Без мощного флота в Арктике мы останемся "за бортом"
Владимир Путин заявил, что Россия будет наращивать военную группировку в направлении Северного морского пути. Сегодня же премьер прибудет с рабочей поездкой в Северодвинск, где будет подписан ряд контрактов, связанных с гособоронзаказом, а именно – по строительству подводных лодок класса "Борей" и "Ясень". Севморпуть традиционно использовался для внутренних нужд России и не имел коммерческого транзитного значения для других стран по причине того, что время свободной навигации весьма ограничено из-за климатических условий. Заявление премьера о том, что сейчас необходимо усилять сильнейший флот страны, звучит немного неожиданно, но вполне в русле концепции перевооружения последних лет. Когда же наши "подводные долгострои" войдут в состав флота?
Северный морской путь был задуман как альтернатива более длинному маршруту из европейской части России до Дальнего Востока через Суэцкий канал. В последнее время результатом процесса глобального потепления стало таяние льдов, которое открыло Севморпуть для круглогодичной навигации. Очевидно, это делает север более привлекательным не только для торговых судов, но и для желающих начать добычу нефти и газа с арктического шельфа. Несколько лет назад ряд государств, в числе которых были США, Канада и Дания, заявили свои права на хребет Ломоносова, на котором, по оценкам экспертов, может находиться 25% мировых запасов углеводородов. Точка в этом споре не поставлена до сих пор.
Что касается Северного флота – наиболее мощного из всех российских флотов, в состав которого входит единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" и атомный крейсер "Петр Великий", то практически все его подводные и надводные корабли были заложены еще во времена Советского Союза. Подводные лодки "Борей" и "Ясень" готовятся встать в строй уже более 15 лет. Однако, остановленное в 90-е годы производство начинает набирать ход и наши новейшие подводные крейсера успешно завершают свои испытания.
Между тем, с финансированием военной отрасли и сейчас далеко не все гладко. Уже не первый год оружейники говорят о систематическом срыве гособоронзаказа. Основная причина заключается в том, что Минобороны и предприятия ВПК не могут договориться о стоимости продукции. Конфликт на этой почве привел к тому, что контракты на 2011 год между Министерством обороны и Объединенной судостроительной корпорацией будут подписаны лишь сегодня в присутствии Владимира Путина. Почти 10 месяцев заказчик и производители не могли согласовать конечную сумму контрактов. Впрочем, и сейчас, после того, как удалось достичь компромисса, сумма этих контрактов не разглашается.
По словам военного эксперта Игоря Коротченко, эти подводные лодки могут быть приняты на вооружение уже в ближайший год. О битве за Арктику, и усилении подводного флота Накануне.RU рассказал директор Центра анализа мировой торговли оружием, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Вопрос: Владимир Путин заявил вчера, что Россия будет наращивать военную группировку на Северном морском пути. Существующие силы Северного флота недостаточны для обеспечения безопасности?
Игорь Коротченко: Дело в том, что Северный флот не обновлялся уже значительное количество лет. Это было связано с тем, что, особенно в 90-е годы, было практически прекращено строительство новых кораблей и подводных лодок. Сегодня совершенно очевидно, что, Арктика привлекает внимание очень многих ключевых геополитических игроков. Это связано, в первую очередь, с ожидаемым потеплением, таянием льдов и возможностями круглогодичной навигации по существующим трассам в Арктике. Все это повышает привлекательность Арктики и делает регион потенциально конфликтоопасным. Здесь также необходимо отметить наличие огромных запасов на шельфе углеводородного сырья – нефти и газа, а также наличие рыбных ресурсов. В целом получается, что если претендующие на освоение богатств Арктики страны не смогут подкрепить свои желания достаточной военно-морской мощью, то они могут просто остаться за бортом. Поэтому, декларации Путина абсолютно правильны, вопрос только в том, каким образом и в какие сроки мы будем иметь возможность увеличить наш военно-морской потенциал в Арктике.
Вопрос: Какая часть Северного флота наиболее сильно нуждается в обновлении и усилении?
Игорь Коротченко: Полагаю, что в первую очередь, необходимо сосредоточиться на строительстве новых многоцелевых атомных подводных лодок класса "Северодвинск". По государственной программе вооружения такие лодки будут строиться, но вопрос заключается в том, чтобы обеспечить их достаточное финансирование и, самое главное, увеличить темпы производства. Указанные подводные лодки благодаря своим тактико-техническим характеристикам позволяют решать самые разноплановые задачи. Во-первых, обеспечить слежение за деятельностью иностранных флотов и подводных лодок в акватории Северного ледовитого океана, во-вторых, многоцелевой функционал предполагает наличие различных видов оружия, в том числе и крылатых ракет морского базирования, что оптимальным образом повышает ударные возможности в конфликтных ситуациях. Самое главное, эти лодки малошумные, современные, и их многофункциональность, повторюсь, становится их ключевым качеством. Поэтому, я думаю, что наращивание подводных сил Северного флота и введение в состав Северного флота надводных боевых кораблей – это ключевое условие реализации тех тезисов, которые озвучил Путин.
