Иеромонах Симеон: Рождество – это чудо, которое нельзя сравнить ни с чем
В московских храмах все готово для начала тождественных Богослужений. Как ожидается в ночь с пятницы на субботу в столичные храмы придет около миллиона прихожан. Как сообщили корреспонденту Накануне.RU в пресс-службе ГУ МВД по городу Москве, в обеспечении общественного порядка и безопасности верующих 6-7 января будет задействовано более 8 тысяч сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и дружинников. Усиленные наряды московской полиции будут нести службу возле 282 православных храмов, церквей и монастырей. Территорию, прилегающую к местам праздничных богослужений, заблаговременно обследовали кинологи со служебными собаками.
Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя отслужит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Она начнется в 23.00 по московскому времени.
Уже завтра начнутся многочисленные рождественские елки и детские праздники, посвященные Рождеству. Но так ли хорошо знакомо нам Рождество, как кажется на первый взгляд? О некоторых фактических сторонах события, которое случилось тысячи лет назад, корреспонденту Накануне.RU рассказал директор издательства московского Сретенского монастыря, кандидат филологических наук, иеромонах Симеон (Томачинский).
Вопрос: Многие отказываются верить в то, что Дева Мария зачала и родила ребенка и при этом осталась Девой. Как это могло произойти?
Иеромонах Симеон: В Библии довольно много вещей, которые никак не укладываются в наше рациональное восприятие мира. Вообще, это чудо, которое и сравнить ни с чем нельзя. Иногда как параллель приводят эпизод из истории Пророка Моисея, когда Бог явился ему в образе куста, который горел, но не сгорал. Эта Неопалимая Купина стала прообразом Пресвятой Богородицы. Хотя с человеческой точки зрения тут тоже ничего не понятно: как может куст, который обычно сгорает за считанные секунды, гореть и не сгорать?
Тайна рождения Христа - это тема, которая волнует и всегда будет волновать человечество. Вспомните недавний фильм Гая Ричи, там грабители идут за бриллиантами, переодевшись раввинами, и рассуждают на эту тему. В конце концов, они решают для себя, что все дело в неправильном переводе, мол, обозвали молодую женщину «девой». Ну и потом, пых-пах, бриллианты в кармане…
Сегодня тоже не все готовы признать, что в нашей жизни есть тайны, неподвластные человеческому разуму. Хотя, на мой взгляд, наличие таких тайн только обогащает нашу жизнь и помогает обратиться к Богу. Мы, православные христиане, исповедуем догмат о том, что Пресвятая Богородица была и осталась Девой до рождения Христа и после рождения.
Вопрос: Главным символом праздника является Вифлеемская звезда. Чем она была на самом деле? Звездой, в том понимании, что это было новое небесное тело? Может быть, и вправду, как о том пишут святые отцы, это был ангел в виде звезды?
Иеромонах Симеон: Звезда действительно находится как бы в центре праздника. Даже в тропаре, главном песнопении праздника, говорится о звезде, которая привела волхвов к Солнцу правды – Христу. Древние цари, которые служили звездам и искали в них мудрости и руководства, через само это служение обратились к истинному Богу – творцу всех земных стихий, в том числе солнца и звезд. И тот вопрос, который вы задали, интересовал очень многих ученых и богословов с самых ранних веков христианства. Сразу скажу, что единого мнения по этому поводу не существует. Есть три генеральные линии, которые господствовали в умах богословов в разное время. В православном богословии самой распространенной точкой зрения является та, что звезда была какой-то божественной или ангельской силой. Об этом, например, пишут святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский, который в толковании на Евангелие от Матфея прямо говорит: "Что звезда действительно была сила ангельская, видно из того, что она светила днем, из того, что она шла, когда шли волхвы, и стояла, когда они отдыхали, особенно же из того, что она шла от северной стороны, где Персия, к южной, где Иерусалим, - звезда же никогда не движется от севера к югу". На Западе были люди, которые пытались увидеть в Вифлеемской звезде некое природное явление. Так, в XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие чего возникла яркая звезда, которую можно было видеть даже днем. Кеплер вычислил, что подобное могло происходить трижды в годы, предшествующие началу современного летоисчисления. А вот знаменитый христианский мыслитель II века нашей эры Ориген предположил, что это могла быть комета. Такое объяснение тоже нельзя отвергать сразу, поскольку мы помним, что во время распятия Иисуса померкло солнце – оно совершенно неожиданно зашло в разгар дня. Там солнце зашло, не терпя страданий своего Создателя, а здесь звезда привела их к убогой пещере, где родился Спаситель. Это выглядит вполне логично. Третья точка зрения является некой квинтэссенцией двух приведенных. Ее сторонники утверждают, что Вифлеемская звезда была небесным телом, специально сотворенным Богом для особой миссии, и все ее странное для небесного тела "поведение" именно этой особой миссией и объясняется. Радикального различия между тремя этими точками зрения, на мой взгляд, не существует. Творец, как создатель природы и ее законов, естественно обладает полной властью для того, чтобы эти законы нарушить ради каких-то особых обстоятельств. Как бы мы не объясняли это событие, оно остается совершенно необычным, выдающимся, и показывает призвание мира к истинному Богу.
