"Авианова" в "турбулентности": история российского low-cost-перевозчика
В последние недели в СМИ то и дело появлялась информация о финансовых проблемах у авиакомпании "Авианова". Правда, официально ни инвесторы, ни власти, ни руководство перевозчика слухи не подтверждали. И вот в понедельник, 3 октября, управляющий директор компании Константин Тетерин сообщил, что "партнеры "Авиановы" прекратят техническое обслуживание ее самолетов из-за долгов" (цитата по "Ъ"). Естественно, отмена рейсов компании, занимающей 12-е место в России по перевозкам, может обернуться множеством проблем для всех, и об этом еще не раз напишут средства массовой информации.
Что стало причиной неудачи проекта? Конъюнктура рынка, объективно сложные условия при старте "Авиановы" в 2009 г. в разгар кризиса? Или же неспособность инвесторов договориться о стратегии (ведь среди них, как мы помним, и "A1 Груп" – (инвестфонд "Альфа-Груп", известный скандалами в отношениях с партнерами, в том числе и зарубежными, такими, как BP). А может всему причиной невнятная политика авиационных властей, которые, похоже, сами подчас не знают, чего хотят? История с Эндрю Пайном, уменьшение количества кресел в соответствии с изменившимся таможенным законодательством, отмены рейсов в самом начале операционной деятельности и, увы, прижившийся наполовину миф о том, что самолеты компании часто вылетают с задержкой. Возможно, ответив на вопрос "Почему не получилось у "Авиановы"?", можно понять – реально ли в России существование чистого low-cost-перевозчика. Ну а пока предлагаем вспомнить некоторые вехи трехлетней жизни "второго в России бюджетного перевозчика".
Билеты по 250 рублей во время "чумы"
Весной 2009 г. стало известно о том, что летом на рынке появится новый перевозчик – "Авианова". Компания собиралась стартовать на двух A320, взятых в лизинг, базовым аэропортом должен был стать столичный "Внуково", маршрутная сеть до начала продаж не раскрывалась, также как и имена владельцев нового "лоу-костера". Впрочем, достаточно быстро журналисты разузнали, что проект будет реализовывать консорциум иностранного инвестфонда Indigo Partners (специализируется на транспортных проектах) и российского "А1 Груп" (входит в "Альфа-Груп"). Представители компании объявили, что билеты можно будет покупать только через сайт, минимальный тариф составит 250 руб. (без сборов) – это вдвое меньше цены, которую тремя годами раньше в качестве минимума установил при своем старте перевозчик SkyExpress. Между тем, на дворе бушевал кризис. IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) подсчитала, что убытки авиакомпаний во всем мире составят около $9 млрд. "В современной истории нет прецедентов, сравнимых с сегодняшней рецессией. Нашу отрасль трясет. После 11 сентября выручка упала на 7%. Потребовалось три года, чтобы показатели восстановились, и это при условии сильного роста экономики. В этот раз падение составило 15%, или $80 млрд", – говорил в 2009 г. глава IATA Джованни Бизиньяни. За четыре месяца 2009 г. пассажироперевозки российских авиакомпаний сократились на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Подальше от конкурентов
В конце марта 2010 г. стало известно, что "Авианова" меняет базовый аэропорт с "Внуково" на "Шереметьево". Все рейсы были переведены в Терминал В (бывший Шереметьево-1). Стоит отметить, что первый российский low-cost-перевозчик SkyExpress с момента создания и по сегодняшний день базируется во "Внуково". В "Авианове" переход в другой аэропорт объясняли тем, что "Шереметьево позволит компании сократить расходы, улучшить качество и скорость обслуживания пассажиров, в том числе за счет близости расположения терминала и мест стоянки воздушных судов, а также увеличить регулярность выполнения рейсов".
Авиационное экономическое чудо
Чуть больше чем через год после начала полетов "Авианове" удалось выйти на третье место по перевозкам внутри страны, услугами компании воспользовались более 300 тыс. пассажиров, о чем руководители нового "бюджетника" с удовольствием рассказывали на пресс-конференциях в ряде регионов, куда стала летать "Авианова". "Получив эту статистику, и мы, и наши коллеги из других авиакомпаний долго не верили – может это какая-то ошибка?", - рассказывал в мае 2010 г. гендиректор компании Владимир Горбунов. Стратегию своего предприятия топ-менеджмент укладывал в одну фразу: "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое – примерно так можно обозначить финансовую политику компании". Ставка делалась на достаточно "свежие" A320 вместимостью 180 кресел, качественное техобслуживание у французов, сокращение расходов за счет дистанционного обслуживания, минимального сервиса на борту, развитие сопутствующих услуг (заказ такси и бронирование гостиниц на сайте перевозчика). Не было у "Авиановы" резервного борта, зато были амбициозные планы – перевезти к концу 2010 г. миллион пассажиров, причем половина из них должна была "пересесть" с поездов, ведь главным своим конкурентом в "Авианове" называли РЖД.