Справка: Подводные лодки проекта 885 "Ясень" – проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (МПЛАТРК) четвёртого поколения. Закладка головного корабля класса "Ясень", получившего имя "Северодвинск", состоялась в 1993 году на "Севмаше". Вывод корабля из цеха состоялся 15 июня 2010 года в присутствии Президента России Дмитрия Медведева. В сентябре 2011 "Северодвинск" вышел в море на ходовые испытания. В 2009 году был заложен второй корабль серии и получил имя "Казань". Предполагается, что до 2020 года на вооружение будет принято 10 кораблей этого класса.
Вопрос: Сегодня в Северодвинске должно быть подписано пять контрактов в присутствии премьер-министра, связанных с проектированием и строительством двух лодок класса "Борей" и двух лодок класса "Ясень". В течение какого срока они могут поступить на вооружение?
Игорь Коротченко: Что касается "Бореев", то головная лодка "Юрий Долгорукий" успешно проводит испытания. Мы ждем важный этап в испытаниях морского комплекса "Булава" – залповая стрельба, и ожидаем, что после еще ряда пусков будет набран заданный коэффициент надежности для того, чтобы "Булава" могла быть принята на вооружение. Пока не будет набран заданный коэффициент надежности, естественно, ракета на вооружение принята быть не может. Последние успешные пуски внушают оптимизм в то, что те проблемы первоначального этапа испытаний, связанного в основном с некачественными комплектующими, которые приводили к авариям, они решены. С конструкторской точки зрения "Булава" получилась исключительно удачной. Это ракета, которая адаптирована под преодоление перспективной системы противоракетной обороны, которую разворачивают НАТО и США. У нее очень удобный короткий активный участок траектории, именно на этом участке баллистические ракеты наиболее уязвимы к поражению средствами ПРО. Также боевое оснащение ракеты "Булава" имеет большое количество всевозможных ложных целей, которое позволяет преодолевать ПРО на заключительном этапе после разведения боеголовок. Ожидаем, что в 2012 году, если все планирующиеся пуски, включая и залповую стрельбу, пройдут штатно, то комплекс будет принят на вооружение. Соответственно, головная подводная лодка уйдет в Вилючинск, на Камчатку, куда предназначены будут первые пять "Бореев" базирования на Тихоокеанском флоте.
Справка: Подводная лодка проекта 955 "Борей" – проект российской атомной подводной лодки стратегического назначения четвертого поколения. Головной корабль проекта "Юрий Долгорукий" был заложен в 1996 году на "Севмаше". В настоящий момент корабль завершает испытания. Также на стадии испытаний находится "Александр Невский" и в процессе постройки – "Владимир Мономах". Основным оружием подводных лодок класса "Борей" должен стать ракетный комплекс "Булава", который еще не завершил испытания.
Вопрос: А что касается "Северодвинска"?
Игорь Коротченко: Что касается "Северодвинска", головная лодка спущена на воду, также проходит испытания. Здесь, очевидно, сроки приема на вооружение могут быть отнесены чуть дальше. Если говорить оптимистично – в 2013 году лодка будет введена в боевой состав флота. Сроки будут зависеть от успешности испытаний, от возможностей оборонного комплекса и, в частности, предприятий Объединенной судостроительной корпорации, выйти на быстрые темпы серийного производства данных подводных лодок. В принципе, я могу сказать, что Объединенная судостроительная корпорация сегодня демонстрирует очень хороший потенциал. Роман Троценко, который находится во главе корпорации – современный энергичный менеджер нового поколения, государственно мыслящий человек. Поэтому я думаю, что вместе с потенциалом Объединенной судостроительной корпорации, при наличии финансирования проектов, которые реализует ОСК, данные цифры по количеству, как носителей баллистических ракет, так и многоцелевых подводных лодок, они будут выполнены в соответствии с государственной программой вооружения. Главное сегодня – обеспечить ритмичное финансирование всех этих проектов, потому что ОСК работает с огромным количеством поставщиков и, разумеется, здесь вопрос контрактации имеет большое значение. Контракты должны заключаться вовремя и деньги должны поступать хотя бы в объеме 80% -ного авансирования.
Вопрос: Те контракты, которые сегодня будут подписаны – последние по программе гособоронзаказа на 2011 год или что-то еще остается?
Игорь Коротченко: По той информации, которая есть – это все те контракты, которые планировалось подписать в 2011 году. Просто важно понимать, что это не гособоронзаказ 2011 года, потому что цикл строительства подводных лодок достаточно длителен и проекты, связанные со строительством подводных лодок должны контрактоваться в рамках, я так думаю, трехлетних, либо пятилетних контрактов. Здесь важно, чтобы были учтены и инфляционные коэффициенты и, самое главное, чтобы предприятию были полностью компенсированы все те расходы, которые возникают, когда предприятие берет кредит в коммерческом банке для выполнения работ для Министерства обороны. Должен быть разработан четкий механизм реализации компенсации за обслуживание кредита, в том числе, и погашение процентных ставок, со стороны государства.