"Я бы себя убрал"
В Барнауле открылся Всероссийский студенческий форум, который сегодня посетит Дмитрий Медведев. А накануне на него прибыл министр образования и науки Андрей Фурсенко - он уже успел пообщаться со студентами и спеть дуэтом с Алиной Кабаевой песню "Я люблю тебя, жизнь". Однако в ходе общения министр признался, что жизнь у него - отнюдь не мёд. 7,5 лет – это слишком много для работы на таком посту, сказал он. "Я бы себя убрал", – поведал Фурсенко. Парадокс, но, несмотря на мучения самого непопулярного министра, свой пост он до сих пор не покинул и не попробовал подать в отставку. "Итак, на проекторе заставочка, на заставочке надпись "Разговор с министром. О главном…" Так и хотелось приписать "коротко о главном!" Видимо, все ждут Медведева, чтобы точно все узнать", – делятся студенты своими впечатлениями от встречи.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко не исключил того, что не будет работать в новом правительстве после мартовских выборов.
"Любой чиновник должен быть готов, что он оставит свою работу на следующий день после назначения. У меня такая готовность есть. Среди своих коллег я "довоенный". На аналогичном посту ни на Западе, ни на Востоке никто 7,5 лет не работал. Я думаю, что людей надо менять, в том числе, и министров. Глаз замыливается. Решение принимать буду не я. Я бы себя убрал", - неожиданно сказал Фурсенко.
Ответа на этот вопрос в студенческой среде ждали с неподдельным интересом, но, судя по отзывам, ясности он не внес. Теперь все ждут Медведева, "чтобы точно узнать".
"Итак, на проекторе заставочка, на заставочке надпись "Разговор с министром. О главном…", так и хотелось приписать "коротко о главном!". После трех безуспешных попыток задать вопрос (об отставке, – прим. Накануне.RU), его все–таки задали, и я даже не стал возмущаться и перефразировать, спасибо девочке из Питера! Грамотно и толково! Говорили обо всем, но как-то вяло, если честно. Видимо, все ждут Медведева, чтобы точно все узнать. Порадовала фраза "министров надо менять. Взгляд замылевается. Первым я бы сменил себя!" Молодец!..." – делится один из студентов своими впечатлениями от встречи в блоге.
Фото: Алтапресс.ру
Между тем, накануне стало известно, что после выборов и формирования нового правительства министерство образования и науки России будет разделено на два ведомства. Одно ведомство будет заниматься детскими садами и школами, второе - средними специальными и высшими учебными заведениями. Помимо среднего специального и высшего образования, второе ведомство будет также заниматься государственной политикой в области науки.
Дальнейшие реформы пойдут уже без Фурсенко, который является наименее популярным министром в правительстве Владимира Путина. В июле 2011 года были опубликованы данные опроса ВЦИОМ, показавшего, что работой Фурсенко недовольны около 50% россиян.
Фото: Алтапресс.ру
Свое мнение о проходящей встрече высказал Накануне.RU председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак.
Вопрос: Алексей, что за парадокс сложился в политической системе? Самый непопулярный министр мучается, хочет в отставку, а его не отпускают.
Алексей Казак: Мы занимаем гуманистические позиции, поэтому, если человек мучается, то ему нужно помочь и всячески стараться удовлетворить его просьбы, желания. Думаю, есть другие люди, которые не будут мучиться, которые хотят вложить в эту работу всю свою душу, патриотизм, положительный настрой и возрождать систему образования.
Вопрос: Но есть мнение, что кто бы ни пришел на этот пост, курс будет продолжен. Считается, что "серым кардиналом" реформ образования является ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, муж министра Эльвиры Набиуллиной.
Алексей Казак: Высшая школа экономики, действительно, считается оплотом либеральной идеологии, и, конечно, приход на этот пост кого-то из "вышки" ситуацию сильно не изменит, поскольку линия Фурсенко была, в принципе, либеральной. То, что у нас вообще остались стипендии и частично бесплатное образование, можно считать результатом активной борьбы против реформ. Пока неизвестно, кто станет министром, но есть варианты, что министерство будет разделено на два ведомства – министерство, которое будет заниматься дошкольным и школьным образованием, и министерство, которое будет заниматься высшим образованием и наукой.
