом для конфликта послужил следующий комментарий Максима Шевченко:
"Прежде всего, я хочу принести соболезнования норвежскому народу в связи с чудовищным злодеянием, который совершил этот человек. Что же касается личности террориста, то получается, что этот человек одновременно был крайним любителем политики Израиля (он расстреливал людей, которые собрались в лагере в поддержку палестинского сопротивления), второе - этот человек был гомосексуалистом и третье - он был неонацистом. Мы уже не первый раз видим, как в европейском пространстве совпадают три вещи: неонацизм, гомосексуализм и радикальная симпатия к Израилю, вплоть до готовности убивать других. Я думаю, что эта тенденция является искусственно созданной в Европе как противовес той позиции огромной части европейского общества во всех странах, которые просто с изумлением смотрят на политику государства Израиль по отношению к палестинцам, которая напоминает во многом нацистскую политику в Германии по отношению к евреям.
Человека, совершившего теракт в Норвегии, наверное, можно назвать помешавшимся. Но у меня возникает вопрос, почему, когда совершает теракт какой-то человек, помешавшийся на почве толкования ислама, об этом трубят в СМИ, делая всех мусульман заложниками действия какого-то маньяка или сектанта. Когда же совершает преступление откровенный неонацист с внутренними перверсионными желаниями, явный гомосексуалист и человек, который написал в Интернете о своих симпатиях и восхищениях тем, что делает политический сионизм на Ближнем Востоке, то это подается как какой-то акт сумасшествия. Ничего подобного, это абсолютно политическая позиция...".
Следует отметить, что в своем 1500-страничном манифесте "2083 - Европейская декларация независимости" сам Андерс Брейвик действительно большое внимание уделяет своему отношению к Израилю и его политике.
"...Так давайте же бороться заодно с Израилем, с нашими братьями сионистами, против всех анти-сионистов, несмотря на всех культурных марксистов/мультикультуралистов", – отмечается там. В манифесте Брейвека, получившем широкое распространение в интернете, Израиль упоминается 359 раз и "евреи" 324 раза, Брейвик излагает свое мировоззрение, включающее экстремистские высказывания, длинные исламофобские цитаты, поддержку крайне правого сионизма и злобные нападки на марксизм и мульткультурализм, отмечает Мignews.com.
Примечательно также, что именно Норвегия, которая не является членом ЕС, станет первой страной в Европе, которая признает независимость Палестины. Глава норвежского МИД Йонас Гар Стере заявил об этом еще в январе 2011 года.
Вопрос: Если говорить о той проблеме, с которой все началось, то, как Вы считаете, феномен Брейвика с сочетанием всех факторов, которые Вы упомянули, - это единичный, из ряда вон выходящий случай, или нечто такое, что может стать характерным для Европы?
Максим Шевченко: Прежде всего, надо отметить, что в той цитате, которую искажают исполнительный директор Российского еврейского конгресса (РЕК) Бенни Брискин и его подельники, я не говорил, что Израиль является таким же государством, как нацистская Германия. Я сказал, что многие в Европе с удивлением смотрят на политику Израиля, полагая, что она мало чем отличается от политики нацистской Германии.
Вопрос: Но Вы считаете, что Брейвик – не сумасшедший, и все, что случилось, имело политическую подоплеку, основанную на исламофобии, в том числе?
Максим Шевченко: Брейвик – не сумасшедший. Он сумасшедший в той же мере, в какой является сумасшедшим литературный герой Родион Раскольников.
Брейвик является зеркалом современного западного мира, он сконцентрировал в себе все фобии, все предпочтения и все страхи, которые существуют у так называемого западного человечества, в том числе, усвоил и его перверсию – склонность к измененным сексуальным взглядам, к гомосексуализму. Брейвик – неонацист, крайний правый, он бредит на тему неких европейских принципов и европейской цивилизации, при этом он пишет, что Израиль защищает эти принципы, является форпостом против исламского мира. Скажите, что из этого не пишется в современной Европе, не пишется политическими партиями? Я помню, какой стоял вой после смерти Пима Фортейна – неонациста, гомосексуалиста и сторонника Израиля. Чем взгляды Фортейна отличаются от взглядов Брейвика? Фортейна преподносили как чуть ли не защитника европейской культуры. Разница между ними в том, что он никого не убил, поскольку не успел, хотя я считаю, что он был духовным отцом Брейвика в какой-то мере, а Брейвик убил.