В мае 2010 г. парк "Авиановы" состоял из четырех самолетов, до конца года компания планировала довести их число до семи (планам так и не суждено было сбыться), а в 2011 г. – до 12-15. "В долгосрочной перспективе – до 35-50, причем это будут и новые машины, тогда как сейчас в компании летают самолеты б/у 2003 года выпуска", - говорили руководители перевозчика.
Тревожные звоночки
В ноябре, когда перевозчики подводят итоги 11 месяцев работы и готовятся к новогоднему "марафону", "Авианова" уже могла похвастаться рейсами в 17 городов России, причем из Санкт-Петербурга выполнялось шесть различных регулярных рейсов (Архангельск, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Москва, Сочи). Из Москвы "Авианова" летала в Архангельск, Астрахань, Анапу, Волгоград, Екатеринбург, Геленджик, Краснодар, Калининград, Набережные Челны, Пермь, Ростов-на-Дону, Самару, Санкт-Петербург, Сочи, Ульяновск, Уфу. За 10 месяцев компания перевезла более 1,1 млн человек увеличив число пассажиров в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Это позволило ей занять пятую строчку в рейтинге крупнейших российских авиакомпаний по объему пассажирских перевозок на внутренних линиях. Подобный успех авиарынок припомнить вряд ли мог.
Однако, уже в конце месяца пришло неприятное известие – "Авианова" заявила об изменении конфигурации всех своих самолетов и сокращении количества кресел со 180 до 159. Такие преобразования пришлось провести из-за недавно измененной таможенной политики в отношении ввозимых в страну самолетов иностранного производства. "А320 в данной конфигурации на сегодняшний день остались едва ли не единственными в своем классе, попадающими под 20% таможенные пошлины и 18% НДС", - выражали недовольство в компании. "Непреднамеренным следствием недавних изменений в таможенном режиме России стало создание более благоприятных условий для традиционных перевозчиков по сравнению с лоу-кост авиакомпаниями: если ввозить Boeing-737 или Airbus А320 в двухклассной конфигурации, можно избежать уплаты таможенных пошлин и НДС; если же ввозить их, как мы, в конфигурации с одним классом, и с большим количеством кресел – в целях сокращения расходов и снижения тарифов на билеты – необходимо выплачивать высокие пошлины и НДС. Такой подход создает неравные условия для различных бизнес-моделей и делает невозможной реализацию официальной политики государства по снижению высоких тарифов на авиабилеты в России. Мы надеемся на скорейшее изменение законодательства, и создание равных условий для всех авиакомпаний. Сейчас нам не оставили выбора и, к сожалению, мы вынуждены сократить количество мест на наших самолетах для того, чтобы оставаться конкурентоспособными", – говорил Эндрю Пайн, управляющий директор "Авиановы" на тот момент.
Отказ от планов
В январе 2011 г., сразу после каникул, стало известно, что "Авианова" отказалась от планов по дальнейшему развитию перевозок из Санкт-Петербурга и от создания в "Пулково" второй базы. "Аэропорт Пулково оказался не в состоянии предложить авиакомпании адекватные экономические условия… Мы разочарованы отношением аэропорта Пулково к развитию лоу-кост перевозок, ведь как настоящая лоу-кост авиакомпания мы создаем принципиально новый спрос на авиаперевозки и приводим в аэропорты совершенно новых пассажиров, для многих из которых это первый в жизни полет", - говорили в компании. Буквально через несколько дней стало известно, что с мая 2011 г. вторым базовым для "Авиановы" станет краснодарский аэропорт. При этом оператором аэропорта является "Базэл Аэро" Олега Дерипаски, в дивизион также входят "Авиалинии Кубани". На тот момент уже было известно об интересе со стороны "Базэла" к SkyExpress, тем не менее, у "Авиановы" в планах было летать из Краснодара в семи направлениях.
