Европа готовит очередную идеологическую атаку на Россию
Практически незаметно для большинства россиян прошла новость о том, что в Чехии представители 13 европейских государств учредили платформу "Европейской памяти и совести". В рамках деятельности платформы предполагается идеологическое уравнение нацистского и советского коммунистического режимов и возложение на эти два режима равной ответственности за развязывание Второй мировой войны. При этом, страны, представители которых подписали соглашение, активно чествуют своих коллаборационистов, пособников нацистов, ветеранов легионов Waffen SS, которые становятся "борцами за свободу против коммунистических захватчиков". В планах участников платформы – написание единого учебника для стран ЕС по истории тоталитаризма.
О том, каким будет следующий этап в "исторической" войне, о европейской молодежи и о том, что не все националисты – нацисты, рассказал Накануне.RU профессор, доктор исторических наук Валерий Соловей.
Вопрос: В Праге было подписано создание так называемой платформы "Европейской памяти и совести", цель которой – уравнение гитлеровского и сталинского режима и обеление местных коллаборационистов, которые становятся "борцами за независимость". Можно ли сказать, что это станет очередным большим шагом в процессе фальсификации истории по отношении к России и к Советскому Союзу?
Валерий Соловей: Безусловно, это решение, особенно в случае его реализации, которая далеко не предрешена, скорее всего, станет одной из культурных и идеологических атак на советскую историю, то есть на ту страну, по отношению к которой Россия имеет правопреемство. И я не сомневаюсь в том, что российские официальные лица, и наверно не только официальные, отреагируют на это решение весьма однозначно и в жесткой манере. Хотя, возможно, они благоразумно подождут, но, скорее всего, не будут, потому что подобного рода инициативы лучше глушить в момент их зарождения. Дело в том, что отдаленные политические последствия таких атак вполне очевидны. Советский Союз ставится на одну доску с нацистской Германией, соответственно, на Россию возлагают ответственность за все, что делал Советский Союз. Следующий этап – это выдвижение требований. Это требования компенсаций, моральных, политических, идеологических и материальных, безусловно.
Вопрос: Означает ли факт подписания платформы в присутствии вице-председателя Европарамента, что это одна из официальных точек зрения на этот вопрос?
Валерий Соловей: Я бы сказал так, что эта точка зрения имеет очень сильную поддержку в Европарламенте. И если не открытое покровительство со стороны руководящих структур, то некоторые поощрения, некоторая стимуляция есть. Тем более это не первый шаг в данном направлении. Случайностью его никак не назовешь.
Вопрос: Примерно неделю назад в Львовской области сельскую улицу переименовали в честь батальона "Нахтигаль", что вызвало большой резонанс. Как Вы можете это событие прокомментировать? Насколько оно вообще типично для нынешней Западной Украины?
Валерий Соловей: Для Западной Украины вообще типично оплевывание советского прошлого и героизация украинских националистических движений. Это первое. Второе: это решение можно воспринимать как действие впику официальному Киеву, который пытается не допустить столь однозначных жестов антисоветских и, в каком-то смысле, антирусских. Это, если хотите, такой вызов, демонстрация того, что у Западной Украины есть своя собственная, вполне самостоятельная культурная и идеологическая позиция и эта позиция пользуется со стороны региональных властей всесторонними политическим покровительством и поощрениями.
Вопрос: Два года назад у нас была создана Комиссия при Президенте по противодействию фальсификации истории. Несмотря на такие яркие акты со стороны европейских государств, как подписание платформы и инициатива по созданию единого учебника по истории, она не делает никаких ответных действий. Почему не видно результатов деятельности комиссии?
Валерий Соловей: Вы знаете, результаты у комиссии есть и совсем немало. Другое дело, что они не всегда становятся достоянием широкой общественности. Ведутся дискуссии, в том числе ведутся они с западными историками, с историками прибалтийских стран, проводятся конференции с украинскими экспертами, готовятся некие аналитические записки. Если Вы задаете вопрос, есть ли результаты, это означает, что PR-работа поставлена не лучшим образом. Итоги есть, поверьте, и с некоторыми из них я знаком. В частности, публикуются книги, МГИМО в этом принимает очень активное участие, которые на основе исторических документов проливают новый свет, дополнительный свет на те или иные спорные вопросы и события. Понимаете, здесь надо вот еще что иметь в виду. Эта PR-работа направлена все-таки не внутренней аудитории, то есть России, а внешней, поскольку такие попытки фальсификации исходят оттуда, извне, а не из самой России. Может быть, поэтому наша широкая общественность о ней недостаточно осведомлена.
Вопрос: Представители международной организации "Мир без нацизма" считают, что такой учебник отнимает "прививку от нацизма" для европейской молодежи и открывает двери для повторения ошибок прошлого. В качестве примера приводится Латвия, где молодежь поддержала ультранационалистов. Согласитесь ли Вы с таким мнением?
Валерий Соловей: Я бы сказал, что эта несколько поспешное и радикальное суждение. Я не сказал бы, что современная европейская молодежь, по большей части, может быть ее даже подавляющее большинство, способно испытывать пиетет к нацизму. Они, все-таки, представители другой культурно-исторической эпохи, для них характерен другой тип ценностей и, если угодно, потребительской ориентации. Латвия – это вообще, в некотором смысле, особый случай. Хотя Вы правы в том, что для части молодежи это снимает некое важное идеологическое табу. Стоит отметить, что эта часть радикально настроенной молодежи, она и без того существует, без того голосует за националистические и ультранационалистические партии. Сами по себе ультранационалисты в Европе не так уж и сильны. Не стоит увеличивать их роль и влияние, ну может быть, за исключением Прибалтики, где они входят в правящую коалицию, в Латвии, преимущественно. Дело в том, что латвийское государство, оно в определенном смысле проводит такую политику этнического апартеида, негласного апартеида, а порой гласного, в отношении русских.
Вопрос: Но рост националистических настроений в Европе и в России существует?
Валерий Соловей: В целом, национализм, как политико-идеологическое течение, набирает силу повсеместно в Европе, в том числе и в России. Это естественно, потому что это реакция на иммиграцию. Но далеко не все националисты – нацисты. Это было бы очень серьезным преувеличением так полагать. Даже большая часть современных националистов в Европе – демократы. Они демократы и, на самом деле, это ничуть не противоестественный синтез, потому что исторически демократия и национализм были тесно связаны. А праворадикальные организации существуют, существовали и будут существовать. И я не думаю, что из-за этого учебника истории их поддержка значительно увеличится, который еще и не написан, тем паче. Вот для России такой учебник истории может иметь весьма серьезные и негативные последствия, но не для внутриполитической обстановки в Европейском Союзе.