Следует упомянуть и взгляды крайне правых партий Голландии или Швеции, которые подписали не так давно, осенью прошлого года так называемую Иерусалимскую декларацию. Их политические принципы ничем не отличаются от принципов Брейвика, они подписали ее в присутствии официальных лиц Израиля, в том числе, представителей Ликуда, правящей партии Израиля. Это партия, которую в России фактически представляет Брискин и РЕК. Ликуд не только не опроверг эти принципы, но и поддержал их. Против декларации выступили израильские левые.
Вопрос: РЕК требовала принятия оргвыводов по отношению к Вам от руководства Первого канала и Общественной палаты РФ. Последовало ли что-то подобное?
Максим Шевченко: Мы же не в детском саду. Это они находятся в детском саду, а, точнее, находятся в каком-то странном пространстве, пытаясь нагло оказать давление на гражданское общество России, на информационное пространство России, на его конституционные принципы, в том числе, свободу слова. Они дошли до того, что господин Брискин стал угрожать некими "богатыми налогоплательщиками – членами РЕК", которые, якобы, могут потребовать отчета от Первого канала, потому, что, якобы, на их налоги содержится Первый канал. Памятуя деяния г-на Невзлина, возглавлявшего в свое время РЕК, а потом скрывшегося от российского суда в Израиле, мы можем примерно представить, о каких налогоплательщиках может идти речь. И, если хоть кто-то из них не платит налоги в офшорах, то дай им Бог здоровья…
Я, естественно, приму любое решение руководства Первого канала, но пока ничего такого, конечно, не последовало, потому что в моих высказываниях нет никакого антисемитизма.
Мои коллеги журналисты или члены ОП РФ могут не соглашаться с моими высказываниями, но ни один вменяемый человек никогда не будет считать меня антисемитом или каким-то националистом, потому что все знают, что я выступаю против любых форм сегрегации, расизма, национализма. И если где-то нарушаются права евреев, то точно так же я об этом говорю и заступаюсь за них, так же как за чеченцев, за русских или палестинцев. Проблема, наверное, в том, с точки зрения Российского еврейского конгресса, что я не делаю разницы между правами евреев и правами палестинцев. Я не вижу принципиального различия, для меня угнетенные – это угнетенные, а угнетатель – это угнетатель, к какой бы он ни принадлежал национальности или религии.
Никто не имеет права в современном мире на сегрегацию, на действия, которые мы характеризуем как апартеид, и, главное, никто не имеет права транслировать это на общество других государств.
Максим Шевченко: Я утверждаю, что израильские крайне правые и просто правые, например, Ликуд, неофициальным (а, может быть, судя по господину Брискину и официальным…) голосом которого в России стал РЕК, транслирует свои ксенофобские взгляды на внутреннее пространство РФ, в том числе, через РЕК, пытаясь нашу огромную многонациональную федерацию подделать под принципы и взгляды микроскопического государства, состоящего из иммигрантов, приехавших на чужую землю, выгнавших коренное население этой земли и оправдывающих свое присутствие там тем, что тысячи лет назад Бог им эту землю даровал. Это еще надо доказать, даровал или не даровал, им или не им. А весь мир наблюдает за блокадой Газы, за тем, что сегодня происходит. Всю свою ненависть к палестинцам, все свое презрение, ксенофобию, фашистские взгляды, расистские представления о крови, расе они транслируют сюда в Россию, и РЕК является инструментом трансляции этих крайне правых, крайне опасных и вредных для политической ситуации в РФ взглядов.
Вопрос: Но в Израиле подобные взгляды не являются доминирующими?
