Александр Зелин - о будущем Т-50, неумирающих "Витязях" и дружбе с ВМФ
Сегодня в Жуковском в десятый раз стартовал "МАКС", объединив на одной площадке 842 компании из 40 стран. Это на порядок больше, чем было в 2009-м году. Как отмечают эксперты, дело, не столько в количестве участников и запущенных в небо аппаратов, сколько в качестве новой продукции. Именно об этом сегодня, в первый день работы "МАКСа" ( его еще называют пресс-днем) говорили главные ньюсмейкеры. Один из них - главком ВВС России Александр Зелин, которого внимательно выслушал корреспондент Накануне.RU.
Про дружбу с ВМФ
В состав ВВС перешли самолеты, которые ранее базировались на авианосцах. Но, по сути, точно такие же самолеты мы имели в составе нашей дальней авиации. По характеру выполняемых задач это самолеты одного уровня. Мы оставляем за этими частями те задачи, которые были и раньше. Эти самолеты будут действовать в интересах флота. В морской авиации было всего два подразделения, которые были замкнуты на решении своих задач. Естественно, будет ротация этих частей, будет обмен летчиками, и, я думаю, что это только на пользу пойдет нашей авиации. Уже сейчас мы приступили к совместной боевой подготовке дальней авиации и морской авиации. К сожалению, не все в порядке было с исправностью самолетного парка у морской авиации. Но мы нашли очень хорошее решение с заводом -производителем из Самары, и сейчас представители Самары работают в частях дальней авиации и в частях морской ракетоносной авиации. Мы решаем вопрос по продлению ресурса самолетов. В целом, я считаю, что такая передача не навредит. А если войска будут в должной боеготовности, то мы всегда их можем передать обратно в состав флота. У меня есть полное взаимопонимание с главкомом ВМФ Владимиром Высоцким. Сейчас планируются учения на Тихоокеанском флоте, и, я думаю, что морская ракетоносная авиация, которая была в составе флота, активно будет принимать в них участие. Мы даже приняли решение сформировать смешанные экипажи. Думаю, что мы добьемся полной интеграции.
Про дефицит топлива
Голод пока еще не наступил, и материально-техническое обеспечение боевой подготовки военно-воздушных сил сохраняется, но нехорошая тенденция намечается. С ценами не все хорошо.
Про гособоронзаказ
Что касается Гособоронзаказа, то как раз сегодня я выслушал доклад своего помощника по материально-техническому обеспечению и заключение контрактов, по сути работа уже завершена. Завтра об этом будет говорить вице-премьер Сергей Иванов. Я тоже буду участвовать в этом совещании, так что завтра из первых уст мы узнаем четкую и достоверную информацию.
Про "Стрижей" и "Русских витязей"
Никто не собирался и не собирается расформировывать эти пилотажные группы. В этих разговорах я хотел бы поставить точку раз и навсегда! Речь шла о том, что мы планируем создать пилотажную группу на легких самолетах, типа Як – 130. Это могут быть красочные выступления с дымами, как это делает, например, французская пилотажная группа "Патруль де Франс". Я хочу сказать, что при должной степени перевооружения Як – 130 будет выступать не хуже, чем легкие самолеты. Появится у нас что-то из техники получше, будем оснащать ей эти пилотажные группы. В других государствах несколько другой подход к пилотажным группам. Я побывал в других странах, изучил этот вопрос. Мы хотим изменить и структуру, и задачи, и предназначение этих пилотажных групп. Однозначно, что они должны демонстрировать нашу отечественную технику и россиянам, и, естественно, за рубежом. Но пилоты "Стижей" и "Витязей" - это боевые летчики, а боевые летчики должны уметь выполнять боевые задачи, а не только красиво пилотировать и радовать всех здесь сидящих.
Про развитие транспортной и стратегической авиации
Мы рассчитываем, что транспортный самолет Ил-476 появится в войсках уже в 2013 году. Если бы это произошло раньше, было бы только лучше! Самолеты стратегической авиации - и Ту-160, и Ту-95 в обязательном порядке пройдут глубокую модернизацию. Это даже в гособононзаказе прописано. Главное, чтобы мы с промышленностью эту задачу решили.
Про 100-летие российских ВВС
Столетие российской авиации мы, конечно же, будем праздновать широко. Есть поручение президента России, есть решение министра обороны. Я полагаю, что праздник состоится. Летная часть, возможно, пройдет на этом аэродроме. Другие мероприятия, возможно, будут проходить в Санкт-Петербурге - там, где зарождалась авиация России. Я лично не сомневаюсь, что при поддержке правительства и министерства обороны мы достойно отпразднуем этот юбилей.
Про Т-50
Проблем с соблюдением графика по выходу Т-50 пока нет. Я часто бываю в Комсомольске-на-Амуре, встречаюсь с Александром Давыденко, главным конструктором этого самолета. Перед нами он никаких проблем не ставит. Не знаю, может, они появятся не следующем этапе… Я думаю, что этот самолет вы увидите на МАКСе. Что касается сроков принятия на вооружение, то первый опытный образец в войска поступит в 2013 году, а серийный выпуск самолета начнется в 2014 – 2015 годах.
Про ПРО
Некоторые эксперты говорят, что основу космической и противоракетной обороны в ближайшем будущем будут составлять системы С-500 и "Витязь", а С-400 будет только промежуточным звеном. С ними можно и согласиться и не согласиться. Для решения отдельных задач "Витязь" и С-500 будут использоваться, а система С-400 будет решать свои задачи. Я думаю, в будущем году эта система появится в Западном и Восточном военных округах. Эта система решает свои задачи и однозначно должна остаться в составе вооруженных сил. Если говорить только о ракетно-космической обороне, то, конечно, задача по борьбе с летательными аппаратами в ближнем космосе возлагается на систему С-500, а "Витязи" действительно заменят С-300.