В мае скандал произошел на севере – "Авианова" и аэропорт Сургута настолько сильно не понимали друг друга, что дошло до вмешательства прокуратуры, властей Югры и Росавиации. "Авианова" жаловалась на то, что аэропорт не предоставляет слоты для выполнения рейса по маршруту Краснодар-Сургут. Руководство аэропорта ссылалось на то, что в выбранные "Авиановой" часы принимать рейсы нет технической возможности, далее следовали взаимные упреки в нежелании договариваться о другом времени слотов.
Скандал с Эндрю Пайном
Летом 2011 г. казалось, что ситуация нормализовалась. Компания открыла рейс в Курган, решила проблемы с Сургутом, вернула кресла, "вырезанные" таможней и готовилась отправить 2-миллионного пассажира, возможно, на первом международном рейсе в Симферополь. 27 июня стало известно о назначении на должность первого зама гендиректора по общим Вопросам Константина Тетерина. "Его основными задачами на новом посту станет повышение финансовой эффективности работы компании в соответствии с ее стратегическими целями и планами развития", - объяснялось назначение в сообщениях компании. Стало понятно, что текущими показателями, видимо, недовольны, и спустя некоторое время Эндрю Пайн – управляющий директор – уже даже не упоминался, а ведь именно он был в компании человеком иностранного партнера "А1 Груп" - Indigo Partners. В середине июля в связи с нескончаемыми слухами и комментариями, которые давал в прессе отстраненный иностранный менеджер, руководство "Авиановы" выпустило "обличающий" пресс-релиз.
"В связи с рядом публикаций в СМИ относительно прекращения своего сотрудничества с Эндрю Пайном заявляет о следующем: сотрудничество с г-ном Пайном было прекращено по решению генерального директора "Авианова" Владимира Горбунова по причинам, связанным с несоблюдением Эндрю Пайном российского законодательства на всем протяжении сотрудничества с компанией, что привело к санкциям со стороны властей и прокуратуры в отношении Генерального директора, а также к угрозе ограничения деятельности авиакомпании", - говорилось в сообщении.
Оказалось, что "с начала своего сотрудничества с "Авиановой" Эндрю Пайн, демонстрировал неготовность работать в рамках российского законодательства и подчеркивал намерение действовать только по своим правилам. В последнее время количество нарушений – отмены рейсов, задержки с возвратом денежных средств пассажирам за неиспользованную перевозку, вызванных данной позицией, достигло критической массы", - оправдывали в "Авианове" проверки со стороны Росавиации, прокуратуры и т.д. Перевозчик даже подсчитал убытки, нанесенные иностранцем – порядка 4,5 млн руб. – и выразил готовность "защищать свои интересы в соответствии с законодательством".
Конец?
Тем не менее, с изгнанием иностранца проблемы не отступили. По итогам "горячего" июля Росавиация поставила "Авианову" в ряд компаний, не отличающихся пунктуальностью – задерживались 12% рейсов. При этом перевозчику приходилось отбиваться от слухов о финансовой несостоятельности, которые то и дело появлялись в прессе. Так, например, появилась информация о том, что два из шести самолетов компании за долги отобраны иностранным лизингодателем. "Авианова" это опровергала, как и разговоры о долгах перед аэропортами. "Авианова" не испытывает никаких финансовых трудностей. Развитие компании осуществляется в строгом соответствии с бизнес-планом. Информация о том, что "Авианова" имеет задолженности перед аэропортами, не соответствует действительности", - заявили в пресс-службе компании. Еще через некоторое время непонятные вещи стали происходить с сайтом компании – сначала возникли проблемы с покупкой и бронированием, потом клиентам стали предлагаться билеты по ценам бизнес-класса классических перевозчиков. Все это объясняли в "Авианове" переходом на новую IT-платформу.
И вот, 3 октября "КоммерсантЪ" привел слова Константина Тетерина о том, что пассажирам следует перебронировать билеты на рейсы других авиакомпаний. Понятно желание перевозчика избежать неприятных слухов о банкротстве, но, в данной ситуации, уверения месячной давности в финансовом благополучии выглядят, мягко говоря, некорректно к тысячам пассажиров компании. Впрочем, обвинять столь зависимое от инвесторов руководство вряд ли стоит, и здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали – неспокойным инвесторам, от которых теперь будет зависеть судьба столь ярко взлетевшего перевозчика, к сожалению, столь же стремительно имеющего возможность приземлиться.