Вопрос: Кстати, как Вы оцениваете этот вариант?
Алексей Казак: Образование и наука – достаточно обширные отрасли, наверное, имеет смысл разделить их. Пусть будут профессионалы, которые будут заниматься наукой, и профессионалы, которые будут заниматься образованием, не смешивая все в один "коктейль". Должна быть общественная дискуссия по этому поводу.
Вопрос: Кстати, острый вопрос стоял, когда в сентябре студентам не доплатили к стипендиям обещанные Путиным и Медведевым 100 рублей прибавки. Эта ситуация разрешилась? Вчера Фурсенко, "который бы себя убрал", сказал, что он против уравниловки при распределении стипендий.
Алексей Казак: Действительно, в сентябре студенты не прочувствовали повышения стипендий, предпосылкой стало то, что учебные заведения не имели на руках никаких нормативных документов, на которые они могли бы сослаться, принимая решение о повышении. В результате большинство вузов в сентябре платили "по старинке". Но некоторые вузы повысили на 9% собственными внутренними решениями. С другой стороны, чиновники говорили, что вузы имели возможность для повышения, поскольку средства были перечислены. Мы считаем, что вина исполнителей решения руководителей государства здесь прослеживается.
Планировалось, что на 9% стипендии увеличивается у всех и на 20% будет увеличен стипендиальный фонд. Но почему-то в сентября позиция отдельными представителями чиновничества была скорректирована, и мы услышали, что не на 20% повышается стипендиальный фонд, а всего на 9%, и то – не всем, а каким-то особенным студентам. Мы постоянно слышим позицию о том, что "не надо уравниловки". Она очень тревожная. Мы считаем, что стипендии должны повышаться для всех студентов, которые справляются с учебным планом. Все-таки, в итоге прибавка состоялась, за исключением тех вузов, которые решили воспользоваться вариантом, когда они повышают стипендии не всем студентам.
Саботаж решений руководства страны идет и в отношении повышения зарплат учителей. Свою позицию по этому поводу, а также по поводу разделения нынешнего минобрнауки Накануне.RU высказал сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Андрей Демидов.
Вопрос: Скажите, как Вы оцениваете возможность разделения минобрнауки на два ведомства?
Андрей Демидов: По мнению работников отрасли, это было бы целесообразно, поскольку такой "монстр" крайне неповоротлив и не учитывает в полной мере специфики ни науки, ни образования. Возможно, это целесообразно. Но мне представляется, что административная реформа без изменения алгоритма работы министерских чиновников не даст результата. Претензии есть и у работников школ, которые в наш профсоюз объединены, и у ученых, которые в последнее время проводят митинги. Они большие претензии высказывают по поводу формирования бюджета в части финансирования науки. Здесь нужны решительные действия по вовлечению наиболее активных общественных сил в работу по определению дальнейшей политики.
Вопрос: Каким образом?
Андрей Демидов: Президент выступил с идеей "большого правительства". Думаю, что эта идея может быть распространена и на все министерства, чтобы не было формальных общественных советов, которые никакими полномочиями не обладают, а были бы реально действующие рабочие группы, особенно, по вопросу определения объема бюджетного финансирования по приоритетным направлениям. Недофинансирование или неправильные приоритеты – основная проблема на всех уровнях образования. Люди "внизу" не понимают, по каким приоритетам чиновники распределяют деньги.
Вопрос: С 1 сентября должно было состояться обещанное повышение зарплат учителям. Но сами учителя жалуются, что чиновники по-разному трактуют это решение.
Андрей Демидов: Они действительно трактуют совершенно по-разному. Во-первых, сама задача была сформулирована расплывчато. Если Путин сказал об учителях, то сразу возник вопрос о том, кого включать в эту категорию – строго тех, у кого в трудовой книжке написано "учитель"? А во многих регионах по такому легкому для чиновников пути пошли, когда дискриминируются остальные педагогические работники. Кроме того, "зарплату" где-то трактуют как оклад, который получает педагог. Он составляет от 1/3 до половины от тех денег, которые на руки получает педагог. В итоге прибавка в абсолютном выражении составляет рублей 500-800. А когда говорят о средней зарплате, учитывают не ставку, а то, что он зарабатывает, совмещая полторы-две ставки. Получается статистическое мошенничество. В итоге – многие педагоги разочарованы.