Вопрос: Вы упомянули волхвов, кем были эти люди, и почему они все бросили ради звезды и пошли искать родившегося младенца?
Иеромонах Симеон: Мне сразу вспоминается замечательна мозаика из церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, изображающая волхвов в их необычных костюмах. Их звали Гаспар, Бальтазар и Мельхиор. Прежде всего, хочу сказать, что эти люди были учеными, а не астрологами и оккультистами, как хотят представить их некоторые последователи современных тайных доктрин. Они не были служителями зла, колдунами, которые общались с темными силами. Они были мудрецами. По некоторым сведениям, впоследствии Гаспар, Мельхиор и Бальтазар были обращены в христианство апостолом Фомой и даже стали епископами, хотя это не очень надежные сведения. В недавно вышедшем в издательстве Сретенского монастыря «Синаксаре» – собрании житий святых, основанном на последних данных агиографии, ничего не говорится про то, что волхвы стали епископами или мучениками за Христа. Но они почитались как святые в древней Церкви и в Византии, их память празднуется как раз в Рождество. Их мощи были обретены в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и до определенного времени они находились в Константинополе. Сейчас золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе в Германии. Личностям волхвов посвящена небольшая глава в книге «Рождество Христово» замечательного русского литургиста и историка начала XX века Михаила Скабаллановича. Он говорит о том, что, будучи действующими правителями своих стран, Гаспар, Бальтазар и Мельхиор посвятили себя изучению смысла жизни и поиску истины в науке и философии, которые в то время были очень тесно связаны с астрономией. Поэтому появление новой звезды для них было событием чрезвычайным. Надо отметить, что в то время весть о приходе царя, после которого начнется золотой век, ожидал не только Древний Восток, но и весь античный мир. Пророчества о приходе Спасителя черпались не только из священных иудейских книг. Можно вспомнить знаменитую четвертую эклогу Вергилия в его «Буколиках», где повествуется, что от Девы родится младенец, который принесет "золотой век", можно вспомнить и знаменитые Сивиллины пророчества. Весь мир жил в ожидании Спасителя. Тем более, что в к началу I века до Рождества Христова Ветхий Завет был переведен на греческий, и многие просвещенные люди знали о пророчестве Валаама: «Воссияет звезда от Иакова». Так что появление Вифлеемской звезды на небе волхвы восприняли как призвание и знамение, поэтому, оставив свои государства, эти благочестивые мудрецы решили найти Богомладенца, чтобы поклониться Ему. Это совсем не удивительно, если вспомнить что в древности люди очень ценили мудрость. Царица Савская пришла в Иерусалим с территории нынешнего Йемена, чтобы послушать царя Соломона. Тогда это действительно было "путешествие на край земли".
Вопрос: А дары, которые они принесли Богомладенцу Христу, сохранились?
Иеромонах Симеон: Это может показаться невероятным, но это так. Божия Матерь сохранила дары, а перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви. В Святом Граде они находились примерно до четырехсотого года. Позже их перенесли в Константинополь, а когда "второй Рим" был захвачен турками, святыня оказалась под угрозой уничтожения. Дары волхвов спасла сербская царица Мария, которая была супругой турецкого султана. В 1470 году она перенесла их на Святую Гору Афон в монастырь святого апостола Павла. Мне довелось там побывать и своими глазами увидеть эти святыни. Ладан и смирна до сих пор благоухают. Впечатление от них очень сильное. Известно, что золото волхвы принесли Христу как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, который примет смерть ради спасения других. Есть и другое трактование, например, в нашем «Синаксаре» говорится о том, что золото также символизирует поклонение ангелов, ладан - поклонение людей, а смирна – поклонение душ усопших.