Максим Шевченко: В Израиле есть совсем иные люди, совсем с другими подходами и позициями. Посмотрим, какие оценки им дал даже в ходе нашей дискуссии исполнительный директор РЕК Бенни Брискин, который вел со мной публичную полемику. Начнем с того, что господин Брискин является бывшим пресс-секретарем Биньямина Нетаньяху, то есть, тоже имеет прямое отношение к правой политической партии Ликуд. Например, Хейди Эпштайн, 86-летняя активистка Флотилии свободы. Господин Брискин не постеснялся назвать ее антисемиткой, несмотря на то, что ее родители погибли в Холокосте, сама он чудом выжила. Это именно Хейди Эпштайн сказала, что политика Израиля сегодня напоминает политику нацисткой Германии. Очевидно, Брискин просто не знал, кого он назвал антисемиткой. Хейди Эпштайн была сотрудницей одной из комиссий по расследованию нацистских преступлений во время Нюрнбергского процесса. И сейчас, когда будет отмечаться очередная годовщина Нюрнбергского процесса, госпожу Эпштайн как почетного гостя пригласили в Нюрнберг, потому что она является одним из немногих живых людей, которые участвовали в работе комиссии. Она в ходе той работы занималась расследованием экспериментов, которые проводили нацисты над людьми. Именно эту женщину, участницу обвинительного трибунала по отношению к нацизму, Бени Брискин не постеснялся назвать антисемиткой в эфире "Эхо Москвы", что говорит о том, что с ним и с РЕК нам говорить совершенно не о чем. Ведущая дала ему такой пас о том, что, мол, Максим Шевченко повторяет то, что говорят в Израиле, что пишут, например, в газете Haaretz, журналисты вроде Гедеона Леви, Веры Рейдер, Исраэля Шамира. Господин Брискин сказал следующее: "Ну, мы, евреи, сложный народ", и смысл был такой, что в Израиле можно иметь свободу слова, а в России ни в коем случае. В России мы якобы не должны повторять то, что пишет левая и социал-демократическая пресса в Израиле. В России мы должны гундосить, как послушные рабы, то, что нам вменяют фашистские и крайне правые израильские партии.
Когда нам говорят, что критики из левых партий – это маргиналы, то это абсолютная ложь, поскольку в Израиле есть русскоязычное пространство, которое транслируется в наш интернет. По большей части, в интернете у нас очень много звучит голосов русского Израиля. И преимущественно русское население Израиля ксенофобское и придерживается фашистских взглядов, оно уехало в Израиль в конце 80-х - начале 90-х годов в поисках лучшей жизни, обосновалось в поселениях на палестинских территориях, изгнав коренное население палестинцев, поддерживает самые жестокие варианты обращения с палестинцами. Русскоязычный израильский интернет навязывает российскому обществу ксенофобскую дискуссию о Кавказе, о мусульманах.
Вопрос: Аудитория интернета довольно пестрая. Как можно судить о том, что развязывание этих дискуссий – дело рук русскоязычных евреев?
Максим Шевченко: Я готов целый доклад написать на эту тему, думаю, что осенью этим займусь, процитирую все, что к нам приходит из русскоязычного Израиля, и докажу на слушаниях в ОП РФ опасность этой пропаганды.
Надо осознать, насколько вредны и опасны эти веяния, которые исходят оттуда. Нерусскоязычный Израиль, иврито- или англоязычный Израиль думает совсем по-иному. По социологии, около 35% граждан Израиля решительно осуждают то, что делает с палестинцами современное израильское государство. Они считают, что израильское государство, по меньшей мере, должно измениться, в том числе, содействовать возвращению палестинцев на места их исконного проживания и переходить к формату создания некой еврейско-арабской федерации, хотя, на мой взгляд, она должна быть иудейско-христианско-мусульманско-друзской, по названиям четырех основных конфессий Израиля, коль скоро там принято апеллировать к религиозным ценностям больше, чем к этническим или национальным. Но этого голоса мы здесь не слышим. Русскоязычный неофашистский гомон, который транслируют через РЕК и его проводников, таких как Бенни Брискин, Евгений Сатановский, Владимир Соловьев (член руководства РЕК, очевидно, поддерживающий запрет на свободу слова для журналистов в России, если речь идет о критике Израиля), не является голосом еврейского населения или Израиля. Я говорю то, что говорят в Израиле, а мне здесь пытаются заткнуть рот в интересах правых израильских партий, чтобы я замолчал и чтобы они делали то, что делают.