Вопрос: Стремясь погубить младенца Христа, царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в Вифлееме от новорожденных до тех, кому было 2 года. Что говорит современная библеистика об этих фактах, ведь четырнадцать тысяч человек, которые по преданию были убиты тогда, это очень много?
Иеромонах Симеон: Да, цифра, наверное, носит символический характер. Вифлеем сравнительно небольшой город. и трудно представить, что там могло быть 14 тысяч младенцев. Конечно, можно предположить, что туда на перепись, проводившуюся римскими властями, пришли многие люди, которые постоянно не жили в этом городе, но все равно это будет несоразмерно большая цифра. По всей видимости, она соотносится с цифрой 144 тысячи праведников, которая звучит в Откровении Иоанна Богослова, - тоже символическое число, 12, помноженное само на себя. Православная Церковь почитает убитых младенцев как мучеников. А мощи младенцев можно увидеть в Вифлееме. Мне тоже посчастливилось там побывать и увидеть их останки. Частицы мощей младенцев, пострадавших за Христа, можно увидеть и в некоторых московских храмах.
Вопрос: Про бегство Святого Семейства в Египет в Евангелии не сказано почти ничего. Что можно утверждать наверняка?
Иеромонах Симеон: Бегство в Египет стало предметом множества апокрифических сказаний и даже художественных произведений, созданных на их основе. Существует множество произведений изобразительного искусства по этой теме. Но достоверно нам известно о нем немного. В Египте близ Каира сохранилась коптская церковь на месте, где останавливалось Святое Семейство во время своего трудного и опасного путешествия. На мой взгляд, евангельский рассказ, пусть и лаконичный, дает исчерпывающую картину.
Вопрос: Как спасся новорожденный Иоанн Креститель, ведь по одной из версий его отца первосвященника Захарию убили именно из-за того, что он отказался сообщить местонахождение своего сына?
Иеромонах Симеон: Ирод приказал убить всех младенцев, родившихся в Вифлееме и его окрестностях, а Иоанн Креститель появился на свет в селении Эйн-Карем, которое располагалось юго-западнее Иерусалима. Это так называемая Горняя страна - там младенцев не убивали. Родителям Иоанна Крестителя не было необходимости идти на перепись в Вифлеем – иначе это непременно нашло бы свое отражение в Евангелии. Что же касается апокрифа, рассказывающего о смерти Захарии, то это спорный момент. Есть версия, что первосвященник был убит из-за того, что ввел в Святая Святых Иерусалимского храма Пресвятую Деву Марию. Он сам имел право заходить туда всего лишь раз в год, а появление женщин там было вообще недопустимо.
Вопрос: Полная загадок библейская история о Рождестве перекликается с сегодняшним днем. Многие христиане не понимают, как правильно праздновать Рождение Спасителя, например, колядовать или нет. Ведь теперь говорят, что это какие-то языческие отголоски.
Иеромонах Симеон: Сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий праздник рождения нового солнца – зимний солнцеворот. Таким образом, Церковь освятила и преобразила народные традиции. Это не отвержение, а именно преображение и перевод праздника в иную глубину. Церковь всегда преображала мир вокруг себя, и в этом смысле в колядках, которые стали песнопениями, славящими Христа, нет ничего языческого. Тем более, что Рождество - один из самых "детских" праздников в церковном календаре. Детская непосредственность и радость от подарков и песен вполне соответствует смыслу праздника. Конечно, кульминация праздника – это Рождественская служба, но с ним связаны и другие замечательные традиции. У нас в Сретенском монастыре братия тоже поет колядки, а хор с удовольствием выступает на детских праздниках, которые устраиваются в нашей воскресной школе. Это важно и для взрослых. У монахов особая жизнь, есть посты и бдения, но ведь праздник тоже надо почувствовать, прикоснуться к его атмосфере, через колядки и участие в детских праздниках это сделать проще. Кстати, последние несколько лет в Москве стали популярны флеш-мобы – профессиональные музыканты собираются в одном месте и начинают поочередно петь колядки. Простые горожане вначале удивляются, а потом и сами начинают петь. Для современного городского жителя, постоянно пребывающего в состоянии стресса, такие акции необходимы. Нельзя же все время думать только о хлебе насущном и пребывать в унынии. Ведь Рождество Христово принесло радость и мир в наши души.