А цели и задачи РЕК, как мы это можем понять, исходя из того, что было наговорено его руководством и активистами в разное время, следующие – содействовать расчленению РФ, отделению от РФ мусульманских регионов, в первую очередь, Кавказа, содействовать распространению ненависти к мусульманам для того, чтобы основная часть России стала ментальным союзником русскоязычного фашиствующего израильского населения, чтобы Израиль мог использовать этот конфликт через РЕК в своих политических интересах. Поэтому я считаю, что мой конфликт с РЕК носит политический, принципиальный, антифашистский (с моей стороны) характер.
Вопрос: А Вы, как журналист, кого защищаете в этом политическом конфликте?
Максим Шевченко: Я в этом конфликте защищаю российскую государственность, целостность Российской Федерации, если угодно, и собираюсь делать это впредь, не отступая ни на шаг. Я сегодня в ближневосточном конфликте поддерживаю палестинцев, поддерживаю ту часть населения Израиля, которая выступает за демократические, федералистские ценности. Тем самым мы помогаем целостности и единству нашей Родины – России.
Вопрос: Я уже задавал вопрос по поводу того, последовали ли оргвыводы за Ваш комментарий по требованию РЕК, и спросил неслучайно. Не так давно журналист РИА "Новости" был уволен за гомофобию. Почему так получается, что права евреев, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации в России защищают намного яростней, чем права русских, например? Мнение о русском народе как народе "второго сорта" в России в последнее время все больше получает распространение.
Максим Шевченко: Права русских, мне кажется, не ущемляются в России, это ложная тенденция, которая, в частности, навеяна и израильским влиянием. У русских есть Всемирный русский собор, который работает под патронажем патриарха, в ходе его работы аккумулируются задачи по развитию русского народа, русского народа как этнической сущности и политической. В России существует огромное количество русских национальных организаций, как чрезмерно радикального толка, так и более вменяемого. В России живут, работают, пишут открыто тысячи публицистов, которые защищают права русской культуры, русского этноса, русского языка. Есть фонд "Русский мир", поэтому сказать, что в России в какой-то мере были бы ущемлены русские – абсурд.
Сложная природа нашего государства такова, что поддержание его федерального формата также связано и с тем, что мы русские, как доминирующая нация, должны вкладываться в развитие отношений, в том числе, с другими коренными народами нашей страны. Другое дело, что, может быть, это делается сейчас неправильно и дисгармонично. В России нет концепции национальной политики, нет понимания того, какой она должна быть. Я являюсь решительным противником ассимиляции, потому что ассимиляция – это термин, который навязывается нам израильскими фашистами в последнее время, в том числе, с помощью РЕК в целом или отдельных его представителей. Я считаю, что Россия в потенциале – уникальное государственное образование, в будущем это может быть чем-то похожим на принцип организации в США, разница только в том, что мы не являемся иммигрантами на нашей земле – мы, русские, кавказцы, тюрки, евреи, угро-финны, восточные славяне, народы Севера, Дальнего Востока и великой Сибири, выходцы из Средней Азии и Закавказья – коренные народы этих бескрайних пространств. Тот, кто выразит лояльность демократическим принципам нашей федерации, которую мы еще должны отстоять, сформулировать и построить, тот и будет гражданином обновленной, сильной, федеративной России. Не того унылого обломка СССР, который мы сейчас имеем, а той федерации, которую нам предстоит построить и которая, несмотря на усилия израильских правых и проводников их политики в России, например, РЕК, все-таки будет самым сильным и самым свободным государством в мире.